М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Д. Мамонтов
Межзвёздный полёт Breakthrough Starshot: проект Мильнера и Хокинга

С. Ястребов
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже

В. Мацарский
Математически выверенный способ легально установить диктатуру в США

Обнаружено самое жароустойчивое животное

Червь Paralvinella sulfincola в естественной обстановке на морском дне вблизи горячего источника. Видны похожие на цветы венчики щупалец (фото с сайта www.unites.uqam.ca)

Морской глубоководный кольчатый червь Paralvinella sulfincola, обитающий в окрестностях гидротермальных источников на дне Тихого океана, возможно, является самым теплолюбивым животным на планете. Эксперименты, проведенные в аквариуме с высоким давлением, показали, что эти черви предпочитают температуру от 40 до 50°C и легко выдерживают временное повышение температуры до 55°C.

Глубоководные гидротермальные источники — настоящие оазисы жизни в малонаселенных глубинах океана. Основу процветания гидротермальных сообществ составляет поступающий из земных недр сероводород, который служит пищей бактериям, а те, в свою очередь, обеспечивают пропитанием разнообразных креветок, моллюсков, червей и других животных. Гидротермальные сообщества, в отличие от всех остальных экосистем нашей планеты, получают практически всю необходимую энергию не от солнца, а из земных недр.

Температура морских горячих источников достигает 350°C, однако большинство обитателей гидротермальных оазисов в самый кипяток не лезут, а держатся подальше, там, где температура не превышает 30°C. Речь идет, конечно, о животных: многие прокариоты (бактерии и археи) отличаются гораздо более высокой жароустойчивостью. Например, известны прокариоты, лучше всего развивающиеся при температуре 100-105°C и начинающие сильно мерзнуть уже при 80°C. Для эукариот — организмов с клеточным ядром (к ним относятся животные, растения, грибы и простейшие) максимально допустимая температура гораздо ниже. Самым теплолюбивым представителем эукариот, по-видимому, является гриб Chaetomium thermophile, растущий при 55°C. Для подавляющего большинства животных даже такая температура смертельна.

Вестиментиферы — родственники кольчатых червей, типичные обитатели глубоководных гидротермальных оазисов. Вестиментиферы не имеют пищеварительной системы и живут за счет симбиотических серных бактерий. Их кишечник превратился в тяж, наполненный микроскопическими симбионтами. Кровь вестиментифер переносит не только кислород, необходимый самому червю и бактериям для дыхания, но и сероводород, который служит бактериям пищей (фото с сайта www.unites.uqam.ca)

Исследователи тихоокеанских гидротерм давно обратили внимание, что кольчатые черви Paralvinella sulfincola подбираются к выходам перегретых подземных вод гораздо ближе, чем другие животные. Однако измерить температуру воды в непосредственной близости от этих червей оказалось не так-то просто из-за сильной турбулентности (черви сидят как раз в той зоне, где раскаленные подземные воды активно перемешиваются с холодными водами океанских глубин), и результаты измерений оказывались спорными и противоречивыми.

Зоологам из Гарвардского университета и Университета штата Вашингтон (США) удалось решить эту проблему, создав для поднятых с глубины 1800 м червей приемлемые условия существования в специальном аквариуме с высоким давлением. Глубоководные черви в этом аквариуме чувствовали себя неплохо, оставались живы в течение многих суток и активно ползали, что позволило определить их температурные предпочтения.

В один конец аквариума помещали нагреватель, в другой — охладитель, так что создавался плавный перепад температур от 20 до 60°C. После этого ученые смотрели, куда поползут черви и в какой зоне аквариума они будут скапливаться. Оказалось, что черви предпочитают температуру от 40 до 50°C, а иногда ненадолго заползают и в область с температурой 55°C. Впрочем, нагревание всей воды в аквариуме до 55°C червям очень не понравилось (по прошествии двух часов они, по словам авторов, стали неестественно корчиться), а когда воду нагрели до 60°C, все животные погибли через несколько минут.

Тем не менее, рекорд для животного царства все-таки был установлен. Хотя некоторые членистоногие (например, рачок Potamocypris и муравей Cataglyphis) могут выдерживать нагревание до 50°C в течение непродолжительного времени, только червь Paralvinella sulfincola чувствует себя при такой температуре комфортно.

Источник: Peter R. Girguis, Raymond W. Lee. Thermal Preference and Tolerance of Alvinellids // Science. 2006. V. 312. P. 231.

В. В. Малахов, А. В. Гебрук. Черные курильщики.
В. В. Малахов. Вестиментиферы — автотрофные животные (PDF, 427 Кб).