Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Некоторые млекопитающие умеют нюхать под водой

Находясь под водой, крот-звездонос постоянно выдыхает и сразу же вдыхает обратно небольшие пузыри воздуха (фото из обсуждаемой статьи в Nature)

Вопреки прежним представлениям, некоторые млекопитающие могут ощущать запахи под водой. Для этого они выдыхают маленькие пузырьки воздуха, впитывающие запахи из воды, а затем вдыхают их обратно.

Обонятельный эпителий млекопитающих приспособлен для работы исключительно в воздушной среде. Традиционно считалось, что звери не могут пользоваться обонянием, находясь под водой. Кеннет Катаниа (Kenneth C. Catania) из Университета Вандербилта (Vanderbilt University, Нашвилл, Теннесси, США) показал, что это не так.

Исследователь изучил поведение двух полуводных зверьков из отряда насекомоядных — крота-звездоноса Condylura cristata и водяной бурозубки Sorex palustris. При помощи высокоскоростной видеозаписи ученый обнаружил, что оба зверька, находясь под водой, постоянно выдыхают и вдыхают обратно небольшие пузырьки воздуха.

Водяная бурозубка Sorex palustris — самый маленький ныряльщик среди млекопитающих — имеет водоотталкивающий мех (фото из обсуждаемой статьи в Nature)

Чтобы проверить, имеет ли это поведение какое-то отношение к обонянию, был поставлен следующий эксперимент. Животных помещали в клетку, из которой имелся выход в небольшой аквариум (25 × 50 см, глубина 6 см). Сначала зверьков приучали искать корм на дне аквариума. В качестве приманки использовалась их любимая пища: дождевые черви для кротов и рыба для бурозубок. На дне аквариума было две неглубоких бороздки, расходящихся в виде буквы V; в конце каждой бороздки имелась ямка, куда можно было положить корм так, чтобы звери его не видели. Одну из бороздок «натирали», соответственно, червяком или рыбой, чтобы посмотреть, сможет ли зверек «взять след» и найти невидимую приманку по запаху под водой.

И кроты-звездоносы, и болотные бурозубки отлично справлялись с этим заданием. Значит, обоняние под водой у них работает! Оставалось доказать связь подводного обоняния с выдыхаемыми пузырьками. Для этого бороздки на дне аквариума прикрывали сверху стальной сеткой таким образом, чтобы крот-звездонос не мог просунуть сквозь решетку чувствительные отростки своего звездчатого носа, но мог выдохнуть пузырек, чтобы он коснулся дна бороздки, и потом вдохнуть его обратно.

Кроты именно это и стали делать и находили пищу по запаху столь же успешно, как и без решетки. Однако когда эту решетку заменили другой, более мелкой, сквозь которую пузырьки не проходили, кроты перестали брать след. На бурозубках этот эксперимент поставить не удалось, потому что они не могут направлять выдыхаемые пузырьки вниз (кроты делают это при помощи своего чудесного носа). Тем не менее полученные результаты достаточно убедительно говорят о том, что звери чувствуют запахи под водой, и выдыхаемые пузырьки имеют к этому самое прямое отношение.

Автор указывает, что объем пузырьков и частота их вдыхания-выдыхания вполне соответствуют показателям, характерным для обнюхивания предметов в воздушной среде зверьками сопоставимого размера.

Источник: Kenneth C. Catania. Underwater 'sniffing' by semi-aquatic mammals // Nature. 2006. V. 444. P. 1024-1025.

Видеофильмы, показывающие, как крот-звездонос и болотная бурозубка обнюхивают предметы под водой.