Задача

Ребёнок усваивает звуки родного языка постепенно — некоторые раньше, другие позже. Детям, испытывающим сложности с усвоением отдельных звуков, помогают логопеды. Для оценки того, насколько ребёнком усвоена фонетическая система, логопеды используют артикуляционные тесты. В таких тестах ребёнка просят называть изображения и, таким образом, собирают примеры произношения им всех звуков языка.

Даны результаты артикуляционного теста канадского франкоязычного ребёнка с дефективной артикуляцией в сравнении с тем, как эти слова произносятся в литературной норме.

Слово Литературное произношение Произношение ребёнка Перевод
pomme [pɔm] [bɔm] яблоко
tête [tɛt] [dɛt] голова
soupe [sup] [xup] суп
queue [kœ] [gœ] хвост
phoque [fɔk] [bɔk] тюлень
princesse [pʁɛ̃sɛs] [bɛ̃xɛx] принцесса
rêve [ʁɛv] [ɣɛɣ] мечта
neige [nɛʒ] [nɛɣ] снег
vache [vaʃ] [bax] корова
mouffette [mufɛt] [mubɛt] скунс
plume [plym] [bym] перо
fraise [fʁɛz] [bɛɣ] клубника
chien [ʃjɛ̃] [xɛ̃] собака
gorille [gɔʁij] [gɔɣij] горилла
tomate [tɔmat] [dɔmat] помидор
bleu [blœ] [bœ] синий
livre [livʁ] [jiɣ] книга
dire [dziʁ] [ɣiɣ] сказать
donner [done] [done] дать
cochon [koʃɔ̃] [goxɔ̃] свинья
cadeau [kado] [gado] подарок
zèbre [zɛbʁ] [ɣɛb] зебра
dur [dzyʁ] [ɣyɣ] жёсткий
soif [swaf] [xwax] жажда
fleur [flœʁ] [bœɣ] цветок
salade [salad] [xawad] салат
bon [bɔ̃] [bɔ̃] хороший
cheveux [ʃəvœ] [xəbœ] волосы
drapeau [dʁapo] [dabo] флаг
musique [myzik] [myɣik] музыка
train [tʁɛ̃] [dɛ̃] поезд
éléphant [elefã] [ejebã] слон
plein [plɛ̃] [bɛ̃] полный
voiture [vwatsyʁ] [baɣyɣ] машина
cloche [klɔʃ] [gɔx] колокол
nage [naʒ] [naɣ] плавание

Задание. Заполните пропуски в таблице ниже. Поясните ваше решение.

Слово Литературное произношение Произношение ребёнка Перевод
petit [pətsi] маленький
grand-père [gʁãpɛʁ] дедушка
treize [tʁɛz] тринадцать
chèvre [ʃɛvʁ] коза
frère [fʁɛʁ] брат
lampe [lãp] лампа
cafard [kafaʁ] таракан
fini [fini] законченный
château [ʃato] за́мок
j’aime [ʒem] я люблю
toutes [tut] все (ж.р.)
frisée [fʁize] кудрявая
saucisse [sosis] колбаса
cadre [kadʁ] рамка
poisson [pwasɔ̃] рыба
lit [li] кровать

Примечание. В приведённой транскрипции звук [x] читается как русское х, [ʃ] как ш, [ʒ] как ж, [j] как й, [ɣ] — как украинское г, [ʁ] — р, произнесённое ближе к горлу. [ɔ], [ɛ], [ə], [y], [œ] — гласные звуки, ~ над гласным означает его носовое произношение. Знание французского языка для решения задачи не требуется.


Подсказка

Начните работу с таблицы соответствий согласных в литературном произношении и в произношении ребёнка. Если один и тот же согласный произносится ребёнком по-разному, проверьте, как его произношение зависит от позиции в слове. При решении задания вам встретится несколько случаев, не представленных в условии: тут потребуется провести аналогии с сочетаниями из условия, основываясь на характеристиках звуков.


Решение

Заметим, что все гласные звуки ребёнок произносит в соответствии с литературной нормой, и рассмотрим представленные нам согласные. Проанализировав данные, можно установить следующие соответствия между литературным произношением и произношением ребёнка:

Литературное произношение Произношение ребёнка Примеры
[p] [b], [p] bɔm, xup
[b] [b] bɔ̃
[m] [m] mubɛt, bym
[f] [b], [x] bɔk, xwax
[v] [b], [ɣ] bax, ɣɛɣ
[w] [w] xwax
[t] [d], [t] dɛt
[d] [d] done, xawad
[n] [n] done
[s] [x] xup, bɛ̃xɛx
[z] [ɣ] ɣɛb, bɛɣ
[ʃ] [x] goxɔ̃, bax
[ʒ] [ɣ] naɣ
[l] [j], [w] ejebã, xawad
[j] [j] gɔɣij
[k] [g], [k] gœ, bɔk
[g] [g] gɔɣij
[ʁ] [ɣ] ɣɛɣ, ɣiɣ

Найдём определяющий фактор при нескольких возможных вариантах произношения согласного у ребёнка. Для согласных p, t, k, f и v установим, что ребёнок произносит звонкий согласный перед гласными, а глухой — в позиции в конце слова: например, [p] → [b] (bɔm), [p] (xup). Согласный [l] же произносится как [j] перед любым гласным, кроме а, и как [w] — перед а.

