С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

М. Кронгауз
«Русский язык на грани нервного срыва. 3D». Главы из книги

Б. Штерн
Ближайшие пригодные для жизни экзопланеты: где они, как их можно наблюдать и как их достичь

Р. Фишман
Истории мутантов: гомеозисные гены

С. Мац
Искривленное зеркало

Л. Полищук
Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах

В. Кузык
Нос на батарейках

Д. Мамонтов
Взглянуть инопланетянам в глаза

А. Бердников
Машинная точность

Р. Фишман
Великий уравнитель

Однаружены два новых вида птерозавров

Птерозавры Nurhachius ignaciobritoi (вверху) и Feilongus youngi (внизу). Работа художников Маурилио Оливейры (Maurilio Oliveira) и Орландо Грилло (Orlando Grillo). Изображение с сайта www.livescience.com

На северо-востоке Китая, в провинции Ляонин, обнаружены два неизвестных науке вида летающих ящеров, бороздивших просторы Поднебесной 120 миллионов лет назад.

Как и все птерозавры, Feilongus youngi и Nurhachius ignaciobritoi (такие названия получили новые виды) имели длинные клювы и острые зубы. Отличительная особенность Feilongus youngi — два «гребешка», один из которых идет вдоль его тридцатисантиметрового клюва, а второй — вдоль задней части головы. Его верхняя челюсть была немного длиннее нижней. Зубы птерозавра Feilongus youngi имели загнутую игловидную форму, а зубы Nurhachius ignaciobritoi — треугольную. Размах крыльев у представителей обоих видов составлял около 2,5 метров, сообщает Live Science. Ранее похожие особи встречались палеонтологам только на территории Европы.

В то время, когда жили эти птерозавры, летающие рептилии уже вынуждены были делить небо с птицами. Ученые полагают, что новое открытие поможет сделать еще один шаг к разгадке того, каким образом распределялись «сферы влияния» древних птиц и птерозавров.

Согласно одной из гипотез, птерозавры господствовали в прибрежных районах, тогда как птицы предпочитали области, удаленные от моря, пишет National Geografic. По мнению Александра Келлнера (Alexander Kellner), палеонтолога из Федерального университета в Рио-де-Жанейро, новые находки не противоречат этой гипотезе. Хотя в провинции Ляонин, расположенной далеко от океана, найдено уже 15 видов птерозавров, число обнаруженных здесь видов древних птиц значительно больше. Для береговых же областей характерно значительное преобладание птерозавров над птицами. Джеффри Вилсон (Jeffrey Wilson), палеонтолог из Мичиганского университета (США), призывает не торопиться с выводами, поскольку работа ученых в Китае еще далека от завершения.

Результаты исследования, которое, по словам Келлнера, «свидетельствует о куда большем разнообразии птерозавров, чем кто-либо мог ожидать», опубликованы в журнале Nature.