Ученые научились рассчитывать химические связи, используя многомерные пространства

Распределение плотности заряда электронов в молекуле H2 по молекулярной оси z. R — расстояние между ядрами. Окружностями показаны электронные орбиты в модели Бора (изображение с сайта arxiv.org)

Распределение плотности заряда электронов в молекуле H2 по молекулярной оси z. R — расстояние между ядрами. Окружностями показаны электронные орбиты в модели Бора (изображение с сайта arxiv.org)

Предложен простой и неожиданно очень точный метод расчета электронной структуры молекул, использующий свойства многомерных пространств. Новый подход может привести к бурному прогрессу в квантовой химии.

Человек может легко представить себе даже сложные двумерные фигуры. Для визуализации сложных трехмерных тел требуется уже достаточно развитое воображение, а представлять четырех- и еще более многомерные объекты способны лишь немногие.

В теоретической физике, почти парадоксальным образом, зачастую складывается противоположная ситуация: явления в «очень многомерном» пространстве описать бывает проще, чем в трехмерном. Так, конечно, случается не всегда, но зато когда такой подход срабатывает, он позволяет найти приближенные решения уравнений, которые никак не решались иными способами.

В недавней статье A. A. Svidzinsky, M. O. Scully, D. R. Herschbach, Physical Review Letter, 95, 080401 (17 August 2005) (статья также доступна как physics/0508085) сообщается об очень успешном применении этого подхода к описанию химической связи некоторых простых молекул.

Известно, что уже простейшая двухатомная молекула H2 (т. е. два электрона в поле двух ядер) недоступна точному решению в виде известных функций. Максимум, что здесь можно получить точными расчетами, — это некоторые неравенства (про них мы недавно писали в заметке Решена квантовая задача о стабильности четырех зарядов). Поэтому устройство сложных молекул обычно изучается лишь приближенно с помощью долгих численных расчетов на суперкомпьютерах, и прогресс в этой области физики определяется в основном ростом компьютерных мощностей.

Сейчас же, в рамках нового подхода, вычисление электронного строения и взаимодействия сложных молекул должно занимать гораздо меньше компьютерного времени. Авторы работы доказали, что в пространстве с очень большим числом измерений сложное дифференциальное уравнение можно свести к обычному, алгебраическому. А решение этого уравнения по силам уже наладонному компьютеру и даже некоторым особо продвинутым мобильным телефонам. Сравнение с известными экспериментальными результатами показало хорошую (авторы даже подчеркивают — «неожиданно хорошую») точность нового подхода.

Интересно также и то, что результат очень похож на построенную Нильсом Бором в 1913 году (еще до создания квантовой механики!) полуклассическую теорию химической связи в простых молекулах.

Игорь Иванов


7
Показать комментарии (7)
Свернуть комментарии (7)

  • spark  | 23.08.2005 | 14:18 Ответить
    Кстати, дополнительная ссылка: сегодня вышла более подробная и более познавательная статья тех же авторов physics/0508161 (http://arxiv.org/abs/physics/0508161) под названием "Пересмотр молекулярной модели Бора 1913 года".
    Ответить
  • MYuRyabikin  | 23.08.2005 | 19:10 Ответить
    Лишний раз убеждаешься, что новое - это хорошо забытое старое. В данном случае, уверен, забытое не всеми и не такое уж старое, но, как часто бывает с хорошими методами, в очередной раз переоткрывается. Концептуально и по математической постановке метод, о котором идет речь в процитированной статье - не что иное, как метод 1/N-разложения, хорошо известный в теор. физике. На эту тему существует очень хороший обзор: A. Chatterjee, Large-N expansions in quantum mechanics, atomic physics and some O(N) invariant systems, Physics Reports, v.186, n.6, pp.249-370 (1990).

