Плазма — самая распространенная форма вещества в нашей Вселенной. Если говорить совсем просто, то плазма — это ионизированный газ, в котором заряженные частицы вещества (например, электроны и протоны или электроны и позитроны) находятся в несвязанном (ионизированном) состоянии. Вполне может быть, что в плазме присутствуют и нейтральные частицы (атомы и молекулы), — тогда говорят о частично ионизированной плазме.
Одно из фундаментальных свойств плазмы — квазинейтральность: если взять достаточно большую область, заполненную плазмой, то полный суммарный заряд этой области будет нулевым (рис. 1). В принципе, это свойство довольно очевидно: если полный заряд не равен нулю, то должны возникнуть электрические поля, которые будут притягивать заряженные частицы в эту область до тех пор, пока заряд не станет нулевым.

Тем не менее, хотя плазма на больших масштабах электронейтральна и в чем-то похожа на жидкости и газы (у нее есть давление, температура, скорость потока и т. д.), у плазмы есть и принципиально другие свойства. В отличие от полностью нейтральной жидкости или газа, плазма способна взаимодействовать с электромагнитными полями и изменять свое поведение и свойства под их влиянием.
О самом простом и самом фундаментальном таком взаимодействии и будет эта задача. Давайте подумаем, что случится, если с помощью какого-нибудь внешнего взаимодействия разнести заряженные частицы в плазме на две противоположные стороны, образовав тем самым бесконечные заряженные плоскости с противоположными знаками (рис. 2). В первую очередь, возникнет электрическое поле между этими плоскостями. Электрическое поле будет притягивать заряды, чтобы восстановить нейтральность. Соответственно, разнесенные заряды притянутся обратно в положение равновесия. Однако, так как у них будет некоторая скорость, эти заряды продолжат свое движение уже в противоположном направлении, тем самым снова породив электрическое поле обратного знака.

Рис. 2. Колебания зарядов в плазме, выведенной из состояния квазинейтральности
Такое поведение очень похоже на колебания маятника или груза на пружинке, которые мы обсуждали в задаче Гравитационный поезд. И, как неудивительно, сейчас понадобятся знания о квазиупругой силе и частоте колебаний из той задачи.
Итак, представим, что в некотором объеме электрон-протонной плазмы концентрация электронов и протонов составляет \(n_e = n_p\). Оказывается, что частота описанных выше плазменных колебаний зависит только от значения концентрации и больше ни от чего. Вычислите частоту плазменных колебаний в этом объеме в описанной выше ситуации.
Чему равна эта частота для ионосферы Земли, где типичная плотность электронов достигает значения \(10^5\) частиц на кубический сантиметр? Плазма хорошо отражает электромагнитные волны с частотами ниже соответствующей плазменной частоты. Подумайте, как, пользуясь этим, оценить плотность ионосферы Земли на различных высотах.
Представьте промежуточный момент, когда заряды из некоторой области \(\Delta x\) собрались в одну бесконечную заряженную плоскость. Электрическое поле от такой плоскости с плотностью заряда \(\sigma\) (заряд на единицу площади) однородно и равно \(E=2\pi\sigma\) (этот факт мы докажем в послесловии). Посчитайте сперва заряд на единицу площади такой плоскости, а затем — и электрическое поле.
Вспомним из задачи Гравитационный поезд, что при действии квазиупругой силы \(F = k x\), где \(x\) — смещение от состояния равновесия, а \(k\) — некоторый коэффициент пропорциональности, возникают гармонические колебания с частотой \(\omega=\sqrt{k/m}\).
Рассмотрим промежуточный момент, когда частицы с положительными и отрицательными зарядами из области \(\Delta x\) вокруг положения равновесия разлетаются в противоположные стороны как показано на рис. 3.

Рис. 3. Заряженные частицы в плазме сконцентрированы на некотором расстоянии \(\Delta x\) от центра области, эта ситуация приведена в два различных момента времени. Насыщенность цвета показывает общий нескомпенсированный заряд областей, а длина вектора \(\mathbf{E}\) пропорциональна величине генерируемого электрического поля
Очевидно, что чем больше \(\Delta x\) — тем больше нескомпенсированного заряда в областях (частицы «собираются» из большей области). Если в среднем концентрации зарядов разных знаков равны \(n_e=n_p\), то заряд на единицу площади у таких промежуточных областей будет равен: \(\sigma = \Delta x n_e q\) (так как концентрируются заряды с расстояний \(\Delta x/2\) с каждой стороны). На рис. 4 все это показано в динамике.

