С. Дробышевский
Параллельные человечества: истории упущенного шанса

К. Саган
«Голубая точка». Главы из книги

Д. Жуков
Нейрохимия колыбели

М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Хочешь быть здоров? Впадай в спячку

Бурундук Tamias sibiricus все лето страшно занят: ему приходится очень много есть, чтобы запасти энергию для зимней спячки (фото с сайта www.schmoker.org)

Известно, что во время зимней спячки организм теплокровных животных обладает повышенной устойчивостью к инфекциям, нарушениям в сердечно-сосудистой системе и развитию рака. Изучая действие «гормонов спячки», ученые надеются найти пути к предотвращению этих заболеваний.

Смена времен года — неотъемлемая часть нашей жизни. В животном и растительном мире смена сезонов сопровождается изменениями в поведении и физиологии живых организмов. Для многих теплокровных наступление зимних холодов влечет за собой недостаток кормов. Некоторые виды, включая грызунов, летучих мышей и медведей, приспособились выживать в холода, впадая в спячку на несколько месяцев.

С научной точки зрения, сезонная спячка представляет собой один из наиболее интересных и мало изученных биологических феноменов. Во время зимней спячки температура тела теплокровного животного иногда опускается до 0 градусов, при этом внутренние органы полностью защищены от фатальных воздействий низких температур, недостатка кислорода и бактериальных инфекций. Каким образом организм млекопитающих ежегодно преодолевает такие резкие изменения в метаболизме? Ученые считают, что разгадка кроется в присутствии специальных белков — гормонов, которые подготавливают организм к наступлению периода спячки.

Впадая в спячку, бурундук сворачивается калачиком, накрывая нос хвостом, чтобы подольше сохранять тепло (фото с сайта mdn.mainichi-msn.co.jp)

На первый взгляд сезонная спячка напоминает продолжительный сон, однако эти два процесса отличаются по многим биологическим параметрам. Наступление сна регулируется гормоном мелатонином, биосинтез которого варьирует в зависимости от времени суток. Сезонная же спячка управляется внутренними биоритмическими часами, скоординированными с продолжительностью светового дня и температурой окружающей среды.

В статье японских ученых, опубликованной в апрельском выпуске журнала Cell, описан ряд экспериментов с азиатскими бурундуками Tamias sibiricus, показавших, что сибирские бурундуки, помещенные в лабораторные условия (в темноту и холод), сохраняли способность к циклическим изменениям температуры тела на протяжении всего жизненного периода (который у бурундуков составляет приблизительно 10 лет). Примечательно, что каждое конкретное животное впадало в спячку в соответствии со своим индивидуальным расписанием.

Норияки Кондо с соавторами выделили из крови бурундуков специфический комплекс белков — НР20, который,по их мнению, и является ключевым гормоном, подготавливающим организм к наступлению спячки. Гормон НР20 синтезируется в клетках печени, секретируется в кровеносную систему и доставляется в головной мозг. Там белковый комплекс диссоциирует на два компонента — НР20с и НР55.

Японские биологи предположили, что распад комплекса приводит к функциональной активации его отдельных компонентов. Они измеряли температуру тела бурундуков каждые полчаса и составили графики изменения этой температуры в зависимости от уровня «гормона спячки», а также в ответ на введение антител, блокирующих действие этого гормона. Появление НР20с в тканях головного мозга в ответ на низкую температуру окружающей среды совпадало с наступлением спячки у бурундуков. А добавление специфических антител блокировало биологическую активность НР20с и приводило к существенному сокращению периода спячки.

НР20, по-видимому, является ключевым, но далеко не единственным гормональным комплексом, подготавливающим организм теплокровного животного к наступлению спячки. Лептины — другой класс гормонов — информируют головной мозг об уровне жировых резервов организма. Повышение уровня лептинов в тканях головного мозга сигнализирует о готовности организма к наступлению периода спячки.

По словам Норияки Кондо, азиатские бурундуки живут в 4-5 раз дольше таких же по размеру, но не впадающих в зимнюю спячку крыс. Так что изучение гормонов спячки поможет не только проникнуть в тайны иммунитета, но и, возможно, откроет путь к долголетию.

N. Kondo, T. Sekijima, J. Kondo, N. Takamatsu, K. Tohya, T. Ohtsu. Circannual control of hibernation by HP complex in the brain // Cell, Vol. 125, P. 161-172, 7 April 2006.
M. H. Hastings, F. J. P. Ebling. Hibernation proteins: Preparing life in the freezer // Cell, Vol. 125, P. 21-23, 7 April 2006.

Мария Шнырева