Сохранение импульса, уравнение Мещерского и банджи-джампинг

А. Рыбаков
«Квант» №3, 2012

Очень редко появляются совсем новые сюжеты задач механики. Но сейчас такое произошло. Движение прыгуна в экстремальном аттракционе банджи-джампинг обладает некоторыми удивительными особенностями, которые требуют объяснения. Оказалось, что это можно сделать, если применить к прыгуну и привязанному к нему канату уравнение, выведенное нашим соотечественником еще в позапрошлом веке.

Экстремальный аттракцион

В телевизионных репортажах из дальних стран уже неоднократно рассказывалось о таком экстремальном развлечении: к ногам человека привязывают свободной конец упругого каната, другой конец которого закрепляют, после чего человека сталкивают с большой высоты (рис. 1). Это и есть банджи-джампинг. Много ссылок на этот аттракцион дает Интернет, попал он уже и в Википедию. Будем для простоты называть его просто джампингом. В этом прыжке много разных фаз, и, соответственно, много удовольствий поджидает прыгуна. Но нас сейчас интересует только одно обстоятельство — видеосъемка показала, что человек летит вниз с ускорением, превышающим ускорение свободного падения g. На первый взгляд, это представляется удивительным — ведь, казалось бы, прыгун и часть каната ускоряются только силой тяжести, никаких других сил обнаружить не удается.

Рис. 1.
Рис. 1.

Однако начнем с самого начала. Выясним, к какому типу систем можно отнести прыгуна с канатом и какие законы (уравнения) надо использовать для описания динамики такой системы.

Прыгун и движущаяся часть каната — это типичный пример тела с переменной массой. Во избежание недоразумений надо сказать, что речь идет об изменении массы тела за счет отсоединения какой-то его части (или присоединения извне). В нашем случае при движении непрерывно увеличивается покоящаяся часть каната и, соответственно, уменьшается масса движущейся его части. Это очевидное обстоятельство и окажется важнейшим для наших дальнейших рассуждений.

Поставим самые напрашивающиеся вопросы. Что происходит с импульсом системы? Что происходит с ее механической энергией? Как записывается основное уравнение динамики для такой системы?

Попытаемся ответить на все эти вопросы. Но прежде рассмотрим совсем простой, но очень важный для наших рассуждений пример.

Щелканье кнута и закон сохранения импульса

В раннем-раннем детстве я видел в дачном поселке под Ленинградом, как местные жители встречали вечером стадо коров (позднее коров в дачной местности уже не было). Подгоняя буренок, пастух щелкал кнутом. Вот оно!

Молодому читателю, возможно, надо напомнить, как устроен кнут. А устроен он очень просто: к палке (рукоятке, кнутовищу) привязан узкий длинный ремень (иногда — веревка). Это «устройство» называют еще бичом. Так, в известном стихотворении Н. А. Некрасова эти слова стоят рядом:

Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...

Двинув кнутовище, пастух сообщает всему ремню импульс — а дальше начинается самое для нас интересное. Конец ремня, привязанный к остановившемуся кнутовищу, тормозится, и всё меньшая часть ремня продолжает движение (рис. 2). Но в точке перегиба никакая сила на движущуюся часть ремня не действует, значит, ее импульс не изменяется. А поскольку масса этой части ремня уменьшается, то скорость ее должна увеличиваться. Таким образом, движущаяся часть ремня непрерывно ускоряется. По-видимому, конец ремня даже переходит через скорость звука — и раздается характерный очень громкий щелчок.

Рис. 2.
Рис. 2.

Человек, привыкший к рассуждениям, основанным на втором законе Ньютона, может спросить: «Какая же сила ускоряет часть кнута?» В том-то и дело, что никакие внешние силы к ускорению части кнута не имеют отношения. А движущаяся часть ремня непрерывно ускоряется потому, что этого требует закон сохранения импульса. Аналогия с движением каната в джампинге совершенно очевидна. Привяжите к концу ремня какое-нибудь тело — аналогия станет еще нагляднее. Но в джампинге в дело вмешивается еще и сила тяжести. Значит, в общем случае нам надо иметь уравнение, описывающее движение тела переменной массы под действием внешних сил. В одном крайнем случае (в отсутствие внешних сил) уравнение должно обеспечивать сохранение импульса, как в случае с кнутом, в другом (при неизменной массе) — переходить в обычный второй закон Ньютона.

Порядок в этом вопросе навел еще в позапрошлом веке российский ученый Иван Всеволодович Мещерский.