Рис. 4. Периодическое колебание концентрации зарядов в плазме. В зависимости от того, какого знака заряды собираются на удалении от центра области, меняется знак электрического поля
Таким образом, в любой промежуточный момент в плазме мы имеем заряженные (бесконечные) плоскости чередующихся знаков с зарядом на единицу площади равным \(\sigma = \pm \Delta x n_e e\) (\(e = |q_e| = q_p\) — это абсолютная величина заряда электрона и протона).
Электрическое поле, которое генерируется в результате такого нарушения нейтральности равно \(E = 4\pi\sigma\) (так как вместо одной плоскости у нас по сути две с разными знаками). Сила, действующая на отдельно взятый электрон при этом равна \(F = eE = 4\pi n_e e^2 \Delta x\). Заметим, что сила — квазиупругая, так как она пропорциональна смещению \(\Delta x\). В этой ситуации, как мы помним, возникают гармонические колебания с частотой
\[\omega_p = \sqrt{\frac{4\pi n_e e^2}{m_e}},\]где \(m_e\) — масса электрона. Важно заметить, что плазменная частота зависит лишь от концентрации заряженных частиц.
Внимательный читатель мог заметить, что у электронов и протонов разные массы и плазменная частота электронов будет отличаться от плазменной частоты протонов. Поэтому рисунки 2, 3 и 4 относятся скорее к электрон-позитронной плазме, в которой массы зарядов равны. В электрон-протонной плазме электроны колеблются примерно в 44 раза чаще, чем протоны. Но благодаря этому, несмотря на разность масс, все вычисления верны, поскольку протоны можно считать покоящимися, а наличие или отсутствие электронов в некоторой области будет создавать отрицательный или положительный заряд в этой области.

Рис. 5. Зависимость плазменной частоты (и концентрации заряженных частиц) в ионосфере от высоты над поверхностью Земли. Рисунок с сайта sciencedirect.com
Для ионосферы Земли с характерной концентрацией \(10^5\) частиц на кубический сантиметр, можно оценить, что плазменная частота соответствует около 15 МГц: частоты ниже этого значения будут отражаться от ионосферы, а частоты выше будут проходить сквозь плазму, преломляясь по пути. Так как концентрация в ионосфере на разных высотах разная, радиосигналы каждой частоты будут отражаться разными слоями ионосферы. Зная время отправления и прибытия сигнала, а также ее частоту, таким образом можно «картографировать» ионосферу, исследуя концентрацию частиц в ней на разных высотах над поверхностью Земли.
Такое отражательное свойство ионосферы используется даже для коммуникации. В 1901 году именно с помощью этого эффекта была реализована первая трансатлантическая радиопередача итальянцем Гульельмо Маркони.

