Гравитационный поезд

Колебания и волны — один из основополагающих элементов, на которых основывается наше понимание Вселенной. Движение тел в гравитационных полях, анализ свойств кристаллических структур в различных веществах, распространение радиосигналов в ионизированной атмосфере Земли, и даже слабое взаимодействие и распад элементарных частиц можно свести к анализу колебаний каких-то переменных и вызываемых этими колебаниями волн.

Основные понятия, связанные с колебательными движениями, уже обсуждались в задаче Музыка волн, музыка ветра. В простейшей ситуации некоторая величина, например, координата материальной точки, которую мы обозначим буквой \(x\), (или ее скорость) меняется по синусоидальному закону:

\[ x = A \sin(\omega t + \phi_0), \]

где \(A\) — амплитуда колебания (максимальное отдаление от среднего значения), \(\omega\) — частота (она равна \(2\pi / T\), где \(T\) — период), а величина \(\phi_0\), которая называется фазой, определяет начальное смещение в момент времени \(t=0\). Колебания, описываемые таким простым законом, называются гармоническими.

В механике любое колебательное движение является результатом действия некоторой силы. Строгий вывод закона гармонического колебания требует знания основ дифференциальных уравнений, однако в этой задаче мы увидим, что в большинстве случаев можно обойтись без этого. Для этого мы вооружимся очень полезным аппаратом анализа колебаний, который пригодится и в других задачах.

Рассмотрим простую, известную еще со школы, задачу. Пусть на поверхности без трения покоится кубик массы \(m\), связанный с неподвижной стенкой пружинкой. У пружинки есть только одно свойство — ее жесткость \(k\): чем больше жесткость, тем сложнее деформировать эту пружинку. От длины пружинки (\(L\)) ничего не зависит, поэтому ее учитывать не будем (рис. 1).

Рис. 1. Движение блока, привязанного к стене пружинкой

Рис. 1. Движение блока, привязанного к стене пружинкой

Пока пружинка не деформирована, сила, действующая на кубик, равна нулю. Если пружинка деформирована — сжата или разжата, — то по закону Гука сила будет прямо пропорциональна смещению грузика: \(F = k x\). В этой формуле смещение грузика \(x\) может быть как положительным, так и отрицательным — от этого зависит направление действия силы.

В отсутствие трения такой грузик будет совершать гармонические колебания с частотой \(\omega = \sqrt{k/m}\) (то есть с периодом \(T = 2\pi\sqrt{m/k}\)). Эту формулу можно получить либо из второго закона Ньютона, либо с помощью анализа размерностей (размерность коэффициента \(k\) — Н/м) — это полезное упражнение.

Оказывается, закон Гука можно обобщить на очень широкий класс задач. Сила \(F\), которая прямо пропорциональна смещению некоторой координаты, называется квазиупругой. Коэффициент пропорциональности, который в описанном выше примере выражал жесткость пружинки, может быть произвольным — это зависит от физики конкретной задачи. Такой коэффициент будем называть эффективной жесткостью. Движение под воздействием квазиупругой силы всегда представляет собой гармоническое колебание.

Рис. 2. Математический маятник

Рис. 2. Математический маятник массы \(m\). Показаны все силы, действующие на маятник в момент, когда угол его отклонения от вертикали равен \(\alpha\), а смещение по горизонтали от положения устойчивого равновесия — \(x\)

Еще один простой пример — математический маятник (рис. 2). На маятник в каждый момент действуют две силы: сила тяжести \(mg\) и сила натяжения нити \(T\). Сила натяжения компенсирует силу тяжести в вертикальном направлении (ведь нить маятника натянута, но не рвется), поэтому в любой момент выполнено \(T\cos{\alpha} = mg\). В горизонтальном направлении на маятник действует сила \(F=T\sin{\alpha}\), которая и приводит его в движение. При очень малых значениях \(\alpha\) верны приближенные равенства \(\cos{\alpha}\approx 1\), \(\sin{\alpha}\approx \alpha\), пользуясь которыми найдем, что горизонтальная сила равна \(F=mg \alpha\), а так как \(\sin{\alpha}\approx\alpha\approx x/L\), получаем \(F = mg x / L\).