В задании есть случай, когда согласный встречается в позиции, не представленной в условии, — [ʒ] перед гласным в слове [ʒem]. Разумно предположить, что парные по глухости-звонкости [ʒ]–[ʃ] ведут себя так же, как [s]–[z] (эти звуки в фонетике называются сибилянтами, они же — шипящие и свистящие). Глухой звук в этих парах во всех контекстах произносится героем задачи как [x], а звонкий — как [ɣ].

Также можно заметить, что иногда согласные звуки в произношении ребёнка выпадают. Выпишем отдельно контексты, где это происходит:

Литературное произношение Произношение ребёнка Примеры
[pl] [b] bɛ̃
[bl] [b]
[pʁ] [b] bɛ̃xɛx
[bʁ] [b] ɣɛb
[fl] [b] bœɣ
[vʁ] [ɣ] jiɣ
[vw] [b] baɣyɣ
[tʁ] [d] dɛ̃
[dz] [ɣ] ɣiɣ
[ʃj] [x] xɛ̃
[kl] [g] gɔx

Заметим, что согласный в речи ребёнка выпадает, если он является частью сочетания согласных. Во всех случаях, кроме сочетания [dz], выпадает второй согласный, а в [dz] — первый. При этом [dz] — единственное сочетание из представленных в условии, в котором второй согласный не сонорный.

При решении задания это составит некоторую трудность: для сочетаний [gʁ], [fʁ] и [dʁ] в условии соответствий не было. Логично предположить, что они поведут себя так же, как сочетания [pʁ], [bʁ] и [tʁ]. На примере [vw] мы видели, что сонорный [w] также выпадает, будучи вторым в сочетании согласных, — аналогично должно вести себя сочетание [pw]. В свою очередь, для сочетания [ts] предположим, что в нём, как в [dz], выпадет первый согласный.

Ответы на задание:

Слово Литературное произношение Произношение ребёнка Перевод
petit [pətsi] [bəxi] маленький
grand-père [gʁãpɛʁ] [gãbɛɣ] дедушка
treize [tʁɛz] [dɛɣ] тринадцать
chèvre [ʃɛvʁ] [xɛɣ] коза
frère [fʁɛʁ] [bɛɣ] брат
lampe [lãp] [wãp] лампа
cafard [kafaʁ] [gabaɣ] таракан
fini [fini] [bini] законченный
château [ʃato] [xado] за́мок
j’aime [ʒem] [ɣem] я люблю
toutes [tut] [dut] все (ж.р.)
frisée [fʁize] [biɣe] кудрявая
saucisse [sosis] [xoxix] колбаса
cadre [kadʁ] [gad] рамка
poisson [pwasɔ̃] [baxɔ̃] рыба
lit [li] [ji] кровать

Послесловие

Ребёнок начинает усваивать речь с постепенного и закономерного усвоения звуковой системы родного языка. В процессе развития ребёнок сначала овладевает гласными, а затем согласными. Такая последовательность объясняется тем, что гласные артикуляционно проще и акустически более различимы, чем согласные, что облегчает их усвоение в раннем возрасте. Показателен пример франкоязычного ребёнка из задачи. Он(а) произносит все гласные правильно, в соответствии с литературной нормой, но при этом испытывает трудности с согласными.

Согласные осваиваются поэтапно. Роман Якобсон первым описал последовательность усвоения согласных, показав, что порядок их появления в речи зависит от артикуляционных особенностей. Сначала ребёнок осваивает место артикуляции, то есть где в ротовой полости образуется согласный. Например, губные согласные [p], [b], [m] появляются раньше, чем заднеязычные [k], [g]. Затем формируется владение способом артикуляции, тем, как согласный произносится. Так, взрывные [p], [b] усваиваются раньше щелевых [v], [f]. Различение звонких и глухих согласных ([b]–[p], [v]–[f]) или мягких и твёрдых ([tʲ]–[t], [nʲ]–[n]) формируется на более поздних этапах.

На каждом этапе развития ребёнок совершает характерные ошибки, которые отражают этот системный процесс. На ранних стадиях сложные согласные часто заменяются более простыми, чаще губными и взрывными, как в задаче, когда ребёнок вместо щелевого [f] произносит взрывной [b]. На более поздних этапах возникают трудности с сочетаниями согласных: последовательность [tʁ] может заменяться на [d]. Эти ошибки не случайны, а демонстрируют закономерности формирования артикуляционных навыков и слухового восприятия, что позволяет специалистам прогнозировать этапы речевого развития ребёнка и корректно интерпретировать возникающие затруднения.

