Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Дружба человека с собакой основана на родительском инстинкте

Что общего между детьми и собаками? Наша любовь к ним, считают психологи (фото с сайта www.ijhc.org)

В общении с четвероногими друзьями и женщины, и мужчины используют поведенческие стереотипы, выработавшиеся в ходе эволюции для общения с детьми. Способность переносить этот стиль взаимоотношений на других социальных партнеров — будь то домашние животные или взрослые соплеменники — могла сыграть важную роль в антропогенезе.

Эмануэла Прато-Превиде (Emanuela Prato Previde) и ее коллеги из Миланского института психологии провели серию наблюдений над поведением собак и их хозяев в непривычных, стрессовых условиях. Сначала каждую парочку (собаку и ее хозяина) помещали в полупустую комнату со странной обстановкой, состоящей из пары стульев, чашки с водой, пустой пластиковой бутылки, двух мячиков, игрушки на веревочке, игрушки-пищалки и видеокамеры, которая фиксировала всё происходящее. Затем хозяина уводили в соседнюю комнату, где он мог наблюдать на мониторе страдания оставшейся в одиночестве собаки. После недолгой разлуки хозяина пускали обратно. Затем следовала вторая, более длительная разлука и новое счастливое воссоединение.

Людям — участникам эксперимента (среди них было 15 женщин и 10 мужчин) хитрые психологи сказали, что их интересует поведение собаки, и попросили вести себя как можно естественнее. На самом деле объектом исследования были не собаки, а их хозяева.

Каждое действие подопытных тщательно фиксировалось и классифицировалось. Было подсчитано точное число поглаживаний, объятий, поцелуев, игровых действий и так далее. Особое внимание уделялось произнесенным словам.

Выяснилось, что как мужчины, так и женщины в своем общении с четвероногим другом использовали множество поведенческих элементов, характерных для общения родителей с маленькими детьми. Особенно показательными были речи испытуемых, изобиловавшие повторами, уменьшительными формами слов, ласковыми именами и другими характерными чертами так называемого «материнского языка». После долгой разлуки (сопровождавшейся более сильным стрессом и для «брошенной» собаки, и для наблюдавшего за ее переживаниями хозяина) игровая активность испытуемых заметно снижалась, зато возрастало число объятий и прочих сюсюканий. Мужчины болтали со своими собаками несколько меньше, чем женщины, но это могло быть связано с тем, что мужчины острее реагируют на присутствие видеокамеры: возможно, они боялись показаться смешными, разговаривая с собакой. Других существенных различий в поведении мужчин и женщин не выявилось.

В этом чисто наблюдательно-описательном исследовании не было ни контроля, ни большой статистики, никому не отключали никаких генов, не вводили в мозг искусственных вирусов и никого не заставляли светиться зеленым флюоресцирующим белком медузы. Тем не менее авторы считают, что их результаты — серьезный довод в пользу гипотезы о том, что собако-человечий симбиоз изначально был построен на перенесении «родительского» стереотипа поведения на новых четвероногих друзей. Эту гипотезу подтверждают и другие факты. Например, в некоторых традиционных культурах, не затронутых цивилизацией, принято держать массу совершенно бесполезных домашних питомцев, причем во многих случаях с ними обращаются в точности как с детьми, женщины даже кормят их грудью. Может быть, и первые волчата, поселившиеся в жилище палеолитического человека, не выполняли никаких утилитарных функций, и приютили их наши предки не для помощи на охоте и не для охраны пещеры, а лишь для душевного комфорта, для дружбы, для взаимопонимания? Романтическая, но вполне уважаемая многими серьезными психологами гипотеза.

К сказанному в статье можно добавить, что способность переносить на других социальных партнеров стиль поведения, выработанный для общения с детьми, могла сыграть важную роль в эволюции человека разумного. В ходе антропогенеза происходило снижение внутривидовой (и в первую очередь внутрисемейной) агрессии и развитие навыков сотрудничества, мирного решения конфликтов. С этим могло быть связано уменьшение челюстей и зубов, в первую очередь клыков, которые у самцов приматов служат признаком мужской силы и используются в основном в схватках с другими самцами, для устрашения конкурентов и привлечения самок. На ранних этапах эволюции гоминидов клыкастые самцы вышли из моды. Уже у самцов австралопитеков клыки были небольшие, что в сочетании с сильным половым диморфизмом (самцы намного крупнее самок) оценивается антропологами как парадокс. Для приматов с сильным половым диморфизмом характерен патриархат: самец-деспот держит сородичей в повиновении, и непременным атрибутом такого самца являются устрашающие клыки.

Австралопитек африканский (3–2,5 млн лет назад). Череп детеныша (слева) выглядит почти по-человечески, чего не скажешь о черепе взрослого (справа). Фото с сайтов www.macroevolution.narod.ru и www.mnh.si.edu

Известно, что в преобразованиях черепа, происходивших в ходе эволюции человека, присутствовал элемент педоморфоза (сохранение детских признаков в зрелом возрасте): череп человека больше похож на череп детенышей обезьян, чем взрослых животных. «Инфантилизация» была комплексной: относительное увеличение черепной коробки было тесно связано с уменьшением челюстей и зубов. Лобастые и мелкозубые самцы, скорее всего, были менее агрессивны и более рассудительны. Закреплению этих признаков мог способствовать половой отбор, которому удалось «зацепиться» за древний родительский инстинкт — за те нежные чувства, которые млекопитающие испытывают к своим короткоморденьким и лобастеньким детенышам. Всё это, однако, не более чем предположение автора данной заметки, навеянное статьей итальянских психологов.

Источник: Prato-Previde E., Fallani G., Valsecchi P. Gender Differences in Owners Interacting with Pet Dogs: An Observational Study // Ethology. 2006. V. 112. №1. P. 64-73.

Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens.
М. Л. Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.