Рис. 6. Радиопередача с помощью отражения в ионосфере. Рисунок с сайта electronics-notes.com
Вернемся к физике. Почему же электромагнитные волны с частотами ниже частоты плазменных колебаний отражаются? По сути, плазменная частота (или, если угодно, период) показывает характерное время, за которое заряженные частицы плазмы способны коллективно перемещаться, компенсируя внешние электрические поля.
Если частота изменения внешнего электрического поля слишком большая (колебания поля слишком быстрые), то частицы просто не успевают перестроиться и скомпенсировать это поле, из-за чего такой сигнал может без труда пройти сквозь плазму. Когда частота сигнала мала, то за время колебания частицы успевают среагировать на изменение поля и компенсируют его. Тем самым сигнал «выталкивается» из плазмы, отражаясь от нее.
Можно сказать, что для частот меньше плазменной, плазма ведет себя как проводник (вспомним из школьной физики, что в проводнике заряды всегда успевают перестроиться и скомпенсировать внешнее поле), а для больших частот — как диэлектрик.
Однако плазма — это не просто некоторая экзотическая форма вещества, в которой находится вещество где-то там в космосе (или, например, при ионизации воздуха пламенем и т. д.). Проводящие электроны в самом обычном металле также являются плазмой: они абсолютно так же не связаны с ионами в кристаллической решетке и обладают очень схожими свойствами с обычной плазмой. У плазмы в металлах тоже есть плазменная частота. К примеру, для алюминия или серебра с характерной концентрацией электронов \(10^{23}~\text{см}^{-3}\) эта частота приходится на ультрафиолетовый диапазон электромагнитных волн. Отсюда следует, что волны, частоты которых ниже (к примеру — оптические), отражаются металлами, что и придает последним характерный блеск (см. также задачу Металлический блеск кремния).
Как и было обещано, давайте вычислим поле однородно заряженной бесконечной плоскости. Для этого воспользуемся замечательной теоремой Гаусса, которая очень часто используется физике.
Допустим, у нас есть некий произвольный набор зарядов — как положительных, так и отрицательных — произвольно распределенных в пространстве (рис. 7, слева). Такое распределение зарядов будет образовывать некоторое сложное электрическое поле.
Окружим эти заряды некоторой поверхностью, опять же, произвольной формы, так, чтобы все заряды лежали внутри этой поверхности (рис. 7, в середине). Разделим поверхность на маленькие (в идеале — бесконечно малые) кусочки, каждый из которых имеет площадь: \(A_1\), \(A_2\), ... Возьмем произвольный из этих маленьких кусочков, \(A_i\), и посчитаем компоненту электрического поля, \({E}_i\), перпендикулярную поверхности в этом месте — \(E_{i\perp}\) (рис. 7, справа).
Теперь просуммируем по всем кусочкам значения \(A_i E_{i\perp}\). Эта сумма называется потоком электрического поля через замкнутую поверхность. По сути, если думать об электрическом поле как о поле скоростей некоторой жидкости, эта сумма будет иметь физический смысл суммарного потока жидкости через замкнутую поверхность.
Теорема Гаусса говорит о том, что суммарный поток электрического поля через замкнутую поверхность всегда равен суммарному заряду вещества внутри этой поверхности, помноженному на \(4\pi\).
В общем случае произвольно сложного распределения зарядов эту теорему очень тяжело применить, однако в некоторых случаях с простым распределением она помогает решать относительно сложные задачи довольно быстро. Наш случай с бесконечной равномерно заряженной плоскостью как раз такой.
Во-первых, очевидно, что электрическое поле такой плоскости всегда перпендикулярно ей, так как нет никакого нарушения симметрии. Зная это, давайте выберем некую замкнутую область так, чтобы легко было посчитать поток поля сквозь нее. Если мы выберем эту область в виде цилиндра, как показано на рис. 8, то поток сквозь боковые стенки цилиндра будет равен нулю (так как поле параллельно этим стенкам), а потоки сквозь верхнюю и нижнюю грани равны \(AE\), где \(E\) — величина поля у основания, а \(A\) — площадь основания.

Рис. 8. Электрическое поле бесконечной равномерно заряженной плоскости
Суммарный заряд, содержащийся внутри этой области, тоже легко можно посчитать: он равен произведению площади на плотность заряда \(\sigma\). Теорема Гаусса дает равенство \(2AE = 4\pi A\sigma\), откуда \(E=2\pi\sigma\). Видно, что, во-первых, поле не зависит от выбора области, через которую считается поток, а во-вторых, поле не зависит от расстояния до плоскости: оно однородно в обе стороны от нее.
Примечательно, что теорема Гаусса применима не только к электрическому, но и к гравитационному полю. Только вместо потока электрического поля нужно взять поток гравитационного поля, а вместо суммарного заряда — суммарную массу в области. Попробуйте, вооружившись теоремой Гаусса, доказать утверждение из задачи Гравитационный поезд о том, что гравитационное поле внутри полой сферы с равномерным распределением массы по поверхности тождественно равно нулю (воспользуйтесь сферической симметрией, чтобы правильно подобрать область).
магнитно заряженные квазичастицыЧто такое "магнитно-заряженные"?




Рис. 1. Плазма, состоящая из не связанных заряженных частиц. Так как у плазмы есть некоторая температура, частицы испытывают тепловые колебания