Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Начинается новый этап в изучении Венеры

Venus Express над облаками Венеры (рис. с сайта www.esa.int)

Сегодня, 11 апреля, к Венере прибывает европейская межпланетная станция «Венера-Экспресс». После выхода на орбиту вокруг Венеры в течение 2 месяцев будет продолжаться подготовка аппаратуры к работе, после чего начнется полуторагодовая исследовательская фаза.

«Венера-Экспресс» (Venus Express) была создана Европейским космическим агентством (ESA) и запущена 9 ноября прошлого года с космодрома Байконур российской ракетой-носителем «Союз» с новым усовершенствованным разгонным блоком «Фрегат». Полет продолжался более 5 месяцев и сопровождался несколькими коррекциями траектории.

Подготовка к выходу на орбиту вокруг Венеры началась 4 апреля — включением передатчика, присоединенного к ненаправленной радиоантенне аппарата. Сигнал этой антенны очень слабый, но по нему 70-метровый радиотелескоп центра дальней космической связи NASA может, основываясь на эффекте Доплера, непрерывно и с высокой точностью следить за изменениями скорости космического аппарата в ходе маневрирования.

Начало основной фазы торможения назначено на 11 часов 17 минут по московскому времени. Примерно в течение часа перед этим будет выполняться ориентирование аппарата, необходимое для того, чтобы тормозной импульс был направлен точно в нужную сторону. После включения основной двигатель аппарата будет непрерывно работать 50 минут, что позволит погасить 15% скорости аппарата относительно Венеры — с 8 до 6,8 км/с. Этого едва достаточно для гравитационного захвата — аппарат выйдет на очень вытянутую переходную эллиптическую орбиту с высотой перицентра 250 км над поверхностью Венеры и апоцентром в 220 тыс. км (чуть больше половины расстояния от Земли до Луны). Отметим, что в 11:45 аппарат с работающим двигателем на 10 минут скроется позади Венеры, и его сигналы перестанут принимать на Земле.

Рабочая орбита Venus Express (рис. с сайта www.esa.int)

Сразу же после торможения на аппарате будет развернута узконаправленная антенна для высокоскоростной связи с Землей и первым делом будет передана телеметрическая информация о состоянии станции. В течение следующих двух суток будет выполняться последовательное включение и тестирование научной аппаратуры. Если всё пройдет гладко, то в момент прохождения апоцентра орбиты аппарат сделает снимки Венеры, на которых будет видна почти вся освещенная сторона планеты. В дальнейшем такой возможности уже не представится, поскольку орбита станции будет снижаться. В течение месяца будет произведена серия из семи коррекций орбиты, и в итоге к 7 мая аппарат выйдет на рабочую полярную орбиту с высотой апоцентра 66 тыс. км и периодом обращения 24 часа.

Основная фаза научных исследований начнется 4 июня, когда будет завершена калибровка всех приборов. Номинальная продолжительность этой фазы составляет 500 земных суток, после чего может быть принято решение о ее продлении. Станция несет комплекс спектрометрической аппаратуры, охватывающий диапазон от инфракрасного излучения до ультрафиолета, магнетометр, радиометр, камеры для наблюдения покрытий звезд диском планеты, а также — впервые в истории исследований Венеры — специальную камеру, работающую в узкой полосе инфракрасного излучения, которая попадает в так называемое окно прозрачности в облаках Венеры. Это даст возможность наблюдать нижние слои атмосферы планеты, а возможно, даже ее поверхность.

После завершения работы зонда «Магеллан» в 90-х годах прошлого века это первая специализированная «венерианская» миссия. Исследователи возлагают на нее большие надежды и ждут существенного обновления наших знаний о природе ближайшей к Земле планеты Солнечной системы.

Александр Сергеев

Трехмерная модель аппарата «Венера-Экспресс» на сайте ESA.