Легко видеть, что эта сила является квазиупругой с эффективной жесткостью \(k = mg/L\). Значит, (при малых отклонениях \(\alpha\)) маятник будет совершать колебательные движения с частотой \(\omega = \sqrt{k/m}=\sqrt{g/L}\). Обратите внимание, что от массы маятника ничего не зависит!

Вооружившись этими знаниями, можно попробовать решить более сложную задачу.

Задача

Рис. 3. Подземный тоннель

Рис. 3. Подземный тоннель. \(F\) — сила притяжения, действующая на поезд (показанный схематично сиреневым кружочком)

Две точки на поверхности Земли соединены прямым тоннелем, проходящем на минимальном расстоянии \(h\) от ее центра (рис. 3). Как будет двигаться по этому тоннелю поезд на магнитной подушке без трения и в отсутствие сопротивления воздуха? Для простоты считайте, что Земля — это шар.


Подсказка 1

В какой точке тоннеля поезд будет находиться в равновесии? Найдите силу, которая действует на поезд, когда он смещен на расстояние \(x\) от положения равновесия.


Подсказка 2

На объект, находящийся внутри шара, действует сила притяжения только той части шара, которая находится «внизу», то есть ближе к центру, чем сам объект. В предельных положениях происходит следующее: когда объект снаружи, то сила притяжения действует от всего шара, а когда объект находится в самом его центре, то сила притяжения равна нулю.


Решение

Рассмотрим момент, когда поезд находится на расстоянии \(x\) от середины тоннеля (рис. 4). Как было сказано в подсказке, в таком положении на поезд действует притяжение лишь со стороны внутренних (по отношению к поезду) слоев Земли (на рис. 4 эта притягивающая область указана синим пунктиром). Этот факт будет доказан в послесловии.

Рис. 4.

Рис. 4.

Пусть в данный момент радиус этой внутренней области равен \(r\). Предположив, что Земля — это шар с постоянной плотностью \(\rho\), найдем, что полная сила, действующая на поезд, равна:

\[ F = G\dfrac{\rho\frac{4\pi}{3}r^3m}{r^2} = \frac{4\pi}{3}G\rho r m. \]

Компонента силы, которая перпендикулярна оси тоннеля (то есть «вертикальная» по отношению к поезду), нас не интересует, так как она компенсируется давлением опоры и на движение никакого влияния не оказывает (ведь трение отсутствует). А вот параллельная оси тоннеля компонента этой силы отвечает за движение поезда. Нетрудно понять, что эта сила равна \(F_{||}=F x/r\), где \(x/r\) — это просто косинус угла между силой \(F\) и тоннелем.

Получаем:

\[ F_{||} = \frac{4\pi}{3}G\rho x m = \left(\frac{4\pi}{3} G \rho m\right) x.\]

Легко видеть, что эта сила выглядит абсолютно идентично закону Гука с некоторой эффективной жесткостью. Как следует из предисловия к задаче, поезд в таком случае будет совершать гармонические колебания в тоннеле, как это показано на рис. 5.

Рис. 5.

Рис. 5.

Оценим период таких колебаний. Как обсуждалось выше, для квазиупругой силы период колебаний равен \(T=2\pi\sqrt{m/k}\), где \(k\) — эффективная жесткость. В нашем случае получим (вспомнив, что плотность Земли \(\rho = M / (4\pi/3) R^3\)) такой результат:

\[ T = 2 \pi \sqrt{\dfrac{3 m}{4\pi G\rho m}} = 2 \pi \sqrt{\dfrac{R^3}{G M}}. \]

В первую очередь надо обратить внимание на то, что период не зависит от \(h\). То есть, на какой бы глубине ни был тоннель, период колебаний поезда от этого не зависит. Во-вторых, эта формула для периода может вам что-то напомнить Оказывается, это выражение в точности равно периоду вращения спутников на низкой околоземной орбите (например, МКС), можете сами в этом убедиться в качестве упражнения. Численно этот период равен примерно 90 минутам.

