Утверждаю
И.о. Министра образования
Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
8 мая 2001 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

1. Общая характеристика образовательно - профессиональной программы подготовки преподавателя высшей школы

1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.

1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".

1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения - 1080 часов.

1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно - исследовательской деятельности, включающей:

- реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;

- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;

- выявление взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;

- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;

- проведение исследований частных и общих проблем ВПО.

2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"

К освоению программы допускаются:

2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры.

2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.

2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно - педагогической деятельности не менее 2 лет.

3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"

Преподаватель высшей школы должен знать:

- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;

- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;

- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Преподаватель высшей школы должен уметь:

- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;

- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;

- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;

- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно - исследовательской работы;

- основами научно - методической и учебно - методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);

- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;

- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;

- методами эмоциональной саморегуляции;

- деловым профессионально - ориентированным иностранным языком.

4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"

 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦Индекс¦  Наименование дисциплин и их основные разделы    ¦Кол-во¦ 
 ¦      ¦                                                  ¦ часов¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦ОП.00.¦ Общепрофессиональные дисциплины                  ¦  320 ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦ОП.01.¦Психология человека:                              ¦   60 ¦ 
 ¦      ¦общая психология: объект и предмет психологии;    ¦      ¦ 
 ¦      ¦основные этапы развития психологии как науки;     ¦      ¦ 
 ¦      ¦основные разделы и методы психологии; психика,    ¦      ¦ 
 ¦      ¦поведение и деятельность; общее и индивидуальное  ¦      ¦ 
 ¦      ¦в психике человека;                               ¦      ¦ 
 ¦      ¦психология личности и социальная психология:      ¦      ¦ 
 ¦      ¦психология развития; межличностное общение, жиз-  ¦      ¦ 
 ¦      ¦ненный путь личности; личностный и профессиональ- ¦      ¦ 
 ¦      ¦ный рост; мотивация познания и обучения           ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦ОП.02.¦Педагогика:                                       ¦   60 ¦ 
 ¦      ¦предмет педагогики; цели образования и воспитания;¦      ¦ 
 ¦      ¦педагогический идеал и его конкретно - историчес- ¦      ¦ 
 ¦      ¦кое воплощение; средства и методы педагогического ¦      ¦ 
 ¦      ¦воздействия на личность; общие принципы дидактики ¦      ¦ 
 ¦      ¦и их реализация в конкретных предметных методиках ¦      ¦ 
 ¦      ¦обучения; нравственно - психологические и идейные ¦      ¦ 
 ¦      ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание и  ¦      ¦ 
 ¦      ¦семейная педагогика; межличностные отношения в    ¦      ¦ 
 ¦      ¦коллективе; нравственно - психологический образ   ¦      ¦ 
 ¦      ¦педагога; формирование педагогического мастерства ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦ОП.03.¦История, философия и методология соответствующей  ¦  100 ¦ 
 ¦      ¦области науки (по программе кандидатского минимума¦      ¦ 
 ¦      ¦по соответствующей отрасли наук)                  ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦ОП.04.¦Информационные технологии в науке и образовании:  ¦  100 ¦ 
 ¦      ¦аппаратные и программные средства в новых информа-¦      ¦ 
 ¦      ¦ционных технологиях; технические средства ЭВМ;    ¦      ¦ 
 ¦      ¦операционная система; пути развития информационных¦      ¦ 
 ¦      ¦систем; обработка текстов; машинная графика; осо- ¦      ¦ 
