С. Петранек

Истории мутантов: гомеозисные гены

С. Мац
Искривленное зеркало

Л. Полищук
Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах

В. Кузык
Нос на батарейках

Д. Мамонтов
Взглянуть инопланетянам в глаза

А. Бердников
Машинная точность

Р. Фишман
Великий уравнитель

С. Амстиславский, Д. Рагаева и др.
Эмбрионы и артериальная гипертензия

Мартышки произносят фразы из двух слов

Большая белоносая мартышка Cercopithecus nictitans из Санкт-Петербургского зоопарка, возможно, тоже умеет говорить — было бы с кем (фото с сайта www.spbzoo.ru)

Большие белоносые мартышки предупреждают сородичей о приближении хищников при помощи двух звуковых сигналов, один из которых обозначает леопарда, а второй — крупную хищную птицу. Как выяснилось, мартышки иногда используют простейшую фразу «леопард — орел», смысл которой отличен от простого суммирования смыслов двух составляющих ее слов. Исследователи видят в этом первый шаг на пути развития синтаксиса.

Составление фраз, в которых смысл отдельных слов зависит от контекста, обычно считается исключительно человеческим свойством. Однако в зачаточной форме эта способность присуща и некоторым животным.

Звуковая коммуникация у обезьян в целом развита не очень сильно (по сравнению, например, с китообразными). Так, «язык» обитающих в лесах экваториальной Африки больших белоносых мартышек состоит всего из двух «слов»: pyow (этот звук обычно издают при виде леопарда) и hack (так предупреждают о приближении венценосного орла Stephanoaetus coronatus). Самцы иногда издают эти звуки и вне связи с хищниками, особенно во время утренней трапезы и вечером, когда ищут место для ночлега.

Британские антропологи из Университета в Сент-Андрусе заметили, что самцы белоносых мартышек часто издают эти звуки в определенной последовательности (сначала от одного до трех «пяу», затем от одного до четырех «хаков»). «Фраза» может быть произнесена как при виде леопарда, так и при виде орла, а также в некоторых других ситуациях. По-видимому, для группы обезьян она служит сигналом к переходу на другое место.

Исследователи дали послушать запись рычания леопарда 17 группам мартышек, каждая из которых состояла из одного взрослого самца и нескольких самок с детенышами. Девять из семнадцати вожаков, заслышав леопарда, по крайней мере один раз произнесли заветную «фразу», остальные ограничились криками «леопард!». Через 20 минут после подачи исходного сигнала исследователи измеряли расстояние, на которое обезьянье семейство переместилось за это время. Оказалось, что те семьи, вожаки которых произнесли «фразу», переместились в среднем на 85 м, а все остальные — лишь на 17 м.

Наблюдения в природе показали, что произнесение «фразы» вожаком далеко не всегда связано с приближением хищников. Однако в ответ на этот сигнал группа всегда переходит на другое место. Так, из 72 серий звуковых сигналов, записанных в природе, 40,3% содержали по крайней мере одну «фразу»; после этого соответствующие группы мартышек переместились за 20 минут в среднем на 110 м. После издания вожаком серии сигналов, не содержащей «фразы», группа перемещается в среднем на 30 м, а если он молчит — лишь на 14 м.

Этот пример показывает, что комбинирование звуковых сигналов в новые «семантические структуры» позволяет животным с ограниченным врожденным набором звуков, которые они способны произнести, заметно расширить возможности звуковой коммуникации. По этому же пути, очевидно, шло и развитие членораздельной речи у человека.

Послушать «высказывания» белоносых мартышек можно здесь.

Источник: Kate Arnold, Klaus Zuberbühler. Language evolution: Semantic combinations in primate calls. Putty-nosed monkeys rely on two basic calling sounds to construct a message of utmost urgency // Nature. 2006. V. 411. P. 33.

З. А. Зорина. Эволюция разумного поведения: от элементарного мышления животных к абстрактному мышлению человека.
Скворцы понимают грамматику (радио «Свобода», 28.04.2006).
Качественной разницы между мышлением человека и животных нет (радио «Свобода», 24.04.2006).
Животные способны логически мыслить («Элементы», 26.02.2006).