Иными словами, если мы пророем множество тоннелей, то периоды всех поездов будут одинаковы и будут совпадать с периодом спутника на низкой околоземной орбите (рис. 6).

Рис. 6.

Рис. 6.


Послесловие

С технологической точки зрения проблем у гравитационного поезда очень много. Гравитация, конечно же, дает необходимую силу тяги и торможения, однако есть несколько факторов, которые делают реализацию такого проекта близкой к невозможной.

Из закона сохранения энергии

\[ \frac{GM}{R} = \frac{v^2}{2} + \frac{GM}{R-d}\left(\frac{R-d}{R}\right)^3, \]

где \(d\) — максимальная глубина тоннеля, можно найти, что при глубине тоннеля всего лишь 3 км (длина такого тоннеля будет около 200 км) в самой глубокой точке поезд достигнет скорости звука. При таких скоростях сопротивление воздуха будет играть колоссальную роль, и поезду необходимо будет прикладывать дополнительные усилия за счет своих двигателей для ускорения (иначе он просто не выберется из тоннеля). Другим фактором является трение поезда о сами рельсы, которые также будут его тормозить.

Возможным решением является использование поездов на магнитных подушках, что будет фактически нивелировать трение, в вакуумном (или с очень низким давлением воздуха) тоннеле. Подобные технологии уже активно разрабатываются компаниями Tesla/Space X и Virgin, которые планируют в будущем построить такие сети железных дорог, правда не под землей, а на поверхности.

Теперь докажем утверждение из подсказки: на объект, находящийся внутри шара с равномерной плотностью, действует гравитация лишь от той части шара, которая находится ближе к центру, чем этот объект.

Для простоты рассмотрим гравитационную силу от отдельных сферических поверхностей, то есть разобьем внешнюю часть шара на множество концентрических сфер и рассмотрим их влияние по-отдельности. Одна такая сфера (точнее, ее сечение плоскостью, проходящей через центр) — это красная окружность на рис. 7. Возьмем две очень маленькие области, противоположные друг другу относительно нашего объекта. Массы этих двух областей обозначим через \(m_1\) и \(m_2\), а расстояния от них до нашего объекта — \(r_1\) и \(r_2\).

Рис. 7.

Рис. 7.

Очевидно, что при постоянной плотности (и небольшой толщине рассматриваемого сферического слоя), массы этих двух кусочков пропорциональны площадям их поверхностей, \(A_1\) и \(A_2\). Так как при очень маленьком размере этих поверхностей, два получающихся конуса подобны друг другу, то площади их оснований относятся как квадраты высот: \(A_1 / A_2 = r_1^2 / r_2^2\). Это означает, что массы этих двух кусочков пропорциональны квадратам расстояний от нашего объекта до них: \(m_1\propto r_1^2\) и \(m_2\propto r_2^2\).

Теперь вспомним, что гравитационная сила от каждого кусочка прямо пропорциональна его массе и обратно пропорциональна квадрату расстояния до него: \(F\propto m/r^2\), и получим, что силы от двух противолежащих кусочков равны по величине, а направлены в противоположные стороны. Значит, они нивелируют друг друга. «Покрыв» поверхность этой сферы такими противолежащими кусочками, можно убедиться, что общая гравитационная сила от всей сферы, действующая на наш объект, в точности равна нулю.

То же самое верно и для любой сферы, находящейся «снаружи» от нашего объекта. Получается, что на наш объект действует только «внутренняя» область шара, как это было показано на рис. 5.

В более общем виде это утверждение называется теоремой Гаусса, которая обобщает подобное рассуждение на произвольное распределение масс в пространстве (см. Shell theorem и Gauss's law for gravity).