Уравнение Мещерского

Иван Всеволодович Мещерский родился в Архангельске в 1859 году. С 1878 по 1882 год он учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета. После окончания был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. Первые результаты по интересующей нас теме относятся к 1893 году. В 1897 году Мещерский защищает магистерскую диссертацию на тему «Динамика точки переменной массы». Некоторые дополнительные результаты были опубликованы в 1904 году в работе «Уравнения движения точки переменной массы в общем случае». Эти работы были включены в книгу И. В. Мещерского «Работы по механике тел переменной массы», изданную в 1949 году в серии «Классики естествознания». Именно это издание есть в моей личной библиотеке. (Несколько раз я приносил эту книгу в класс, чтобы показать ученикам, как удручающе громоздки уравнения механики, если они записаны без использования векторных обозначений.)

Мещерский оставил след не только как ученый, но и как выдающийся педагог высшей школы. С 1902 года до конца своих дней он возглавлял кафедру теоретической механики в Петербургском политехническом институте. Удивительна судьба выпущенного в 1914 году «Сборника задач по теоретической механике», составленного группой преподавателей под руководством И. В. Мещерского. У меня на полке стоит 33-е издание этого задачника, увидевшее свет в 1973 году, т. е. менее чем за 60 лет книга выдержала 33 издания! Другого такого примера я не знаю. А ведь в 1973 году история задачника отнюдь не закончилась. Многие сюжеты, которые нам сейчас известны по школьным и вузовским задачникам, впервые появились именно в этой книге.

Теперь — об уравнении Мещерского. Кратко напомним основополагающие моменты. Согласно Мещерскому, основной закон динамики тела переменной массы записывается в виде

    (*)

где  — сумма всех внешних сил, действующих на тело, M (t) — зависящая от времени масса тела,  — скорость изменения этой массы,  — относительная скорость отсоединяемого вещества (т. е. скорость отсоединяемых частей относительно «материнского» тела). Если речь идет именно об уменьшении массы, то, конечно,  < 0. Главный (для всех учебников) пример применения уравнения (*) — это анализ движения ракеты, в этом случае u — скорость истечения продуктов сгорания топлива, || — массовый расход топлива. В русскоязычной литературе уравнение (*) называют уравнением Мещерского. Оно является следствием фундаментального закона изменения импульса для системы материальных точек. Поэтому, в частности, некоторые задачи на интересующую нас тему были решены до работ Мещерского без использования уравнения (*). Можно переписать уравнение Мещерского еще в таком «почти симметричном» виде:

где производные по времени обозначены соответствующими буквами со штрихами.

Уравнение (*) является обобщением второго закона Ньютона — к известным нам членам добавляется еще одно слагаемое. Конечно, все члены имеют размерность силы, и возникает соблазн назвать новое слагаемое тоже какой-нибудь силой. Так обычно и поступают авторы, пишущие об уравнении Мещерского. Они называют новое слагаемое «реактивной силой». Необходимость введения такой терминологии представляется весьма сомнительной. Эти авторы просто хотят сохранить возможность говорить, что тело (даже тело переменной массы) ускоряется какой-то силой. Но это не так! И мы это уже видели на примере кнута (и еще увидим ниже — в последнем разделе статьи).

В общем случае, конечно, уравнение Мещерского является, как и второй закон Ньютона, дифференциальным уравнением второго порядка относительно функции . Ограничиваясь в школьном курсе постоянными силами (и, соответственно, равноускоренным движением), мы как бы не замечаем этих математических проблем. Но с уравнением Мещерского так поступать не удается, кроме редчайших исключений. Практически любая содержательная задача о движении тела переменной массы приводит к дифференциальному уравнению.

Задача Кейли

На одном достаточно простом примере покажем, как записывается уравнение Мещерского для конкретного движения объекта интересующего нас типа и как можно, не гонясь за математической строгостью, найти его решение. Читатели, интересующиеся лишь основной линией наших рассуждений (о джампинге), вполне могут пропустить этот раздел.

Рис. 3.
Рис. 3.

В своей диссертации в обзоре литературы Мещерский пишет: «Изменение массы, совершающееся непрерывно, рассматривает впервые, насколько мне известно, Кейли». И действительно, английский математик Артур Кейли в 1857 году опубликовал статью, в которой проанализировал следующую задачу:

Тяжелая цепь свернута в клубок на самом краю стола (рис. 3), а одно звено свешивается за край стола. Как будет двигаться конец цепи, предоставленной самой себе?

Кейли, конечно, не знал уравнения Мещерского. Мы же воспользуемся этим уравнением. Будем отсчитывать вертикальную координату конца цепи х вниз от края стола. Запишем уравнение (*) для движущегося участка цепи длиной х. Пусть масса единицы длины цепи равна ρ. Тогда движущийся участок имеет массу m = ρx, на него действует сила тяжести ρgx, за единицу времени масса этого участка увеличивается на . Скорость элемента цепи, лежащего на столе, относительно движущегося участка цепи равна . Так что уравнение (*) в проекции на ось х примет вид

и мы получим следующее уравнение для функции х(t):

xx'' = xg – x' 2.

