К. Циммер
«Микрокосм». Глава из книги

Р. Докинз
«Эгоистичный ген». Глава из книги

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

У. Айзексон
«Инноваторы». Глава из книги

Н. Резник
Жираф большой, ему видней, и сам он хорошо заметен

М. Софер
Куда уходит лето?

С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

В. Мацарский
Разгневанный Эйнштейн и «темный» рецензент

Ник. Горькавый
Сказка о герцоге де Бройле, который открыл самые странные волны в мире

В. Аполлонов
Александр Михайлович Прохоров: к 100-летию со дня рождения

Еще у одной «десятой планеты» обнаружен спутник

Представление художника об объекте 2003 UB313 несколько изменилось (изображение с сайта www.newscientistspace.com)
Представление художника об объекте 2003 UB313 несколько изменилось (ср. иллюстрацию к новости Диаметр одной из «десятых планет» мог быть занижен). Изображение с сайта www.newscientistspace.com

Вокруг объекта 2003 UB313, открытого астрономом Майком Брауном (Mike Brown) из Калифорнийского технологического института, судя по всему, вращается небольшой спутник размером примерно в одну десятую «материнской» планеты.

Спутник, обнаруженный с помощью телескопа Keck II, получил наименование S/2005 (2003 UB313) 1, хотя все тот же Браун поспешил присвоить ему собственное, куда более поэтичное название — Габриэль (Gabrielle), в честь героини телесериала «Зена — королева воинов». Напомним, что самой «десятой планете» Браун дал имя Зена (Xena).

Данных о S/2005 (2003 UB313) 1 пока крайне мало. Известно лишь, что радиус орбиты этого спутника примерно в 10 раз меньше, а собственный диаметр — в 8 раз меньше, чем у Луны.

2003 UB313 — уже третий объект за пределами орбиты Нептуна, имеющий собственный спутник (спутники есть у Плутона и у другой «десятой планеты» — 2003 EL61). Как предполагает Майк Браун, механизм приобретения спутников всеми тремя планетами был один и тот же: спутники могли появиться в результате столкновений сопоставимых по размеру ледяных небесных тел — наподобие гипотетического столкновения Земли с другим крупным объектом, благодаря чему наша планета обзавелась Луной, пишет New Scientist SPACE.

Объект 2003 UB313 и его крохотный спутник (снимок WM Keck Observatory). Изображение с сайта www.newscientistspace.com

Теперь, когда у 2003 UB313 «появился» спутник, астрономы смогут более точно вычислить массу этого объекта и, сопоставив ее с массой Плутона, решить, действительно ли Зена может претендовать на получение статуса полноценной планеты.

Статья с описанием открытия была представлена в Astrophysical Journal Letters 3 октября.

Discovery of Gabrielle — W. M. Keck Observatory, 04.10.2005