23
Показать комментарии (23)
Свернуть комментарии (23)

  • taras  | 05.07.2019 | 15:21 Ответить
    Про русский слышал хоть раз?
    Ответить
    • haykh > taras | 05.07.2019 | 19:53 Ответить
      ?
      Ответить
      • AlexZ > haykh | 30.09.2021 | 15:14 Ответить
        Не понятно как получена формула сохранения энергии в послесловии. При d=0, то есть в центре Земли скорость тела будет равна второй космической. А при нахождении этой скорости из решения диф. ур. движения получается первая космическая?
        Ответить
  • Олег Чечулин  | 05.07.2019 | 20:05 Ответить
    А если h будет чуть меньше радиуса Земли (например, таким, чтобы длина тоннеля была метров 10), и в этот тоннель чего-нибудь запустить, оно тоже будет колебаться с периодом 90 минут?
    Ответить
    • Angl > Олег Чечулин | 05.07.2019 | 20:49 Ответить
      Разумеется. Но отклонение формы Земли от шара не даст это измерить.
      Ответить
    • haykh > Олег Чечулин | 05.07.2019 | 23:38 Ответить
      В идеальном математическом мире -- конечно, да. Однако представьте, колебания на масштабе 10 метров периодом в 90 минут. :) На таких масштабах уже не работает приближения Земли как идеального шара, и всякие прочие мелочи начнут играть роль, как правильно заметил Angl.
      Ответить
      • Олег Чечулин > haykh | 06.07.2019 | 04:32 Ответить
        1. То есть, гравитация на этом 10-метровом отрезке будет вести себя более-менее не предсказуемо? И если сделать скользкую трубу с вакуумом, и разместить её над поверхностью Земли - это не спасёт?
        2. Кстати... А вращение Земли никак не будет влиять на поезд из задачи? Будет ли разница между поездом в тоннеле от полюса до полюса и поездом в тоннеле, обе конечные точки которого находятся на экваторе?
        Ответить
      • antiximik > haykh | 17.07.2019 | 17:16 Ответить
        и всякие прочие мелочи начнут играть роль
        Шта???.. Какие, нафиг, отклонения от идеального шара??... Окститесь!
        Я бы ещё понял, если бы вы тут упомянули, что есть гравитационное поле Солнца, Млечного пути и т.д. и т.п., которые суммарно могут существенно искажать "идеальный" земляной гравитационный колодец... И эти факторы мне не кажутся "мелочью"... :)
        Ответить
    • Юрий Фёдоров > Олег Чечулин | 06.07.2019 | 04:23 Ответить
      Не, не будет!
      Иначе и до кухонного стола можно добраться на пути к миниатюризации процесса!))
      Вот как бы было это легко:
      -Покупаем в магазине (или вытачиваем вручную) идеально скользкую хреновинку
      - кладем-ставим эту хреновинку на любую точку стола (любую, кроме его геометрического центра)
      - садимся рядом и с помощью часов и глазомера (можно телекамеру направить на центр стола так, чтоб и хреновинка была в кадре) и наблюдаем, как ровно за один академический час она (эта идеальная скользилка) проползет через геометрический центр поверхности стола путь, вдвое больший ее первоначального до этого центра расстояния.
      То-то было бы занятно)
      Шучу, конечно - в реальности так поставить ее бы не удалось - всё чуть-чуть толкнуть случайно получилось бы. Но вот если бы поперек направления на центр стола - можно добиться и кругового ползания ее по столу со скоростью один оборот в 90 минут!))

      (Продолжу фантазировать об отсутствии трения:
      Сделав столешницу с углублением к центру, можно добиться такой геометрии конструкции, что, толкнув эту скользилку пеперек направления на центр лунки с определённой скоростью, получить часы - хождение по кругу за час.
      Вот как сделать, чтоб цикл был 12-ти часовой сообразить не могу))

      С другой стороны - выходит, что без трения было бы довольно неудобно жить - как ни придешь в кухню - посуда по столу разбежалась. Сервировка вся, если была, уже через 20 минут - коту под хвост!)