    Идея метода 1/N-разложения была внедрена в квантовую механику из других областей физики, таких как статистическая физика и квантовая теория поля, где довольно часто встречается ситуация, когда обычная теория возмущений (ТВ) оказывается неработоспособной. В качестве примера можно привести задачу описания критического поведения физических величин при фазовых переходах. Фундаментальную роль в теории фазовых переходов играет параметр порядка, являющийся мерой упорядоченности системы в данной фазе. Для каждого конкретного фазового перехода эта величина имеет свою физическую природу и определенную размерность. Так, в теории магнитных переходов роль параметра порядка играет трехкомпонентный вектор намагниченности, а в случае фазового перехода жидкость - газ параметр порядка определяется как разность между плотностями в жидкой и газовой фазах и является скаляром и т.д. При использовании ТВ в теории фазовых переходов нулевым приближением служит приближение среднего поля, соответствующее пренебрежению флуктуациями параметра порядка, влияние которых при достаточном удалении от критической точки может быть учтено методом возмущений. Однако вблизи точки фазового перехода флуктуации параметра порядка становятся очень большими, и обычный подход ТВ оказывается неприменимым. Один из возможных выходов состоит в том, чтобы попытаться построить разложение по другому - возможно, скрытому - параметру задачи. Эта идея привела к появлению в теории фазовых переходов такого мощного метода, как метод 1/N-разложения. В его основе лежит тот факт, что, хотя параметр порядка в каждом конкретном случае, как было сказано выше, имеет строго определенную размерность, задача вычисления критических индексов, определяющих, например, зависимость намагниченности от температуры или напряженности внешнего магнитного поля вблизи точки фазового перехода, может быть формально обобщена на случай произвольной размерности N параметра порядка. При этом оказывается, что в предельном случае бесконечных N задача становится точно решаемой. Для улучшения точности расчетов при заданной конечной величине N может быть построено разложение по параметру 1/N.

    Аналогичный подход предлагался, часто независимо, для решения различных задач в многокомпонентных теориях поля, квантовых спиновых моделях, ядерной физике, квантовой хромодинамике и т.д. Все задачи, о которых в данном случае идет речь, допускают прямое обобщение на произвольное число N некоторых внутренних степеней свободы. Если это число N рассматривать как свободный параметр и устремить его к бесконечности, то задача существенно упрощается (например, в квантовой хромодинамике, где N - число "цветов", при N, стремящемся к бесконечности, сохраняются лишь фейнмановские диаграммы определенного типа). Хотя в различных физических теориях параметр N имеет различную природу и относится к различным объектам, существует общее свойство: в пределе больших N динамика системы приобретает некоторые классические черты, что и приводит к упрощению задачи (так, в квантовых спиновых моделях роль N играет величина спинового момента; при бесконечно большом N спин может иметь любую ориентацию, т.е. ведет себя как классический объект). Получаемое в пределе бесконечно больших N решение оказывается довольно хорошим приближением к строгому решению для конечного N. Для улучшения точности строится разложение по параметру 1/N и в конечный результат подставляется истинное значение N.

    Возможность использования метода 1/N-разложения в нерелятивистской квантовой механике стала очевидной после появления работы [R.A.Ferrel and D.J.Scalapino, Phys.Rev.A, v.9, n.2, pp. 846-867 (1974)], где в основу предложенного метода вычисления энергии основного состояния N-мерного осциллятора с квартичным ангармонизмом был положен тот факт, что уравнение Шредингера для частицы в сферически симметричном потенциале может быть обобщено на пространство произвольной размерности D. При этом задача сводится к одномерной, где роль потенциала играет эффективный потенциал, равный сумме исходного потенциала и центробежной энергии; центробежная энергия, в отличие от трехмерного случая, пропорциональна не J*(J+1), а [J+(D-3)/2]*[J+(D-1)/2] (J - угловой момент). Далее величина 1/N, где N=J+D/2, считается малым параметром, и рассматривается предельный случай бесконечного N, затем ищутся поправки к найденному решению в виде разложения по параметру 1/N, и в конечный результат подставляются истинные значения углового момента J и размерности пространства D.