Это, как уже сказано, и есть дифференциальное уравнение второго порядка (звучит пугающе). Математики умеют решать такие уравнения, выполняя формальные преобразования, придумывая замены переменных и тому подобное. Но мы же физики — мы пойдем своим путем.

Подумаем: какого типа движение может совершать свешивающийся участок цепи? О равномерном не может быть и речи. Может быть — равноускоренное? Что ж, попробуем.

Предположим, что свешивающийся со стола участок цепи движется с неким неизвестным нам пока постоянным ускорением a (g). Это предположение может показаться слишком смелым, но ведь мы ничем не рискуем — если оно неправильно, мы придем к противоречию и тогда будем придумывать что-нибудь другое. Итак, пусть

х'' = a = const.

Тогда

х' = at , .

Подставим эти соотношения в наше дифференциальное уравнение и после совсем простых алгебраических преобразований получим

Таким образом, наше предположение блестяще подтвердилось — конец цепи движется с постоянным ускорением, и мы решили задачу Кейли. Если математик выразит неудовольствие, увидев такое «решение», заметим, что физик имеет право добывать информацию любым способом.

Почему же сила тяжести сообщает нашей цепи ускорение, меньшее g? На очень наивном языке можно было бы ответить, что часть силы тяжести тратится на приведение в движение покоящихся до этого элементов цепи.

А теперь попробуйте догадаться, как будет двигаться цепь (или канат) под действием силы тяжести, если, наоборот, элементы цепи останавливаются.

Складываемый коврик

Что происходит с механической энергией при движении по канату (или какому-то другому представителю гибкой связи) «точки перегиба»? На первый взгляд, кажется, что канат можно считать идеальным в том смысле, что при таком движении потери механической энергии не происходит. Но это не так! Рассмотрим столь простое движение интересующего нас объекта, что уравнение Мещерского сведется к алгебраическому уравнению (обсуждаемая задача есть, например, в книге П. Гнэдига, Д. Хоньека и К. Райли «Двести интригующих физических задач»; вып. 90 Библиотечки «Квант»):

Узкий длинный ковер (ковровая дорожка) лежит на полу (рис. 4). Конец ковра загибают и тянут назад со скоростью . Масса единицы длины ковра равна ρ. Какую силу F прикладывают к концу ковра?
Рис. 4.
Рис. 4.

Когда конец ковра, к которому приложена сила, пройдет путь L, точка перегиба ковра пройдет путь L/2, т. е. она движется не со скоростью , а со скоростью w = /2. За время ∆t в движение вовлекается участок ковра длиной ∆l = wt и массой ∆m = ρwt. Поэтому уравнение Мещерского принимает совсем простой вид:

Нам известны все параметры, описывающие движение ковра. Рассмотрим разные члены в балансе энергии в тот момент, когда ковер сложен вдвое. К этому моменту точка приложения внешней силы F пройдет, как уже сказано, путь L. Значит, этой силой будет совершена работа

Теперь сосчитаем кинетическую энергию движущейся части (т. е. половины) ковра:

Мы получили, что ровно половина работы внешней силы потеряна. Такой вот удивительный результат! И нам надо запомнить на будущее, что массивные гибкие связи нельзя считать идеальными — при движении точки перегиба мы обязательно теряем заметную часть механической энергии. Но, подчеркнем, речь идет именно о массивных связях — к «невесомым» нитям, связывающим грузы в наших школьных задачах, всё это отношения не имеет.

(Читатель может вспомнить, что удивительная «двойка» в балансе энергии появляется в курсе физики в самых неожиданных местах: при зарядке конденсатора, при поднятии жидкости в капилляре и т. п.)

Возвращение к джампингу

Мы подробно обсудили разные аспекты проблемы, теперь у нас всё готово, чтобы написать уравнение Мещерского для «участников» джампинга — движущейся части каната и прыгуна. Направим ось х вниз и спроектируем уравнение Мещерского на эту ось. Будем аккуратны со знаками: вектор относительной скорости останавливающейся части системы направлен вверх, поэтому u = –. В задаче о ковре мы уже выяснили, что за единицу времени останавливается часть каната массой ρ/2 , поэтому уравнение примет вид

(здесь M — масса движущейся части каната и самого прыгуна, t — время полета, ρ — как и выше, линейная плотность каната), или

Это, конечно, не решение задачи, ведь М и  — неизвестные нам пока функции времени. Но ясно, что скорость со временем растет, а масса М — падает. Таким образом, мы доказали, что ускорение прыгуна в любой момент времени t > 0 больше ускорения свободного падения g и растет со временем. Качественно картина явления представляется нам вполне ясной: тело с уменьшающейся массой приобретает под действием силы тяжести всё больший импульс, а значит — ускоряется. И этот эффект будет тем сильнее, чем больше масса каната (по сравнению с массой прыгуна).