Для объективной оценки того, насколько ребёнок овладел звуковой системой речи, используют стандартизированные тесты. Одним из таких инструментов является Speakaboo, интерактивное мобильное приложение, предназначенное для детей от 2 до 6 лет. Тест включает две игры на называние картинок: Doors для детей 2–4 лет и Swiping для детей 4–6 лет. Приложение автоматически записывает ответы ребёнка, а логопед оценивает их по оценочному листу, где каждое целевое слово указано в международной фонетической транскрипции. В русской версии целевые слова подобраны так, чтобы каждый согласный встречался хотя бы один раз в начале и в конце слога. Порядок изображений организован от простого к сложному: сначала идут слова длиной от трёх до десяти звуков, одинаковой длины ранжируются по сложности слоговой структуры. Всего в тесте 33 слова, а прохождение занимает около 10 минут. Русская версия стандартизирована на данных 129 монолингвальных русскоязычных детей (64 мальчика и 72 девочки) в возрасте 2–6 лет автором этого послесловия. На основе этих данных были определены примерные возрастные границы усвоения согласных. Согласный считается освоенным, если ребёнок произносит его правильно не менее, чем в 85% случаев, соответствуя произношению взрослого носителя. Оригинальная версия Speakaboo создана для нидерландского языка и адаптирована на 18 языков, включая русский, что позволяет логопедам оценивать речь детей, не владея их родным языком. Это особенно важно в многоязычных и билингвальных средах, где точная диагностика может быть затруднена без стандартизированных инструментов.

Пример из игры Swiping в тесте Speakaboo: ребёнок находит пару к картинке внизу, перетаскивает её к соответствующей картинке сверху и называет то, что на ней изображено

Пример из игры Swiping в тесте Speakaboo: ребёнок находит пару к картинке внизу, перетаскивает её к соответствующей картинке сверху и называет то, что на ней изображено

Если Speakaboo направлен на то, чтобы проверить, насколько ребёнок освоил согласные русского языка, то тест речевых навыков КОРАБЛИК, разработанный Центром языка и мозга НИУ ВШЭ для детей от 3 лет, охватывает более широкий круг речевых навыков. В нём 11 заданий, которые вместе дают целостное представление о развитии речи ребёнка. Задания проверяют, как ребёнок понимает и запоминает новые слова, как он строит предложения, понимает короткие истории и сам рассказывает их. Тест даёт возможность оценить и самые первые звуковые навыки (например, повторение простых придуманных слов), и более сложные умения, такие как использование грамматических форм или составление связного рассказа. КОРАБЛИК построен на данных более, чем 230 нормально развивающихся детей 3–7 лет, что позволяет сравнивать результат конкретного ребёнка с возрастной нормой. Сейчас тест также проходит проверку на клинических группах (например, у детей с задержками речи или с расстройствами аутистического спектра), что делает его полезным инструментом и для диагностики, и для планирования коррекционной работы.

Пример из задания на понимание слов в тесте КОРАБЛИК: ребёнок слышит слово и выбирает подходящую картинку

Пример из задания на понимание слов в тесте КОРАБЛИК: ребёнок слышит слово и выбирает подходящую картинку

Таким образом, процесс овладения речью у ребёнка проходит закономерно: сначала усваиваются гласные, затем согласные, при этом характер ошибок отражает сложность звуков и этапы развития артикуляционных навыков. Стандартизированные тесты, такие как Speakaboo, КОРАБЛИК и тест из задачи, позволяют объективно оценить уровень освоения звуковой системы и выявить возможные трудности на ранних стадиях. Адаптация таких инструментов для разных языков делает их ценным ресурсом для логопедов и исследователей, обеспечивая точную диагностику и поддержку детей в процессе развития родной речи.

Задача использовалась на I туре OLCLO (Франкофонной канадской олимпиады по лингвистике) в 2022 году — её оригинал можно найти здесь (задача D). Автор задачи Гарольд Сомерс отмечает, что на ее создание его вдохновила задача Екатерины Ткаченко с шуточной Пиперскионной олимпиады по лингвистике, проводившейся российскими школьниками в 2020–2022 годах. Задача Сомерса была, в свою очередь, переведена на русский язык Екатериной Ткаченко.

Автор послесловия — Виктория Решетникова.

Литература:

1. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребёнка раннего возраста. СПб: Издательство РГПУ им. Герцена, 2008.

2. Якобсон, Р.О. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии. Роман Якобсон. Избранные работы. Звегинцев В.А. (ред.). М.: Прогресс, 1985, 105–115.

3. Timm L.A. A child’s acquisition of Russian phonology. Journal of Child Language, 1977, 4(3): 329–339.

4. Van der Zijden-Holstvoogd L., Blumenthal M. Speakaboo: An observation instrument for (speech) development in the home language (Unpublished user’s manual, version 1.4). Sint Michielsgestel, Netherlands: Royal Dutch Kentalis, 2017: kentalis.nl/speakaboo/talen.

5. Zharkova, N. Strategies in the acquisition of segments and syllables in Russian-speaking children. Developmental paths in phonological acquisition. Special issue of Leiden Papers in Linguistics. Tzakosta M., Levelt C., van de Weijer J. (eds). 2(1), 189–213.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»