 ¦      ¦бенности разработки прикладных программ; програм- ¦      ¦ 
 ¦      ¦мная документация; электронные таблицы; базы дан- ¦      ¦ 
 ¦      ¦ных; примеры баз данных учебно - методического    ¦      ¦ 
 ¦      ¦назначения; экспертные системы; представление зна-¦      ¦ 
 ¦      ¦ний; примеры экспертных систем соответствующей на-¦      ¦ 
 ¦      ¦учной области; локальные и глобальные компьютерные¦      ¦ 
 ¦      ¦сети, телекоммуникации; технологии дистанционного ¦      ¦ 
 ¦      ¦образования                                       ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.00.¦Специальные дисциплины                            ¦  520 ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.01.¦Дополнительные психолого - педагогические дисцип- ¦   60 ¦ 
 ¦      ¦лины по психологии и педагогике высшей школы      ¦      ¦ 
 ¦      ¦(конкретный перечень определяется образовательным ¦      ¦ 
 ¦      ¦учреждением):                                     ¦      ¦ 
 ¦      ¦- основные достижения, проблемы и тенденции разви-¦      ¦ 
 ¦      ¦тия отечественной и зарубежной психологии и педа- ¦      ¦ 
 ¦      ¦гогики высшей школы; биологические и психологичес-¦      ¦ 
 ¦      ¦кие основы развития и обучения; психологические   ¦      ¦ 
 ¦      ¦особенности юношеского возраста; психологические  ¦      ¦ 
 ¦      ¦основы проектирования и организации ситуаций сов- ¦      ¦ 
 ¦      ¦местной продуктивной деятельности преподавателя и ¦      ¦ 
 ¦      ¦студентов; развитие личности студентов в процессе ¦      ¦ 
 ¦      ¦обучения и воспитания; движущие силы, условия и   ¦      ¦ 
 ¦      ¦механизмы развития личности; личность и коллектив;¦      ¦ 
 ¦      ¦функционирование малых социальных групп;          ¦      ¦ 
 ¦      ¦- психологические закономерности структурирования ¦      ¦ 
 ¦      ¦предметно - содержательного знания и системной ор-¦      ¦ 
 ¦      ¦ганизации учебных задач; систематика учебных и    ¦      ¦ 
 ¦      ¦воспитательных задач (по дисциплине); методология ¦      ¦ 
 ¦      ¦научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и ¦      ¦ 
 ¦      ¦творческой деятельности в научном познании; взаи- ¦      ¦ 
 ¦      ¦мосвязь интуитивного, неосознанного и сознательно-¦      ¦ 
 ¦      ¦го в научном творчестве; социальные и индивидуаль-¦      ¦ 
 ¦      ¦но - психологические мотивы научного творчества;  ¦      ¦ 
 ¦      ¦проблемы нравственной оценки результатов научного ¦      ¦ 
 ¦      ¦творчества; методы развития творческой личности в ¦      ¦ 
 ¦      ¦процессе обучения и воспитания; психологические   ¦      ¦ 
 ¦      ¦проблемы формирования профессионализма (в научном ¦      ¦ 
 ¦      ¦направлении); системный подход к исследованию пе- ¦      ¦ 
 ¦      ¦дагогических явлений и процессов; структура и ме- ¦      ¦ 
 ¦      ¦тоды психолого - педагогических исследований; пути¦      ¦ 
 ¦      ¦формирования педагогического мастерства           ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.02.¦Технологии профессионально - ориентированного     ¦   60 ¦ 
 ¦      ¦обучения:                                         ¦      ¦ 
 ¦      ¦- виды учебной деятельности преподавателя в вузе: ¦      ¦ 
 ¦      ¦лекции, семинары, практикумы и практики, их общие ¦      ¦ 
 ¦      ¦и частные цели; содержание, методы и средства обу-¦      ¦ 
 ¦      ¦чения каждого вида занятий и примеры их реализа-  ¦      ¦ 
 ¦      ¦ции; методические и технологические проблемы сов- ¦      ¦ 
 ¦      ¦ременной дидактики высшей школы (на примере конк- ¦      ¦ 
 ¦      ¦ретной дисциплины);                               ¦      ¦ 
 ¦      ¦- основы научно - методической работы: методы и   ¦      ¦ 
 ¦      ¦примеры методической проработки профессионально - ¦      ¦ 
 ¦      ¦ориентированного материала; трансформация, струк- ¦      ¦ 
 ¦      ¦турирование и психологически грамотное преобразо- ¦      ¦ 
 ¦      ¦вание научного знания в учебный материал и его мо-¦      ¦ 
 ¦      ¦делирование на конкретных примерах;               ¦      ¦ 
 ¦      ¦- основы учебно - методической работы: методы и   ¦      ¦ 
 ¦      ¦приемы составления задач, упражнений, тестов по   ¦      ¦ 
 ¦      ¦различным темам, систематика учебных и воспита-   ¦      ¦ 
 ¦      ¦тельных задач; отбор и структурирование информации¦      ¦ 
 ¦      ¦на материале конкретной дисциплины; использование ¦      ¦ 
 ¦      ¦различных заданий как инструмента диагностики и   ¦      ¦ 
 ¦      ¦метода формирования нового знания по дисциплине;  ¦      ¦ 
 ¦      ¦методическая обработка различных примеров предмет-¦      ¦ 
 ¦      ¦ного материала;                                   ¦      ¦ 
