Задача

Маленькому Лёве два с половиной года, и он ещё только учится говорить.

Даны некоторые русские слова с указанием того, как Лёва произносит в каждом из них звук [л’] и звук, обозначаемый буквой «м»:

до[м’]ик, гу[й]ять, же[н’]езная, за[в’]етать, ка[м’]ера, ка[м]ушек, кар[м]ан, ко[й]ечко, [н’]инейка, [й]иса, [в]акароны, [в]атрас, [в’]етро, [в]огу, [м]ожешь, [в]олоко, [в]удрец, [м]узыка, [м]ыло, нева[й]яшка, о[н’]ень, по[й]ез, пира[м’]идка, приду[м]ал, соло[м]ка, са[в]окат.

Задание 1. Укажите, как Лёва произносит звук [л’] в каждом из следующих слов:

лес, лестница, Лёва, лягу, поляна, шпингалет.

Задание 2. Укажите, как Лёва произносит звук, обозначаемый буквой «м», в каждом из следующих слов:

дом, кормить, мама, Михаил, мой, моё, семь.

Задание 3. Укажите, как Лёва произносит звуки [м] и [л’] в слове самолёт.

Поясните ваше решение.


Подсказка 1

При решении этой задачи слова, приведённые в условии, удобно разделить на две группы: (1) слова со звуком [л’]; (2) слова с буквой «м». Поскольку ни одно слово не попадёт сразу в две группы, можно рассмотреть эти группы по отдельности, предполагая, что внутри каждой группы могут действовать свои собственные закономерности.


Подсказка 2

Заметим, что звук [л’], как и звук, обозначаемый буквой «м», Лёва произносит двумя способами. Для наглядности можно записать примеры, иллюстрирующие каждый способ произнесения [л’], в две группы и сравнить эти группы между собой (а потом то же самое сделать для буквы «м»). Этот метод получил название «в два столбика», и его удобно применять для решения не только учебных лингвистических задач, но и реальных проблем, связанных с описанием языковых явлений. Метод «в два столбика» был подробно описан И. Б. Иткиным; о нём можно прочитать, например, во введении к сборнику задач по лингвистике на сайте inclusive.mosolymp.ru.


Решение

1. Из примеров видно, что Лёва произносит звук [л’] как [й] или как [н’]. Запишем эти примеры в два столбика:

[й] [н’]
гу[й]ять же[н’]езная
ко[й]ечко [н’]инейка
[й]иса о[н’]ень
нева[й]яшка
по[й]ез

Нетрудно заметить, что Лёва произносит [н’], если дальше в слове есть [н’] или [н]; в остальных случаях будет [й].

Следует обратить внимание на слово «нева[й]яшка»: оно показывает, что если звук [н’] (а также, возможно, и [н], поскольку [н’] и [н] здесь ведут себя одинаково) находится слева от звука [л’], который пытается выговорить Лёва, то [л’] будет произноситься как [й], а не как [н’] (и поэтому в слове шпингалет Лёва произносит [й]).

Ответ на Задание 1: [й]ес, [н’]естница, [й]ёва, [й]ягу, по[н’]яна, шпинга[й]ет.

2. Звук, обозначаемый буквой «м» ([м] или [м’]), Лёва произносит как [в] (в мягком варианте — [в’]) или правильно:

[в] / [в’] [м] / [м’]
[в]акароны приду[м]ал
[в]атрас ка[м]ушек
[в]олоко кар[м]ан
[в]огу [м]ожешь
[в]удрец [м]узыка
са[в]окат соло[м]ка
[в’]етро [м]ыло
за[в’]етать ка[м’]ера
до[м’]ик
пира[м’]идка

Если во всех этих словах подчеркнуть ударные гласные, то становится хорошо заметно, что Лёва произносит м правильно только сразу после или сразу перед ударным гласным. Если м находится слева и удалено от ударного гласного (то есть если м находится в предударном слоге), то Лёва произносит [в] или [в’]. Как Лёва произносит м, если оно находится справа на некотором расстоянии от ударного гласного, по задаче (и, к сожалению, фактически тоже) неизвестно.