    Нетрудно убедиться, что предел больших N соответствует переходу к классической механике, и задача при этом существенно упрощается. Действительно, с увеличением N возрастает отталкивание в начале координат, то есть волновая функция локализуется во всё более узком интервале значений радиуса. Такое сильно локализованное состояние соответствует классической картине движения частицы по орбите с радиусом, отвечающим минимуму эффективного потенциала при больших N, а энергия в пределе бесконечных N дается соответствующим классическим выражением. Классическая природа приближения больших N хорошо видна, если в уравнении Шредингера перейти к переменной, характеризующей отклонение от классической орбиты. При этом получается уравнение с малым параметром при второй производной, что эквивалентно устремлению постоянной Планка к нулю или массы частицы - к бесконечности. Очевидно, что для частицы с очень большой массой можно в нулевом приближении пренебречь флуктуациями радиуса орбиты.

    В дальнейшем были предложены и другие версии метода, основное различие между которыми состояло в выборе параметра разложения. При этом параметр N не обязательно должен быть связан с размерностью пространства - в ряде случаев наличие в задаче большого параметра приводит к таким же формальным построениям. Так, в работах В.С.Попова и др. [напр., В.С.Попов, В.М.Вайнберг, В.Д.Мур, Письма в ЖЭТФ, т.41, в.10, с.439-442 (1985)] рассматривалась задача о движении частицы в экранированном кулоновском потенциале, где в качестве параметра разложения использовалась величина 1/n (n - главное квантовое число). Я хорошо знаю эту историю, так как сам использовал метод 1/N-разложения в своей работе (замечу - по молекулам!), где с его помощью расчитывал колебательно-вращательные уровни двухатомной молекулы, описываемой в рамках модели экранированного потенциала Кратцера [А.В.Буренин, М.Ю.Рябикин, Оптика и спектроскопия, т.89, в.2, с.217-222 (2000)].
    Ответить
    • spark > MYuRyabikin | 24.08.2005 | 15:31 Ответить
      Спасибо за столь подробный комментарий. Если бы его еще переписать в формате научно-популярной статьи!

      Я же пока ограничусь комментарием.
      Насколько я понимаю, авторы вовсе не утверждают, что их подход кардинальной новый. Они скорее говорят об новом варианте адаптации 1/N разложения для молекул (они играются с якобианом масштабного преобразования и добиваются упрощения по сравнению с результатами 1980-х годов). В статье они цитируют работы 80х годов, правда приведенных вами ссылок там нет. Может, стоит послать комментарии непосредственно им?

      И уже в качестве рекламы: может быть, вас заинтересует более удобная площадка для общения, организованная на этом сайте (см. ссылку в меню Научные блоги)?
      Ответить
  • wealth  | 13.02.2006 | 00:59 Ответить
    Игорь, привет!
    С удивлением обнаружил ссылку на тебя у знаменитого альтернативщика Кушелева с названием - "Физики близки к независимому открытию кольцегранного микромира!". Интересно - ты в курсе этого?

    Максим.
    http://wealth.livejournal.com
    Ответить
    • spark > wealth | 13.02.2006 | 10:11 Ответить
      В курсе. Удивительным было бы, если бы ты у меня нашел ссылку на Кушелева. А наоборот -- это неудивительно, я ж не могу ему запретить ссылаться на меня. Другое дело, некрасиво, что он тупо отзеркалил страницу с моей новостью у себя на сайте, но что с него взять-то :)
      Ответить
      • wealth > spark | 13.02.2006 | 20:19 Ответить
        Ну и черт с ним. Он все равно ничего не понял по существу твоего поста и статьи. Как там выше уже сказали - новое это всегда хорошо забытое старое. Интересно, а почему мне комментарии тут не приходят на почту.
        Ответить
  • 00000  | 24.06.2006 | 20:01 Ответить
    Подскажите, пожалуйста, мне, чайнику, что означает фраза "авторы работы доказали, что в пространстве с очень большим числом измерений сложное дифференциальное уравнение можно свести к обычному, алгебраическому".
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»