 ¦      ¦- влияние содержания конкретных дисциплин на выбор¦      ¦ 
 ¦      ¦технологии обучения; способы создания требователь-¦      ¦ 
 ¦      ¦но - доброжелательной обстановки образовательного ¦      ¦ 
 ¦      ¦процесса, обзор современных образовательных техно-¦      ¦ 
 ¦      ¦логий; совместная исследовательская деятельность  ¦      ¦ 
 ¦      ¦преподавателя и студентов (конкретная реализация);¦      ¦ 
 ¦      ¦методы организации самостоятельной работы студен- ¦      ¦ 
 ¦      ¦тов; цели, методы и приемы оценки качества образо-¦      ¦ 
 ¦      ¦вания и качества образовательного процесса, методы¦      ¦ 
 ¦      ¦анализа учебно - социального состояния студенчес- ¦      ¦ 
 ¦      ¦кой группы; способы математической обработки ре-  ¦      ¦ 
 ¦      ¦зультатов учебной работы и психолого - педагоги-  ¦      ¦ 
 ¦      ¦ческого анализа                                   ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.03.¦Организационные основы системы образования (конк- ¦   60 ¦ 
 ¦      ¦ретные дисциплины устанавливаются образовательным ¦      ¦ 
 ¦      ¦учреждением)                                      ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.04.¦Иностранный язык (в соответствии с программой кан-¦  140 ¦ 
 ¦      ¦дидатского минимума по соответствующей отрасли на-¦      ¦ 
 ¦      ¦ук)                                               ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.05.¦Современные главы дисциплин научной отрасли       ¦  140 ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦СП.06.¦Тренинг профессионально - ориентированных ритори- ¦   60 ¦ 
 ¦      ¦ки, дискуссий и общения: основные проблемы поста- ¦      ¦ 
 ¦      ¦новки голоса, техника и артикуляция речи, развитие¦      ¦ 
 ¦      ¦способности воздействия на людей своей речью, ана-¦      ¦ 
 ¦      ¦лиз и управление специфическими языковыми барьера-¦      ¦ 
 ¦      ¦ми (на профессионально - ориентированном материа- ¦      ¦ 
 ¦      ¦ле); основы создания понятного текста (восприятие ¦      ¦ 
 ¦      ¦основных параметров текста, взаимодействие текста ¦      ¦ 
 ¦      ¦и иллюстраций)                                    ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦      ¦Итого часов теоретической подготовки              ¦  840 ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦ПП.00.¦Педагогическая практика:                          ¦  100 ¦ 
 ¦      ¦лекции, семинары, практикумы и практики           ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦И.00. ¦Итоговая государственная аттестация               ¦  140 ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦И.01. ¦Защита выпускной квалификационной работы и,       ¦  140 ¦ 
 ¦      ¦по усмотрению вуза, квалификационный экзамен      ¦      ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+ 
 ¦      ¦Всего часов                                       ¦ 1080 ¦ 
 +------+--------------------------------------------------+------+

5. Требования к разработке и условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"

5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы

5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;

- перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.

5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"

5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно - методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:

- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, - не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);

- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).

5.2.2. Требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса.

Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно - практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено:

- предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;

- наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований;

- наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно - педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.

5.2.3. Требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.

6. Требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.

6.1. Требования к квалификационной работе

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.

Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.

Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно - методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.

Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.

6.2. Требования к государственному экзамену

Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.


Элементы

© 2005–2025 «Элементы»