Новый опыт

Снова вернемся к понятию реактивной силы. В элементарных курсах физики реактивную силу, приводящую в движение ракету, обычно объясняют как силу давления продуктов сгорания топлива на стенку камеры сгорания. Представляется, что иногда такое «объяснение» может затемнять суть дела.

Рассмотрим совсем простой, «школьный» опыт. В кузов игрушечного автомобиля поместим длинную тяжелую ленту. Она должна быть свернута таким образом, чтобы иметь возможность разматываться и покидать кузов с минимальным трением. Закрепим конец ленты на демонстрационном столе и толкнем автомобиль. Лента, покидая кузов и останавливаясь, не уносит импульс, и, следовательно, импульс автомобиля с остатком ленты не меняется. Но масса-то уменьшается! Значит, скорость должна увеличиваться. Итак, лента разматывается — и автомобильчик разгоняется!

Ясно, что никакой реактивной силы, толкающей автомобильчик вперед, обнаружить не удается (нет никакого давления на стенку кузова). «Но это то же самое, что кнут!» — может сказать читатель. Ну да! Тем удивительнее, что никакого упоминания о таком опыте я никогда не видел. Удастся ли реально продемонстрировать этот опыт, зависит от того, сможет ли экспериментатор уменьшить силу трения — с одной стороны, между автомобилем и столом и, с другой стороны, между лентой и кузовом — до необходимых значений. Указание экспериментатору: при сматывании ленты не должна меняться ее высота над столом, а автомобильчик должен быть легким (по сравнению с лентой).

Автору было бы очень интересно услышать об успехах в проведении этого опыта.


37
Показать комментарии (37)
Свернуть комментарии (37)

  • int  | 02.11.2012 | 13:48 Ответить
    "Эти авторы просто хотят сохранить возможность говорить, что тело (даже тело переменной массы) ускоряется какой-то силой. Но это не так! И мы это уже видели на примере кнута (и еще увидим ниже — в последнем разделе статьи)"

    Имхо не стоит ставить математику впереди физики, как раз тут прежде чем улететь частицы ударяют в корабль отталкивают его и летят в другую сторону, может и с ремнём так же, а вообще спасибо за интересную тему, никогда об этом не думал, в детстве баловался теперь понятно почему щёлкает нечто кнутообразное, было бы интересно если бы учёные этим занялись, можно и в книгу рекордов попасть по максимальной скорости кончика кнута, тут целое поле для экспериментов.

    Да, сопротивлением воздуха пренебрегли, но оно тоже вносит свой в клад в изменение скорости.
    Ответить
  • olegal  | 02.11.2012 | 19:08 Ответить
    В статье выделяются два момента.
    1. "(Читатель может вспомнить, что удивительная «двойка» в балансе энергии появляется в курсе физики в самых неожиданных местах: при зарядке конденсатора, при поднятии жидкости в капилляре и т. п.)"
    2. "Эти авторы просто хотят сохранить возможность говорить, что тело (даже тело переменной массы) ускоряется какой-то силой. Но это не так!"
    По поводу первого есть заметка http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161617.htm, содержание которой можно считать постановкой проблемы.
    Что касается второго момента, то не каждый школьник или студент понимает, что сила - это не физическая сущность, а математическая модель, как те же импульс и энергия. Причем модели не универсальны, даже если это законы сохранения и правила суперпозиции, описывающие движения, в лучших случаях закономерные геометрически и кинематически.
    В развитие идей, высказанных в статье, можно рассмотреть машину Атвуда (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161966.htm фильм II-2) с двумя ведрами, у одного из которых дно продырявлено.
    Ответить
    • polymerphysicist > olegal | 03.11.2012 | 04:26 Ответить
      Хотел поспорить с этим бредовым утверждением: "Сила - это не физическая сущность, а математическая модель", - но заметил ссылки на "Академию тринитаризма" и понял, что это бесполезно.
      Ответить
      • Bedal > polymerphysicist | 06.11.2012 | 14:41 Ответить
        моделью сила, конечно, быть не может, но вот понятием - является. И построить физику без упоминания понятия силы - можно легко.

