Л. Краусс

Как ищут тёмную материю

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Древние человеческие следы оказались слишком древними

Один из загадочных мексиканских «следов» (фото с сайта www.newscientist.com)

Возраст человеческих следов, запечатлевшихся в слое вулканического пепла в Мексике, был оценен первооткрывателями в 38 тыс. лет — на грани реального, но всё же теоретически допустимо. Применение других методов датировки сделало следы древнее более чем на миллион лет. «Это уж слишком, — решили многие специалисты. — Значит, это вообще не следы».

В 2003 году группа археологов под руководством Сильвии Гонзалес (Silvia Gonzalez) из Университета Джона Мура (Ливерпуль, Великобритания) обнаружила человеческие следы, запечатленные в слое вулканического пепла в 130 км к юго-востоку от мексиканской столицы. Чтобы определить возраст этих следов, археологам понадобилось около двух лет. И вот в июле 2005 года мир облетело сенсационное известие: следы оказались чрезвычайно древними. Их возраст определялся тремя разными способами. Присутствующие в слое кости и раковины анализировались методом электронного спинового резонанса и радиоуглеродным методом, вмещающая порода была подвергнута люминесцентному анализу (о люминесцентном анализе см. статью "Luminescence dating in archaeology: From origins to optical", pdf, 6,5 Mb). Итоговый результат — 38 тыс. лет — намного превышал возраст самых древних известных на сегодняшний день свидетельств присутствия человека в Новом Cвете. Напомним, что, согласно общепринятой версии, подкрепляемой археологическими и генетическими данными, заселение обеих Америк произошло не ранее, чем 15-20 тыс. лет назад.

Несмотря на сенсационность, полученный результат не был абсолютно неприемлемым с точки зрения современных представлений об эволюции и расселении человека разумного. Homo sapiens вышел из Африки около 80 тыс. лет назад и быстро расселился по Южной Азии, а 50-60 тыс. лет назад проник в Австралию. Поэтому предположение о том, что люди могли достичь Америки 40 тыс. лет назад, переплывая от острова к острову, в принципе имело право на существование, хотя и вызывало большие сомнения.

Этот отпечаток Гонзалес и ее коллеги интерпретируют как след левой ноги человека (вполне современная нога 43-го размера показана для масштаба). Фото с сайта www.mexicanfootprints.co.uk

Сейчас ситуация резко изменилась. 1 декабря в Nature опубликована статья Поля Ренне и его коллег, которые переопределили возраст вулканической породы с загадочными отпечатками, используя методы, отличные от примененных командой Гонзалес (палеомагнитный метод и анализ соотношения изотопов 40Ar/39Ar). Возраст получился еще более невероятный: 1,30+/–0,03 млн лет по аргону и 1,07-1,77 млн лет по «палеомагнитке»!

В это время человека разумного еще просто не существовало! Ренне и его соавторы справедливо заключают, что возможны два объяснения: либо «углубления», интерпретированные археологами как следы человека, в действительности следами не являются, либо Америка была заселена древними гоминидами, предками нашего вида, свыше миллиона лет назад. В это время в Старом Свете были широко распространены представители вида Homo erectus (человека прямоходящего), в просторечье именуемые питекантропами. Второе предположение представляется Ренне и его коллегам чрезвычайно маловероятным.

Сильвия Гонзалес, получившая от Британского Совета по изучению окружающей среды 370 000 долларов на продолжение работ, собирается в начале следующего года вновь отправиться в Мексику и добыть неопровержимые доказательства того, что найденные ею отпечатки действительно являются человеческими следами (для этого нужно найти следы хорошей сохранности, расположенные не на открытой всем ветрам поверхности, а в толще породы).

Пожелаем ей успеха, а всем археологам и палеонтологам — более надежных методов абсолютной датировки!

Происхождение и эволюция человека.
С. А. Васильев. Сибирь и первые американцы.
И. А. Захаров. Центральноазиатское происхождение предков первых американцев.
Н. Н. Каландадзе. Все хотят стать Людьми, но не все могут (весьма дискуссионная работа, в которой приводятся некоторые факты, которые, по мнению автора — известного палеонтолога, свидетельствуют о давнем присутствии человека в Америке).