Ответ на Задание 2: до[м], кор[м’]ить, [м]а[м]а, [в’]ихаил, [м]ой, [в]оё, се[м’].

Ответ на Задание 3: са[в]о[й]ёт (звук, обозначаемый буквой «м», не примыкает к ударному гласному, поэтому произносится как [в]; справа от «л» нет «н», поэтому [л’] произносится как [й]).

Некоторые затруднения могло вызвать слово «за[в’]етать», которому, с формальной точки зрения, соответствуют два варианта — заметать и залетать. Но если предположить, что «за[в’]етать» = залетать, то есть что звук [л’] Лёва произносит не только как [й] или как [н’], но и в некоторых случаях как [в’], возникает вопрос: в каких именно случаях будет [в’]? И на этот вопрос нельзя ответить с уверенностью, потому что такой пример в задаче только один, и выглядит он как исключение из правила. Напротив, если предположить, что «за[в’]етать» = заметать, то окажется, что это слово встраивается в ту же группу, что и «[в’]етро», а также «[в]акароны», «[в]атрас», «[в]олоко» и т. д. («м» = [в(')]). Таким образом, правильная гипотеза здесь вытекает из логики задачи: там, где требуется открыть некую закономерность, исключений быть не должно


Послесловие

Фонетические явления, которым посвящена задача, встречаются не только в речи двухлетнего Лёвы1, но и во «взрослых» языках. Так, переход [й] в [н] или [н’] под влиянием последующего [н] или [н’] произошёл в истории некоторых тюркских языков: древнетюркское слово jan ‘бок’ соответствует нян в тофаларском языке, нан в хакасском и шорском языках и ньян в северных диалектах алтайского языка. В украинском языке и в ряде русских говоров встречается произношение сви[н’н’]я вместо сви[н’j]я — здесь уже звук [й] меняется под влиянием [н’], стоящего слева от него. В обоих случаях происходит уподобление одного звука другому. Этот процесс называется в лингвистике ассимиляцией (от лат. assimilatio «уподобление»).

Разное произнесение согласного в зависимости от его положения относительно ударного гласного — тоже достаточно распространённое явление (напомним, что в речи Лёвы «м» произносится как [м] / [м’], если сразу справа или слева от него находится ударный гласный, и как [в] / [в’], если [м] / [м’] находится слева и удалено от ударного гласного).

По мнению некоторых специалистов по фонетике, в русских словах звук [й] перед ударным гласным произносится более чётко, чем в позиции после ударного гласного или перед безударным гласным, ср. если, ясно и дай, ядро. Здесь происходит редукция, или ослабление, произношения согласного.

В 1875 г. датский лингвист Карл Вернер обнаружил, что в германских языках в ряде случаев щелевые согласные hþ (читается как английское th в слове think), fs озвончаются, если гласный, стоящий непосредственно перед ними, в индоевропейском праязыке был безударным (определяя место ударения, Вернер ориентировался на санскрит). Например, санскритское pitā́ ‘отец’ соответствует древнескандинавскому faðir (ð — это звонкое þ; þ озвончилось после безударного гласного, соответствующего санскритскому i), а санскритское bhrā́tā — готскому brōþar (после ударного гласного звук þ остался глухим). В сравнительно-историческом языкознании это правило получило название «закон Вернера».

Фонетические процессы, наблюдающиеся в речи маленьких детей, очень разнообразны. Так, годовалый мальчик Миша сокращает длинные слова с конца: вместо азбука он говорит а, вместо тень — те, вместо ухо — у (задача, посвящённая особенностям Мишиной речи, задавалась 8 классам на I туре XXXIX Традиционной олимпиады по лингвистике). А маленькая девочка Лиля отбрасывает безударные слоги в начале слова и называет шоколадку словом кадатка. Тот же мальчик Миша, произнося неодносложные слова, при определённых условиях просто удваивает первый слог: например, булка и бутылка у него звучат как бубу. Такое фонетическое явление называется редупликацией.