      А Ваши 10 метров даже короче хоккейного поля!
      на примере хоккейного поля ясно уже становится, что трение нам тут довольно серьезно палки в колеса вставляет. Ибо ничего по полю этому не катается самостоятельно, от гравитации, взад-вперед за 90 минут.
      Даже жаль теперь)

      То-то керлинг был бы иным! Зазевался - камни назад поползли!))
      Ответить
      • Олег Чечулин > Юрий Фёдоров | 06.07.2019 | 04:37 Ответить
        Так хоккейной поле - оно же не плоское, а слегка сферическое, повторяющее форму Земли. Просто мы этого не замечаем. И кухонный стол, получается, тоже. У действительно плоской поверхности края находятся дальше от центра Земли, чем её центр. По сути, получается ямка в центре.
        Ответить
        • Юрий Фёдоров > Олег Чечулин | 06.07.2019 | 06:58 Ответить
          Поле плоское - по нему машины ездят специальные, уплощающие, у них довольно большой с совершенно прямолинейной кромкой нож. Куда бОльший, чем массовый кухонный стол в любом направлении измеренный.
          Нож, если что, на наличие изгиба проверить оч легко: приложить ему " навстречу" кромка к кромке второй такой же и увидеть, что они везде друг друга касаются. Если при этом один из них имеет изгиб для повторения сферической формы земли - возьмем второй (он, соответственно, должен иметь такой же изгиб со знаком минус ) и применим на том же хоккейном поле. По-Вашему, должно получиться "вогнутое" поле.
          Сразу станет понятно, что на постановки экспериментов описанного тут "гравитационного поезда" это никак не скажется))
          Разве что работники нерадивые, плохо этим ножом лед ровняют...
          Ну, а уж кухонный стол - тут уж точно никтошеньки ему сферическую форму не придает, это уж Вы, уважаемый Олег, совсем зарапортовались)))
          Плоский он.
          Но не нравится кухонный - берите бильярдный. Его-то точно с помощью приборов даже тщательнейше специально до идеальной плоскости доводят.
          Берите, сдирайте сукно - и ставьте идеальную скользилку.)
          Ответить
          • Олег Чечулин > Юрий Фёдоров | 06.07.2019 | 12:20 Ответить
            И хоккейному полю, и столу, и ножу сферическую форму придаёт гравитация.
            Ответить
            • Юрий Фёдоров > Олег Чечулин | 07.07.2019 | 00:07 Ответить
              Столу?
              Ножу??
              Гравитация придает сферичность???
              Ну тогда, простите, о чем вообще эта задача?
              Тогда и тоннелю этому, который мы будем пропиливать сквозь землю для решения этой задачи гравитация придастт сферичность, если она такая неуёмная!))
              Что-то Вы тут, простите мою непонятливость, непонятное говорить изволите!)
              Мы стараемся, пилим-точим строго горизонтальный стол, а все, оказывается, напрасно?
              )
              Или Вы что-то иное ввиду имели, я просто неверно понял?
              Ответить
              • Олег Чечулин > Юрий Фёдоров | 07.07.2019 | 05:50 Ответить
                Смотря каким уровнем мы проверяем горизонтальность. Если пузырьком - то поверхность не плоская, а сферическая, с радиусом кривизны равным расстоянию до центра Земли. Если лазерным уровнем, то поверхность будет, действительно, плоская, но её центр будет ближе к центру Земли, чем края, и сила тяжести будет направлена не перпендикулярно поверхности.
                Если взять плоский лист фанеры, и положить его на Землю, то он перестанет быть плоским. Даже рельсы меняют свою форму.
                А задача не об этом, а о тоннеле. Прямизну тоннеля, скорее всего, будут проверять оптическими методами.
                Ответить
                • Юрий Фёдоров > Олег Чечулин | 10.07.2019 | 11:11 Ответить
                  Вот! Это уже лучше.
                  Столы и ножи спасены!
                  Благодарность Вам от них!)

                  Теперь нужно сделать еще один шаг и реабилитировать пузырьковый уровень.
                  Для этого представьте, как он будет работать в тоннеле, (проверенном, естественно, оптическими методами)? Сначала в глубоком, затем все более и более мелком.
                  Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 06.07.2019 | 06:32 Ответить
    Но ничто не м шает нам строить обыкновенные дуги или параболы! Кто заставляет нас искать проблем с трением и прочими наворотами горизонтали?

