Американским ученым удалось воссоздать вирус «испанского гриппа», унесший в 1918 году, по разным оценкам, от 20 до 50 миллионов человеческих жизней. Исследователи, работающие над этим проектом, надеются, что изучение смертоносного вируса поможет эпидемиологам планеты подготовиться к следующей пандемии.
Воскрешение уже принесло первую мрачную сенсацию: анализ возроженного вируса подтвердил, что «испанка» была вирусом птичьего гриппа, сумевшего преодолеть межвидовой барьер и приступить к «освоению» человеческого материала. Генетическое исследование показало, что современный птичий грипп (штамм H5N1) уже приобрел ряд признаков, которые в свое время сделали «испанский грипп» смертельно опасным. Правда, ученые пока затрудняются сказать, как много времени потребуется H5N1, чтобы стать второй «испанкой», пишет OxfordPress.com.
Предварительные результаты исследования опубликованы одновременно в журналах Nature и Science. В публикации в Nature доктор Джеффри Таубенбергер (Jeffery Taubenberger) и его коллеги из Института патологии Вооруженных сил США сообщают, что геном вируса был получен из тканей жертв испанского гриппа — двух молодых солдат (результаты их вскрытия были законсервированы и оставлены на хранение в институте) и женщины, чье тело все эти годы было погребено в вечной мерзлоте Аляски.
С помощью методов «реверсивной генетики» группа исследователей из Медицинской школы «Маунт Синай» (Нью-Йорк, США) произвела реконструкцию отдельных генов вируса на основе последовательности Таубенбергера и передала полученные образцы доктору Теренсу Тампи (Terrence Tumpey) — главному микробиологу Центра по контролю и предотвращению эпидемий. Доктор Тампи, в свою очередь, поместил эти гены в лабораторные клеточные культуры, где и произошла их окончательная сборка в действующий и самостоятельно размножающийся вирус. При проведении эксперимента были приняты меры предосторожности, обычные при работе со смертельно опасными вирусами, а также ряд дополнительных мер, разработанных специально для микроорганизмов, могущих быть использованными для биотеррора.
Действие воскрешенной «испанки» было проверено на мышах, куриных эмбрионах и образцах живой легочной ткани человека. В течение нескольких дней вирус убил всех грызунов и все куриные эмбрионы, а также продемонстрировал высокие темпы размножения в образцах легкого — даже в тех из них, что были специальным образом замаскированы под другие ткани человеческого организма, обычно не поддающиеся заражению вирусом.
Исследование восстановленного генома показало, что «испанка» была почти чистокровным вирусом птичьего гриппа, а не причудливой комбинацией фрагментов ДНК птичьего и человеческого штаммов вируса. Кроме того, в каждом из восьми генов вируса присутствовал набор мутаций, возникший в тот период, когда нестрашный, в общем-то, птичий грипп превратился в убийственную «испанку». Ученым так и не удалось найти «ключевую» мутацию, сделавшую вирус смертоносным: виновата вся совокупность мутаций.
По мнению доктора Таубенбергера, современный штамм H5N1 может пойти по тому же пути развития, что и «испанка». Прогноз, конечно, неприятный, но, как полагает Таубенбергер, есть в нем и положительные стороны: основываясь на данных анализа вируса «испанского гриппа», вирусологическое сообщество может составить собственную систему раннего предупреждения, проверяя все новые штаммы на наличие опасных мутаций и начиная противоэпидемиологические мероприятия задолго до того, как крупнейшие мегаполисы будут переведены на осадное положение.