        Что не отменяет лёгкого налёта бредовости на комментарии, на который Вы отвечали :-)
        Ответить
    • Q33NY > olegal | 11.11.2012 | 09:57 Ответить
      Спасибо за ссылку. Посмотрел собранные там ролики. Не все понял, не все смог пересчитать самостоятельно. Но над теми, которые понял - посмеялся от души. Особенно над роликом с куском льда в цистерне и роликом с катящимися навстречу шарами и их центром масс. Кидайте ссылки ещё.
      Ответить
      • olegal > Q33NY | 11.11.2012 | 10:58 Ответить
        Почти сорок лет собираю парадоксы и сам убедился, что "гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение" (Дж. Бернал). Вначале я тоже смеялся, обнаружив, что в косом столкновении бильярдных шаров присутствует "эффект флюгера", а растяжение висячей пружины ("спринг-эффект" Гука) не моделируется силой. Но потом понял, что заблуждениям надо сопротивляться, если не хочешь быть обманутым. Поэтому тот, кто поймет, что импульс, сила и энергия - это "математические вспомогательные конструкции", получит свободу для продвижения дальше. Куда может увести эта свобода - судить не мне. Но я не скрываю своих взглядов и с ними можно познакомиться по перечню публикаций http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/1102-00.htm, в которых все изложено подробно с математическим обоснованием. Из них можно понять, что за система маячит за признанными теориями.
        Ответить
  • Angl  | 03.11.2012 | 11:48 Ответить
    А почему сила натяжения каната не учитывается? Части каната ведь не сами собой останавливаются, их останавливает сила натяжения, которое передается через весь канат, до самого прыгуна! То есть прыгун и движущаяся часть каната движутся не только под действием силы тяжести.
    Ответить
  • doctorV  | 04.11.2012 | 18:31 Ответить
    Рассматриваемая задача красива, но интерпретация, на мой взгляд, странная.
    1)закон сохранения импульса выполняется для замкнутой системы. Это означает, что в задачах " о движении переменной массы", ускорение одной части системы (например, уменьшающейся части кнута, цепи и проч.) обеспечивается взаимодействием с другой частью системы (участками кнута, прекратившими движение, звеньями цепи и т.п.). Во всех случаях всегда можно указать силу (ту самую, реактивную) действующими между подсистемами и приводящими к разгону (торможению) одной из частей.
    В изложении автора изменение массы подсистемы явно абсолютизируется.
    2)В случае задачи с кнутом применим закон сохранения энергии (внешние силы в рассматриваемом случае работы не совершают), который позволяет легко получить ответ для скорости кнута в любой момент времени. Применение уравнения Мещерского требует, вообще говоря, детального анализа внешних сил, действующих на каждую из подсистем.
    3)В опыте, предложенном автором, в зависимости от реализации, либо импульс уносится цепью, и тогда есть разгоняющая автомобиль реактивная сила, либо импульс не уносится цепью, и тогда никакого разгона нет. Например, если в полу движущейся по рельсам платформы резко открыть люк, в который провалится находящийся на платформе груз , ее скорость не увеличится.
    Ответить
    • Degen1103 > doctorV | 05.11.2012 | 22:21 Ответить
      "Например, если в полу движущейся по рельсам платформы резко открыть люк, в который провалится находящийся на платформе груз , ее скорость не увеличится."

      Нет уж, давайте лучше про спутник, от которого отделился вбок космонавт! Тут очевидно, что траектория (т.е. скорость!) изменится.

      А вот ленту в опыте автора действительно интересно заменить песочком! Насыпали песочка, проделали дырочку и толкнули машинку. Пусть катится, оставляя песчаную дорожку. Думаю, если убрать трение, то автор прав - начнёт разгонятся!
      Ответить
      • Degen1103 > Degen1103 | 05.11.2012 | 22:30 Ответить
        С водой ещё проще опыт с тележкой поставить. Пусть вытекает через дырочку :) Либо - утончённо - с испаряющимся грузом (эфир в кузов налить).
        Ответить
        • Degen1103 > Degen1103 | 05.11.2012 | 22:35 Ответить
          "Думаю, если убрать трение, то автор прав - начнёт разгонятся!"

          Нет, наверное, глупость сморозил. Может, действительно, без механических связей фокус не удастся???...
          Ответить
      • int > Degen1103 | 06.11.2012 | 15:05 Ответить
        Что за блед, песок улетая не будет отдавать никакой энергии, он будет тормозиться только об пол, а во всяких лентах есть связи поэтому и возникает реактивная сила.
        Ответить
        • Degen1103 > int | 06.11.2012 | 16:04 Ответить
          Да, конечно, я уж сам понял, что бред.
          Ответить
  • doctorV  | 05.11.2012 | 19:38 Ответить
    Автор статьи в разделе складывающийся ковер неверно (!) решает задачу с помощью уравнения Мещерского (не учтена сила трения). Учет силы трения приводит к ответу, в точности совпадающему с ответом, полученным из энергетических соображений.
    Рассуждения автора в связи с этой задачей о потери энергии в массивных связях просто неверны.
    Задача Келли сводится к уравнению Мещерского, но отнюдь не тем способом, которым предлагает автор. Правильный вывод, учитывающий взаимодействие между неподвижными и подвижными звеньями, можно найти в учебниках по механике.

