Лев Шуткин,
кандидат технических наук
«Химия и жизнь» №3, 2006
История теории модулей, модульных сетей и парадигмы модульного мышления началась с появления теории паттернов. В 1965 году выдающийся американский математик Ульф Гренандер на конференции в греческом городе Лутраки оповестил мировую научную общественность о своем намерении создать новую многообещающую теорию, которую он назвал теорией паттернов. Английское слово «pattern» означает трафарет, образец, шаблон, образ — но не расплывчатый, а имеющий жесткую структуру. Поэтому можно сказать, что Гренандер решил построить теорию логических шаблонов для моделирования образов, имеющих внутренние структуры и четкие внешние границы.
Около десяти лет Гренандер работал над основами теории и в 1976–1981 годах опубликовал три тома «Лекций по теории паттернов», которые были переведены на русский язык под редакцией академика Ю.И. Журавлева и изданы в нашей стране. В «Лекциях» теория осталась незавершенной. Поэтому в 1993 году Гренандер опубликовал монографию «Общая теория паттернов», в которой изложил математические основы этой теории.
Сущность теории паттернов заключается в следующем. Ее основными элементами служат объекты под названием «образующие» (от англ. generators). Они формально описываются символьными математическими соотношениями и изображаются на бумаге наглядными схемами. Образующие служат математическими и наглядными моделями физических и логических объектов реального мира. У образующей есть неотделимые от нее связи (англ. bonds). Попарно соединяя связи, из образующих конструируют конфигурации теории паттернов, которые служат моделями реальных физических и логических систем, состоящих из взаимосвязанных объектов.
Сначала «Лекции» Гренандера вызвали во всем мире большой интерес. Его можно объяснить тем, что «Лекции» представляют собой кладезь новых, оригинальных математических и философских идей, причем читатели интуитивно чувствовали, что эти идеи будут полезны для различных областей знания. Но со временем интерес к теории паттернов упал, поскольку она не находила ярких инженерных применений.
Наши исследования показали, что попытки прямо применить методы теории паттернов к проектированию информационных систем, компьютерных сетей, электронных правительств и к решению иных инженерных задач, требующих модульного подхода, мало что дают. Дело в том, что теория Гренандера получилась слишком общей, абстрактной и незавершенной. Поэтому я «приземлил» ее до уровня инженерной практики, для чего ввел дискретные ограничительные условия, а образующие стали моделями реальных модулей, причем с помощью входных и выходных связей удалось охарактеризовать их внешние границы. Выходные связи одних образующих попарно соединялись с входными связями других образующих, создавая сетевые связки и формируя модульную сеть. При этом некоторые связи могли оставаться несоединенными, свободными; они представили внешнюю границу системы. Такие свободные связи модульной сети могли соединяться со свободными связями других сетей, объединяя их тем самым в одну более сложную систему. Так теория паттернов породила теорию модулей и модульные сети.
Выбор названий «теория модулей» и «модульные сети» отнюдь не случаен. Давно известно, что модули и модульные системы широко распространены и играют важную роль в природе и обществе. Поэтому удивительно, что ученые до сих пор не создали теорию, которая позволила бы представлять эти явления математически и в виде удобных для практики схем, изображаемых на бумаге, примерно так же, как графы. Условия для построения теории модулей были созданы теорией паттернов и наложением на нее дискретных ограничений.