Л. Краусс
«Страх физики». Глава из книги

Р. Фишман
Клеточный автомат: возможна ли автоматическая жизнь?

Т. Пичугина
Как увидеть тень черной дыры

Интервью с В. Сурдиным
Полет на Луну — это командировка на неделю

А. Акопян
Как ищут тёмную материю

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Почему шимпанзе не болеют раком

Прочтенный недавно геном шимпанзе поможет людям в борьбе с болезнями, к которым наши ближайшие родственники более устойчивы, чем мы. Рак — одна из таких болезней (изображение с сайта www.genome.gov)

Испанские ученые сравнили нуклеотидные последовательности генов, связанных с развитием раковых опухолей, у человека и шимпанзе. Выявлено более 1500 различий. Генетики полагают, что детальный анализ этих различий позволит найти причину загадочной устойчивости обезьян к онкологическим заболеваниям.

Ежегодно в мире около 6 млн человек умирает от рака. По прогнозам ВОЗ, эта цифра через пару десятилетий может удвоиться. Причины рака многочисленны, разнообразны и во многом загадочны. Медики различают более 200 видов онкологических заболеваний, каждое из которых имеет свою специфику, однако у них есть общая основа: неконтролируемое размножение клеток.

Причиной заболевания могут стать самые разные нарушения сложнейших механизмов, контролирующих деление клеток нашего организма, а также их апоптоз — программируемую смерть (точнее говоря, самоубийство). Во многих случаях непосредственной причиной рака являются мутации, возникающие в течение жизни в отдельных клетках человеческого тела. Выявлено множество человеческих генов, мутации в которых чреваты развитием злокачественных новообразований. В большинстве своем это очень важные, совершенно необходимые для жизни гены, отвечающие за целостность организма и не позволяющие отдельным клеткам забывать о том, что главная их задача — функционировать на благо целого.

Помимо прижизненных мутаций, происходящих в отдельных клетках взрослого организма, большую роль в онкологии играет наследственная предрасположенность. Известен ряд генов, определенные вариации (аллели) которых, передаваемые по наследству, влияют на вероятность тех или иных онкологических заболеваний.

Известно, что наши ближайшие родственники — шимпанзе и другие приматы — болеют раком чрезвычайно редко. Причины тому могут быть разные: более здоровый образ жизни, отсутствие характерного только для людей долгого «пострепродуктивного периода» (вероятность рака растет с возрастом, а обезьяны умирают, не успев состариться). Кроме того, устойчивость приматов к раку может быть обусловлена генетическими причинами. Сравнив геном человека с недавно прочтенным геномом шимпанзе, можно попытаться найти те генетические особенности наших родичей, которые обусловили их невосприимчивость к одной из самых страшных для человека болезней.

Хосе Пуэнте из испанского Университета Овьедо и его коллеги из Испании и США сравнили 333 человеческих гена, связанных с развитием раковых опухолей, с соответствующими (ортологичными) генами шимпанзе. Выяснилось, что у шимпанзе имеются ортологи всех этих генов без исключения (это еще раз подтверждает, что гены, связанные с онкологией, относятся к числу жизненно важных). Для сравнения, из 560 генов протеаз (белков, расщепляющих другие белки) человека и шимпанзе 7 отсутствуют либо у одного, либо у другого вида.

Сходство аминокислотных последовательностей белков, кодируемых вышеупомянутыми 333 генами, у человека и шимпанзе составляет 99,38% (что соответствует среднему уровню сходства белков у наших видов). Тем не менее между «онкогенными» белками человека и шимпанзе обнаружено 1542 различия (под единичным различием понимается замена, утрата или вставка одной аминокислоты). Любое из этих различий может оказаться важным, так что авторы обеспечили себя и своих последователей достаточным объемом работы на долгие годы.

Особого внимания, по мнению авторов, заслуживает различие, обнаруженное в гене p53. 72-ую позицию в белке p53 у шимпанзе (и, по-видимому, у всех остальных обезьян) занимает аминокислота пролин, а у людей — аргинин. Правда, не у всех. От 8 до 45% людей (частота аллеля варьирует у разных народов) имеют «обезьяний» вариант белка с пролином в 72-ой позиции. «Аргининовый» вариант белка p53 — чисто человеческое новоприобретение, не встречающееся у обезьян. По некоторым данным, люди с таким белком имеют повышенные шансы заболеть раком (хотя этот факт некоторыми специалистами оспаривается и нуждается в дополнительной проверке).

Возможно, аргинин в 72-ой позиции дает людям какое-то другое, пока неизвестное, преимущество, более важное, чем повышенный риск онкологических заболеваний. Когда дело касается ключевых белков, контролирующих базовые клеточные функции, даже изменение одной аминокислоты может иметь множество разнообразных последствий, и не так-то просто найти оптимальный компромисс между разнообразными и противоречивыми «требованиями», предъявляемыми организмом и внешней средой к каждому такому белку.

Источник: Puente X. S. et al. Comparative analysis of cancer genes in the human and chimpanzee genomes (Pdf, 196 Кбайт) // BMC Genomics 2006, 7:15.

Веб-страничка Всемирной организации здравоохранения, посвященная раку.
Геном шимпанзе.