    Общее впечатление- автор делает очевидно неверные утверждения и не разобрался в выводе уравнения Мещерского в частности и законе сохранения импульса вообще.

    Если это не шутка и статья опубликована в Кванте, который когда-то редактировали замечательные физики, то это полный привет!
    Ответить
    • nikvic > doctorV | 26.11.2012 | 20:51 Ответить
      С Келли не вижу проблем - можно и так.

      А вот с ковром действительно ерунда, сила завышена в два раза.
      Ответить
  • Degen1103  | 05.11.2012 | 22:06 Ответить
    Неожиданный свежий взгляд, огромное спасибо!

    Нам в Военмехе объясняли сущность реактивной силы в ракетном двигателе, рисуя эпюры давления, которые в гидростатических проекциях давали то же самое Основное Уравнение РД, которое следует из законов сохранения. В "Прикладной газовой динамике" Абрамовича этот же вопрос применительно к ВРД рассматривается в специальной главе, которая так и называется - "О месте приложения реактивной силы". Так и я студентам толковал когда-то, грешен.

    А тут вдруг выясняется, что силы-то нету! Фикция, как кориолисово ускорение! А ведь можно было и самому догадаться, поскольку в том же Военмехе учили, что центр тяжести ракеты никуда не улетает, а остаётся в исходной позиции - там, над стартовым столом. Это явно показывает, что нет никакой реактивной силы!

    Думаю, замечания в предыдущих откликах вызваны именно тем, что автор не упоминает центр тяжести. А ведь источник импульса в приведенных примерах разный! Если у ракеты ЦТ остаётся недвижим, то кнуту даёт начальный толчок (диссипирующий в ударной волне) рука, а падающему канату сообщает непрерывное ускорение сила тяжести. И ЦТ соответственно смещается по-разному. Конечно, в финальном рывке полученная или приобретённая энергия уходит через деформации в теплоту, но трение в точке перегиба, думаю, притягивать за уши не стоит!

    Очень бы хотелось увидеть дальнейшее развитие темы и, в частности, узнать закон падения в колодец ведра, цепь которого намотана на ворот.
    Ответить
    • Angl > Degen1103 | 06.11.2012 | 10:10 Ответить
      Есть сила, нет силы - вопрос точки зрения. Можно считать силами только проявления фундаментальных взаимодействий, а можно - все, что сообщает телам ускорение. Вот сила инерции - она есть?
      Ответить
      • Degen1103 > Angl | 06.11.2012 | 10:37 Ответить
        Насколько понимаю, ускорение всё же сообщается фундаментальными взаимодействиями, а фиктивные силы (реактивная, центробежная, кориолисова) суть порождения применяемой математики сиречь модели.

        Спасибо автору и комментаторам, что заставили задуматься над привычными до априорности основными понятиями! Конечно, равномерно испаряющаяся шайба из сухого льда будет скользить на газовой подушке без ускорения.
        Ответить
        • Angl > Degen1103 | 06.11.2012 | 12:27 Ответить
          Реактивная сила все-таки ближе к "реальным", чем центробежная или кориолисова. По сути дела она равна силе давления газа в камере сгорания на "переднюю" стенку, причем она не компенсирована силой давления на открытую "заднюю" часть камеры. То есть ее фундаментальная причина видна в рамках самой модели, в то время как для центробежной силы ее причина находится за рамками модели (мы не знаем, чем вызвано ускорение системы отсчета).
          Именно давление важно, то есть физический контакт истекающей массы с корпусом ракеты (в конечном итоге сильное взаимодействие, ну или электромагнитное). Можно себе представить трубу в космосе, наполненную шариками, причем труба движется вдоль своей оси быстрее шариков. Общая масса такой "ракеты" уменьшается, но реактивной силы, естественно, не возникает.
          Ответить
          • Degen1103 > Angl | 06.11.2012 | 13:06 Ответить
            Да-да, конечно, я прекрасно понимаю, почему, как и куда ракету толкают молекулы продуктов сгорания. Но тот факт, что центр масс системы остаётся на месте, после прочтения статьи заставил засомневаться в реальности реактивной силы :)))

