Утверждаю
И.о. Министра образования
Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
8 мая 2001 года
1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.
1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не менее 2 лет.
1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения - 1080 часов.
1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно - исследовательской деятельности, включающей:
- реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
- выявление взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
- проведение исследований частных и общих проблем ВПО.
К освоению программы допускаются:
2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры.
2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно - педагогической деятельности не менее 2 лет.
Преподаватель высшей школы должен знать:
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Преподаватель высшей школы должен уметь:
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно - исследовательской работы;
- основами научно - методической и учебно - методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- методами эмоциональной саморегуляции;
- деловым профессионально - ориентированным иностранным языком.
+------+--------------------------------------------------+------+ ¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Кол-во¦ ¦ ¦ ¦ часов¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ОП.00.¦ Общепрофессиональные дисциплины ¦ 320 ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ОП.01.¦Психология человека: ¦ 60 ¦ ¦ ¦общая психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦ ¦ ¦основные этапы развития психологии как науки; ¦ ¦ ¦ ¦основные разделы и методы психологии; психика, ¦ ¦ ¦ ¦поведение и деятельность; общее и индивидуальное ¦ ¦ ¦ ¦в психике человека; ¦ ¦ ¦ ¦психология личности и социальная психология: ¦ ¦ ¦ ¦психология развития; межличностное общение, жиз- ¦ ¦ ¦ ¦ненный путь личности; личностный и профессиональ- ¦ ¦ ¦ ¦ный рост; мотивация познания и обучения ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ОП.02.¦Педагогика: ¦ 60 ¦ ¦ ¦предмет педагогики; цели образования и воспитания;¦ ¦ ¦ ¦педагогический идеал и его конкретно - историчес- ¦ ¦ ¦ ¦кое воплощение; средства и методы педагогического ¦ ¦ ¦ ¦воздействия на личность; общие принципы дидактики ¦ ¦ ¦ ¦и их реализация в конкретных предметных методиках ¦ ¦ ¦ ¦обучения; нравственно - психологические и идейные ¦ ¦ ¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание и ¦ ¦ ¦ ¦семейная педагогика; межличностные отношения в ¦ ¦ ¦ ¦коллективе; нравственно - психологический образ ¦ ¦ ¦ ¦педагога; формирование педагогического мастерства ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ОП.03.¦История, философия и методология соответствующей ¦ 100 ¦ ¦ ¦области науки (по программе кандидатского минимума¦ ¦ ¦ ¦по соответствующей отрасли наук) ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ОП.04.¦Информационные технологии в науке и образовании: ¦ 100 ¦ ¦ ¦аппаратные и программные средства в новых информа-¦ ¦ ¦ ¦ционных технологиях; технические средства ЭВМ; ¦ ¦ ¦ ¦операционная система; пути развития информационных¦ ¦ ¦ ¦систем; обработка текстов; машинная графика; осо- ¦ ¦ ¦ ¦бенности разработки прикладных программ; програм- ¦ ¦ ¦ ¦мная документация; электронные таблицы; базы дан- ¦ ¦ ¦ ¦ных; примеры баз данных учебно - методического ¦ ¦ ¦ ¦назначения; экспертные системы; представление зна-¦ ¦ ¦ ¦ний; примеры экспертных систем соответствующей на-¦ ¦ ¦ ¦учной области; локальные и глобальные компьютерные¦ ¦ ¦ ¦сети, телекоммуникации; технологии дистанционного ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.00.¦Специальные дисциплины ¦ 520 ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.01.¦Дополнительные психолого - педагогические дисцип- ¦ 60 ¦ ¦ ¦лины по психологии и педагогике высшей школы ¦ ¦ ¦ ¦(конкретный перечень определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦учреждением): ¦ ¦ ¦ ¦- основные достижения, проблемы и тенденции разви-¦ ¦ ¦ ¦тия отечественной и зарубежной психологии и педа- ¦ ¦ ¦ ¦гогики высшей школы; биологические и психологичес-¦ ¦ ¦ ¦кие основы развития и обучения; психологические ¦ ¦ ¦ ¦особенности юношеского возраста; психологические ¦ ¦ ¦ ¦основы проектирования и организации ситуаций сов- ¦ ¦ ¦ ¦местной продуктивной деятельности преподавателя и ¦ ¦ ¦ ¦студентов; развитие личности студентов в процессе ¦ ¦ ¦ ¦обучения и воспитания; движущие силы, условия и ¦ ¦ ¦ ¦механизмы развития личности; личность и коллектив;¦ ¦ ¦ ¦функционирование малых социальных групп; ¦ ¦ ¦ ¦- психологические закономерности структурирования ¦ ¦ ¦ ¦предметно - содержательного знания и системной ор-¦ ¦ ¦ ¦ганизации учебных задач; систематика учебных и ¦ ¦ ¦ ¦воспитательных задач (по дисциплине); методология ¦ ¦ ¦ ¦научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и ¦ ¦ ¦ ¦творческой деятельности в научном познании; взаи- ¦ ¦ ¦ ¦мосвязь интуитивного, неосознанного и сознательно-¦ ¦ ¦ ¦го в научном творчестве; социальные и индивидуаль-¦ ¦ ¦ ¦но - психологические мотивы научного творчества; ¦ ¦ ¦ ¦проблемы нравственной оценки результатов научного ¦ ¦ ¦ ¦творчества; методы развития творческой личности в ¦ ¦ ¦ ¦процессе обучения и воспитания; психологические ¦ ¦ ¦ ¦проблемы формирования профессионализма (в научном ¦ ¦ ¦ ¦направлении); системный подход к исследованию пе- ¦ ¦ ¦ ¦дагогических явлений и процессов; структура и ме- ¦ ¦ ¦ ¦тоды психолого - педагогических исследований; пути¦ ¦ ¦ ¦формирования педагогического мастерства ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.02.