Широко представлена в детской речи и метатеза — фонетическое явление, при котором некоторые части слова (например, отдельные звуки) меняются местами. В речи разных детей встречаются такие перестановки согласных, которые дают, например, карамоны вместо макароны, моколо вместо молоко, лезёный вместо зелёный.

Любопытно, что иногда звуки внутри одной пары переставляются, но при этом какие-то их фонетические признаки, «отделившись» от них, остаются на прежних местах. Например, так устроена метатеза в речи двухлетнего Яна (об этом см. задачу «Метазета»): вместо тебя он говорит педя. Согласные поменялись местами, а признак «глухость / звонкость» остался там, где и был: звук [б], заняв место [т], оглушился, а звук [т] на месте [б], наоборот, озвончился.

Бывает и обратная ситуация: меняются местами не сами звуки, а их признаки. Рассмотрим пример из речи маленькой Насти: слово рюкзак она произносит как диско́к. При образовании этой формы сработало сразу несколько фонетических процессов. Во-первых, трудный для произношения звук [р’] был заменён более простым и достаточно близким к нему звуком [д’]. Во-вторых, произошла метатеза [гз] > [зг], после чего сочетание парных звонких согласных [зг] оглушилось в [ск] — вероятно, под влиянием [к] в следующем слоге. Наконец, чтобы из предполагаемого *дюскак получился дискок, нужно, чтобы гласные, обозначаемые буквами ю и а, поменялись... огубленностью! Звук, обозначаемый буквой ю, является огубленным (лабиализованным): при его образовании губы слегка округляются и вытягиваются вперёд, а звук [а] огубленным не является. Если в «слове» дюскак убрать огубленность у первого гласного, то получится [и], а если добавить её ко второму гласному, то из [а] получится [о], и дюскак превратится в дискок. Этот пример показывает, что в одном слове может быть более одной метатезы, причём одна метатеза может быть непохожа на другую.


1 Сейчас Лёва, так же как и другие упомянутые здесь дети, стал старше. Тем не менее, описывая речь всех этих детей, мы будем пренебрегать этим фактом и использовать глаголы настоящего времени («говорит», «произносит» и т. п.).


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • taras  | 21.06.2019 | 08:25 Ответить
    Вы серьёзно считаете, что Лёва в таком возрасте будет специально коверкать язык, чтоб избавить задачу от исключений? Ничего, что он не знает ни про какие задачи? Проще уж предположить, что заветать, это завещать, йиса – миска, пойз – поезд, а савокат – адвокат. Я в шесть лет «длинный» произносил как «глинный», при этом уже в три года правильно произносил слова: «длина» и «глина». Ни в какие правила это не укладывалось, буква заменялась во всех формах единственного слова. Именно в прилагательном, при правильном произношении однокоренного существительного. Я просто не знал про однокоренные слова и про то, что в языке вообще есть правила. Меня даже не удивлял такой счёт: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50..., причём, это никак не мешало знать, что такое отрицательные числа.
    Ответить
    • Illia47 > taras | 01.03.2022 | 18:54 Ответить
      Он не «специально коверкает язык», а непреднамеренно повторяет естественные фонетические процессы. Конечно, Лёва не задумывается об этом
      Ответить
  • Олег Чечулин  | 21.06.2019 | 18:28 Ответить
    Говорят, я в детстве вместо "помидор" говорил "будЯдя"... Как тебе такое, Илон Маск?
    Ответить
    • taras > Олег Чечулин | 22.06.2019 | 13:16 Ответить
      Брат вместо «включи» говорил «ки», вместо «птички» – «пипчки», а вместо «илларионов» – «инох», я вместо «почисти яблоко» говорил «тити ва». Но мы тогда были как бы не младше Лёвы из задачи.
      Ответить
  • Masha-b  | 10.08.2019 | 12:20 Ответить
    Задача может иметь ещё одно решение в случае с л': если последующий согласный звонкий, то н', если глухой, то й. В тексте самой задачи нет ничего, что противоречит этому утверждению. Поэтому нужно больше примеров дабы исключить данное предположение: добавить что-то вроде "Йиза".
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»