    Что проще:
    Между каждыми двумя станциями электрички рельсы класть не строго по прямой, а с понижением к середине прогона. - вот вам и "гравитационный поезд"!!
    От станции разгоняется, разгоняется - потом по инерции, у следующей станции вновь остановился. В чем проблема?
    Можно даже так рассчитывать прогиб путей, чтоб разгонялся побыстрее - чтоб бОльшую часть пути шел ходко (не только в середине)

    И, кстати, совершенно непонятно, почему так не делается - был бы чудесный экологичный транспорт- бОльшую часть энергии дала бы дармовая гравитация!

    И никакие ледники бы не таяли от угольной крошки и выбросов СО2, а, напротив, крепли от осознания силы человечьего духа, и, глядишь, скоро бы вовсе оледенили к чертям всю нашу красавицу-планету!!
    Это вам не уголь в топке жечь!

    Почему, кстати, не строят так желдороги? Неужто заговор капиталистов - торговцев паровозным топливом?

    Вот это задачка!

    Может, переделаем все наши дороги?
    Вот и будет наш ответ теслам, спайс иксам и прочим виргинам!!
    Гениальный, несимметричный, дешевый, на отмашь!!
    Ответить
    • Vladimir.Z > Юрий Фёдоров | 08.07.2019 | 16:21 Ответить
      Юрий, метро в Петербурге так и проложено, сначала поезд идёт с понижением, потом, в середине прогона поднимается. Но, сделано это ... для водоотлива.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Vladimir.Z | 12.07.2019 | 02:22 Ответить
        Для водоотлива? Я не очень понимаю это дело, водосток знаю, а водоотлив, это что имеется ввиду?
        В любом случае это здорово, что идея реализована и именно с поездами и желдорогами!

        Шевелю мозгами:
        1. Вопрос: Интересно узнать, привела ли эта конструкция к экономии энергии - ведь наверняка там используется гравитация, как в этой задаче. Хотя наклоны сделаны и не для этого. Где бы могла быть сравнительная об энергозатратах в разных метро информация?
        2. Идея: исходя из того, что моя мысль о "прогибах" желдор путей возникла как следствие размышлений о гравитационном поезде, самый лучший водоотлив - тоннель, описанный в этой задаче: хоть он и прямой, но то, что делается наклонами в питерском метро, будет в нем куда лучше. Осталось понять, что такое водоотлив - и можно предложить автору задачи в следующий раз формулировать ее не о поезде, а о воде!) (о водоотливе))
        Ответить
  • arsenz  | 06.07.2019 | 06:44 Ответить
    Спасибо, очень хорошо написано и прекрасно иллюстрировано. Ждем еще много интересных задач.
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 07.07.2019 | 00:15 Ответить
    Да! Мультики оч милы.
    Спасибо!
    Неужели Вы их сами, уважаемый Айк, срукодельничали? Прекрасная идея! Какая куча иллюстраций еще могла бы стать сногократно более понятной, будь они (иллюстрации) анимированными.
    Ответить
  • chektor  | 08.07.2019 | 01:38 Ответить
    Большое спасибо! Кажется я еще одно открытие сделал, благодаря вашей задаче!
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > chektor | 10.07.2019 | 11:12 Ответить
      Еще одно??
      Ужасно интересно!
      Не поделитесь?
      Ответить
      • chektor > Юрий Фёдоров | 10.07.2019 | 17:33 Ответить
        Здравствуйте! Нет, не буду любезен. Я вас не знаю. Мне надо сначала приоритет получить. Возможно, назову его своим именем. Тогда, если не забуду, буду любезен вам сообщить.
        (Перечитал. Какой-то дурацкий ответ получился. Попытался переформулировать, получилось еще хуже. Черт, не мой день сегодня!)
        Если вы меня не знаете, но есть время и желание, можете поинтересоваться по адресу: http://users.torror.ru/moiomo/
        Так получилось, у меня там другой ник. Но в поиске уже полно моих "следов" по этим никам.
        Моё почтение!
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»