            А так, конечно, не м.б. ускорения без обмена импульсами между частями системы. И в мысленном эксперименте автора сползающая лента должна толкать машинку, чтоб та ускорялась. Иначе какой-то, простите за выражение, инерциоид выходит :)
            Ответить
            • int > Degen1103 | 06.11.2012 | 15:11 Ответить
              Центр масс это лиш вторичная математика от физики а физический контакт никто не отменял. как я уже писал не надо математику ставить впереди физики.
              Ответить
              • Q33NY > int | 11.11.2012 | 09:22 Ответить
                Я тоже сомневаюсь в правильности применения автором уравнения Мещерского к банджи-джамперу. А именно: человек и падающая вместе с ним часть каната не подвергается действию никаких сил, кроме тяготения. Между человеком, падающей вместе с ним частью каната и остановленной частью каната не действуют никакие силы. А значит человеком и падающая вместе с ним часть каната будут падать с обычным ускорением свободного падения.
                Что же касается уравнения Мещерскго и его применения к этой системе: член F (сумма всех сил, действующих на систему) в этом случае должен состоять из двух частей (F1+F2): силы тяготения и силы останавливающей канат (приложенной местом крепления каната). С тяготением всё понятно F1=M*g. А F2 как я понимаю должна быть равна: F2=u*dM/dt, но противоположна по знаку тому члену u*dM/dt, который уже есть в уравнении. После этого от уравнения остаётся M(t)*dV/dt=M*g - обычное свободное падение.
                Я правильно посчитал?
                Ответить
  • type2b  | 06.11.2012 | 04:20 Ответить
    печально, что в кванте публикуются такие статьи. Бедные школьники.
    Ответить
    • Валя Гриневич > type2b | 06.11.2012 | 08:41 Ответить
      Не печальтесь. Цель обучения - не "дать правильный ответ", а "показать, как искать правильный ответ". Эта цель достигается и в статье, хотя в ней и есть неправильные ответы.
      Ответить
  • olegal  | 06.11.2012 | 10:42 Ответить
    Ну, наконец-то, знатоки физики разделись на два лагеря! Для одних сила есть, а другие, как Г. Герц, считают, что это "математическая вспомогательная конструкция", как импульс и энергия.
    Почитайте "Принципы механики, изложенные в новой связи" Герца, где он аргументирует свое намерение построить механику без сил, альтернативную классической, к которой принадлежит уравнение Мещерского. Но еще легче утратить веру в аксиомы Ньютона, задавая им простые вопросы:

    1.Почему V = L/T находят делением пути на время, хотя L и T разнородны и не складываются?

    2.Если m реальна, а g наблюдаемо, то как может их произведение F = mg быть физической сущностью?

    3.Если висячая пружинка растянута собственным весом неравномерно, то можно ли нарисовать действующую силу и указать противодействие?

    4.Если подброшенный камень начинает падать вниз с ускорением g = const, то сопротивляется ли он силе F своей инертностью?

    5. Не пора ли понять, что лежачий камень деформирован тяготением (читай – силой), а летящий невесом и, рисуя параболу, перемещается равномерно (v = const) не только на горизонт, но и по вертикали (g = const), из-за чего траекторную кривую можно считать скалярной суперпозицией v и g?

    6. Почему встречные скорости V = a/t и v = b/t частиц 1 и 2 относительно места встречи 0 сочетаются векторно, а те же самые скорости V = (a + b)/2t’ и v = (a + b)/2t” относительно середины 0* дистанции (a + b) в начале отсчета длительностей t' и t">t' не складываются геометрически?
    Ответить
    • Angl > olegal | 06.11.2012 | 12:45 Ответить
      У вас проблемы не с физикой, а с логикой. Отсюда непонимание сложения, умножения, деления, а потом уже все остальное. Попробуйте перейти к более простым задачам. Если пять крокодилов реальны, а красный цвет наблюдаем, то могут ли пять красных крокодилов быть физической сущностью?
      Ответить
      • olegal > Angl | 06.11.2012 | 13:39 Ответить
        Ньютон: "Под числом мы понимаем отношение какой-либо величины к другой величине того же рода, принятой нами за единицу." Это метрологически корректное определение числа как результата измерений. Так что оценка скорости делением пути на время противоречит метрологии, хотя удовлетворяет знатоков арифметики.
        Ответить
        • Degen1103 > olegal | 06.11.2012 | 14:32 Ответить
          А плотность тоже противоречит метрологии? И вообще все производные единицы, да?
          Ответить
          • olegal > Degen1103 | 06.11.2012 | 15:22 Ответить
            Метрология делится на эталонированную, где нет единиц скорости и ускорения, и нестандартную, где такие единицы связаны с массой иначе, чем в формулах импульса и силы. При этом нестандартная метрология опирается на принцип виртуального масштаба и не содержит фиксированных единиц длины и длительности, которые просто не нужны для описания некоторых процессов (свободного падения, например, или упругого удара) арифмометрическим способом, то есть без привлечения понятий импульса, силы и энергии.
            Ответить
            • Degen1103 > olegal | 06.11.2012 | 15:56 Ответить
              Эээ, простите за невежество, а система СИ к какой метрологии относится?
              Ответить
              • olegal > Degen1103 | 06.11.2012 | 16:53 Ответить
                К той, которая оценивает расстояния от Солнца до планет в метрах, периоды их обращения в секундах, а массы в килограммах, то есть сравнивает эти параметры с артефактами, хранимыми в форме эталонов.
                Ответить
                • Degen1103 > olegal | 06.11.2012 | 17:54 Ответить
                  Ааа, это та система, в которой для скорости света в вакууме будет принято точное значение 299 792 458 м/с, да? И по этому естественному эталону скорости будет скорректирован то ли метр, то ли секунда?
                  Ответить
                  • olegal > Degen1103 | 06.11.2012 | 18:44 Ответить
                    Вы все еще верите в вакуум как среду с коэффициентом преломления n = 1 и в то, что к этой среде привязана определенная скорость?
                    Ответить
  • doctorV  | 06.11.2012 | 12:52 Ответить
    Судя по другим публикациям автора, он производит впечатление весьма квалифицированного человека. Тем более странно звучит утверждение (если автор написал то, что имел в виду) о возможности изменения импульса одной из подсистем без взаимодействия с другой подсистемой (т.е. без силы, действующей со стороны отделяющейся или присоединяющейся части).
    Что касается исходной проблемы, а равно и рассмотренных примеров-аналогий с кнутом, цепью и ковриком, то использование уравнения Мещерского (закона изменения импульса) предполагает модель взаимодействия между неподвижными и подвижными частями подсистемы. Автор, на примере кнута, делает предположение, что в "точке перегиба никакие силы на подвижную часть не действуют". Это утверждение позволяет упростить задачу, но насколько оно обосновано?
    Ответить
    • int > doctorV | 06.11.2012 | 15:16 Ответить
      Вот именно!
      Ответить
      • nikvic > int | 26.11.2012 | 20:55 Ответить
        Нет точки перегиба. Есть петля, и натяжение верёвки по обе стороны.
        Разность этих натяжений порядка произведения массы петли и характерного ускорения.
        Ответить
  • oleg_orl  | 15.04.2015 | 00:43 Ответить
    Аргументация автора ещё та...

