Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Еще у одной «десятой планеты» обнаружен спутник

Представление художника об объекте 2003 UB313 несколько изменилось (изображение с сайта www.newscientistspace.com)
Представление художника об объекте 2003 UB313 несколько изменилось (ср. иллюстрацию к новости Диаметр одной из «десятых планет» мог быть занижен). Изображение с сайта www.newscientistspace.com

Вокруг объекта 2003 UB313, открытого астрономом Майком Брауном (Mike Brown) из Калифорнийского технологического института, судя по всему, вращается небольшой спутник размером примерно в одну десятую «материнской» планеты.

Спутник, обнаруженный с помощью телескопа Keck II, получил наименование S/2005 (2003 UB313) 1, хотя все тот же Браун поспешил присвоить ему собственное, куда более поэтичное название — Габриэль (Gabrielle), в честь героини телесериала «Зена — королева воинов». Напомним, что самой «десятой планете» Браун дал имя Зена (Xena).

Данных о S/2005 (2003 UB313) 1 пока крайне мало. Известно лишь, что радиус орбиты этого спутника примерно в 10 раз меньше, а собственный диаметр — в 8 раз меньше, чем у Луны.

2003 UB313 — уже третий объект за пределами орбиты Нептуна, имеющий собственный спутник (спутники есть у Плутона и у другой «десятой планеты» — 2003 EL61). Как предполагает Майк Браун, механизм приобретения спутников всеми тремя планетами был один и тот же: спутники могли появиться в результате столкновений сопоставимых по размеру ледяных небесных тел — наподобие гипотетического столкновения Земли с другим крупным объектом, благодаря чему наша планета обзавелась Луной, пишет New Scientist SPACE.

Объект 2003 UB313 и его крохотный спутник (снимок WM Keck Observatory). Изображение с сайта www.newscientistspace.com

Теперь, когда у 2003 UB313 «появился» спутник, астрономы смогут более точно вычислить массу этого объекта и, сопоставив ее с массой Плутона, решить, действительно ли Зена может претендовать на получение статуса полноценной планеты.

Статья с описанием открытия была представлена в Astrophysical Journal Letters 3 октября.

Discovery of Gabrielle — W. M. Keck Observatory, 04.10.2005