¦Технологии профессионально - ориентированного ¦ 60 ¦ ¦ ¦обучения: ¦ ¦ ¦ ¦- виды учебной деятельности преподавателя в вузе: ¦ ¦ ¦ ¦лекции, семинары, практикумы и практики, их общие ¦ ¦ ¦ ¦и частные цели; содержание, методы и средства обу-¦ ¦ ¦ ¦чения каждого вида занятий и примеры их реализа- ¦ ¦ ¦ ¦ции; методические и технологические проблемы сов- ¦ ¦ ¦ ¦ременной дидактики высшей школы (на примере конк- ¦ ¦ ¦ ¦ретной дисциплины); ¦ ¦ ¦ ¦- основы научно - методической работы: методы и ¦ ¦ ¦ ¦примеры методической проработки профессионально - ¦ ¦ ¦ ¦ориентированного материала; трансформация, струк- ¦ ¦ ¦ ¦турирование и психологически грамотное преобразо- ¦ ¦ ¦ ¦вание научного знания в учебный материал и его мо-¦ ¦ ¦ ¦делирование на конкретных примерах; ¦ ¦ ¦ ¦- основы учебно - методической работы: методы и ¦ ¦ ¦ ¦приемы составления задач, упражнений, тестов по ¦ ¦ ¦ ¦различным темам, систематика учебных и воспита- ¦ ¦ ¦ ¦тельных задач; отбор и структурирование информации¦ ¦ ¦ ¦на материале конкретной дисциплины; использование ¦ ¦ ¦ ¦различных заданий как инструмента диагностики и ¦ ¦ ¦ ¦метода формирования нового знания по дисциплине; ¦ ¦ ¦ ¦методическая обработка различных примеров предмет-¦ ¦ ¦ ¦ного материала; ¦ ¦ ¦ ¦- влияние содержания конкретных дисциплин на выбор¦ ¦ ¦ ¦технологии обучения; способы создания требователь-¦ ¦ ¦ ¦но - доброжелательной обстановки образовательного ¦ ¦ ¦ ¦процесса, обзор современных образовательных техно-¦ ¦ ¦ ¦логий; совместная исследовательская деятельность ¦ ¦ ¦ ¦преподавателя и студентов (конкретная реализация);¦ ¦ ¦ ¦методы организации самостоятельной работы студен- ¦ ¦ ¦ ¦тов; цели, методы и приемы оценки качества образо-¦ ¦ ¦ ¦вания и качества образовательного процесса, методы¦ ¦ ¦ ¦анализа учебно - социального состояния студенчес- ¦ ¦ ¦ ¦кой группы; способы математической обработки ре- ¦ ¦ ¦ ¦зультатов учебной работы и психолого - педагоги- ¦ ¦ ¦ ¦ческого анализа ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.03.¦Организационные основы системы образования (конк- ¦ 60 ¦ ¦ ¦ретные дисциплины устанавливаются образовательным ¦ ¦ ¦ ¦учреждением) ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.04.¦Иностранный язык (в соответствии с программой кан-¦ 140 ¦ ¦ ¦дидатского минимума по соответствующей отрасли на-¦ ¦ ¦ ¦ук) ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.05.¦Современные главы дисциплин научной отрасли ¦ 140 ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦СП.06.¦Тренинг профессионально - ориентированных ритори- ¦ 60 ¦ ¦ ¦ки, дискуссий и общения: основные проблемы поста- ¦ ¦ ¦ ¦новки голоса, техника и артикуляция речи, развитие¦ ¦ ¦ ¦способности воздействия на людей своей речью, ана-¦ ¦ ¦ ¦лиз и управление специфическими языковыми барьера-¦ ¦ ¦ ¦ми (на профессионально - ориентированном материа- ¦ ¦ ¦ ¦ле); основы создания понятного текста (восприятие ¦ ¦ ¦ ¦основных параметров текста, взаимодействие текста ¦ ¦ ¦ ¦и иллюстраций) ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ ¦Итого часов теоретической подготовки ¦ 840 ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ПП.00.¦Педагогическая практика: ¦ 100 ¦ ¦ ¦лекции, семинары, практикумы и практики ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦И.00. ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 140 ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦И.01. ¦Защита выпускной квалификационной работы и, ¦ 140 ¦ ¦ ¦по усмотрению вуза, квалификационный экзамен ¦ ¦ +------+--------------------------------------------------+------+ ¦ ¦Всего часов ¦ 1080 ¦ +------+--------------------------------------------------+------+
5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы
5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;
- перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.
5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"
5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно - методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:
- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, - не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);
- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).
5.2.2. Требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса.
Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно - практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено:
- предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;
- наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований;
- наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно - педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.
5.2.3. Требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
6.1. Требования к квалификационной работе
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.
Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.
Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно - методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.
Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.
6.2. Требования к государственному экзамену
Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.
Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.