    "никакие внешние силы к ускорению части кнута не имеют отношения." - по отношению к части кнута остальная его часть является внешней. Если понаблюдать за кончиком, то, безусловно, его разгоняет сила натяжения, а не какая-то мифическая потеря массы где-то ещё далеко впереди.

    "Но в точке перегиба никакая сила на движущуюся часть ремня не действует, значит, ее импульс не изменяется" - А сила натяжения? И что такое "точка перегиба"?

    "уравнение Мещерского еще в таком «почти симметричном» виде" - автор явно гордится своим "ноу-хау", с которым, правда, и сам не знает, что делать и как объяснить эту "почти симметрию".

    "Эти авторы просто хотят сохранить возможность говорить, что тело (даже тело переменной массы) ускоряется какой-то силой. Но это не так!" - Сколько критики и эмоций. Конечно, между частями тела возникает сила, и вполне уместно говорить, что ракета "отталкивается" от своего топлива, как человек, выпрыгивающий на берег, от лодки.

    Автор статьи так и не описал технику прыжка, которую обсуждает. Но если человек прыгает с канатом, который разматывается сзади, а не заранее свисал снизу, то, конечно, никакого дополнительного ускорения это не даст. Для человека скорость отсоединения каната считается равной нулю, а вот для распрямившейся части и вправду не ноль, отчего она будет сильнее натянута.
    Совершенно верно выше писали, что необходимо аккуратно рассмотреть силы. Например, перебрасывание мяча между тележками. Если подбрасываем мяч просто вверх, а, проезжающий мимо перехватывает его, то на него действует "реактивная сила", а на нас нет. Если же мы бросаем мяч так, чтобы он приобрёл нулевую скорость относительно проезжающего - всё наоборот.

    С автомобилем - вообще анекдот...

    "Лента, покидая кузов и останавливаясь, не уносит импульс" - а почему же она останавливается? Её банально останавливает сила натяжения. Именно поэтому автор, сохранивший остатки интуиции, и предложил закрепить "конец ленты на демонстрационном столе". Но далее, отказываясь рассуждать на языке сил, автор предполагает, что всё происходит так, как будто (с точки зрения нормальной физики) лента отталкивалась от автомобиля ровно настолько, чтобы замереть относительно пола...

    Нет ничего мистического в движении с переменной массой, поскольку переменная масса возникает лишь оттого, что мы для удобства выделяем так называемое тело из окружающего мира. Именно так и выводится уравнение Мещерского. Понятно, что массы взаимодействующих частиц, не меняются. Просто в процессе отделения (присоединения) к воображаемому телу его частей, возникают силы, необходимые для изменения относительной скорости этих частиц в полном соответствии со вторым законом Ньютона.

    Мда, уровень Кванта пал. И уже давно. Кстати, никто не знает, было ли опровержение данной статьи в самом Кванте? Думаю, писем в редакцию поступило немало.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»