Ребёнок усваивает звуки родного языка постепенно — некоторые раньше, другие позже. Детям, испытывающим сложности с усвоением отдельных звуков, помогают логопеды. Для оценки того, насколько ребёнком усвоена фонетическая система, логопеды используют артикуляционные тесты. В таких тестах ребёнка просят называть изображения и, таким образом, собирают примеры произношения им всех звуков языка.
Даны результаты артикуляционного теста канадского франкоязычного ребёнка с дефективной артикуляцией в сравнении с тем, как эти слова произносятся в литературной норме.
| Слово | Литературное произношение | Произношение ребёнка | Перевод |
| pomme | [pɔm] | [bɔm] | яблоко |
| tête | [tɛt] | [dɛt] | голова |
| soupe | [sup] | [xup] | суп |
| queue | [kœ] | [gœ] | хвост |
| phoque | [fɔk] | [bɔk] | тюлень |
| princesse | [pʁɛ̃sɛs] | [bɛ̃xɛx] | принцесса |
| rêve | [ʁɛv] | [ɣɛɣ] | мечта |
| neige | [nɛʒ] | [nɛɣ] | снег |
| vache | [vaʃ] | [bax] | корова |
| mouffette | [mufɛt] | [mubɛt] | скунс |
| plume | [plym] | [bym] | перо |
| fraise | [fʁɛz] | [bɛɣ] | клубника |
| chien | [ʃjɛ̃] | [xɛ̃] | собака |
| gorille | [gɔʁij] | [gɔɣij] | горилла |
| tomate | [tɔmat] | [dɔmat] | помидор |
| bleu | [blœ] | [bœ] | синий |
| livre | [livʁ] | [jiɣ] | книга |
| dire | [dziʁ] | [ɣiɣ] | сказать |
| donner | [done] | [done] | дать |
| cochon | [koʃɔ̃] | [goxɔ̃] | свинья |
| cadeau | [kado] | [gado] | подарок |
| zèbre | [zɛbʁ] | [ɣɛb] | зебра |
| dur | [dzyʁ] | [ɣyɣ] | жёсткий |
| soif | [swaf] | [xwax] | жажда |
| fleur | [flœʁ] | [bœɣ] | цветок |
| salade | [salad] | [xawad] | салат |
| bon | [bɔ̃] | [bɔ̃] | хороший |
| cheveux | [ʃəvœ] | [xəbœ] | волосы |
| drapeau | [dʁapo] | [dabo] | флаг |
| musique | [myzik] | [myɣik] | музыка |
| train | [tʁɛ̃] | [dɛ̃] | поезд |
| éléphant | [elefã] | [ejebã] | слон |
| plein | [plɛ̃] | [bɛ̃] | полный |
| voiture | [vwatsyʁ] | [baɣyɣ] | машина |
| cloche | [klɔʃ] | [gɔx] | колокол |
| nage | [naʒ] | [naɣ] | плавание |
Задание. Заполните пропуски в таблице ниже. Поясните ваше решение.
| Слово | Литературное произношение | Произношение ребёнка | Перевод |
| petit | [pətsi] | маленький | |
| grand-père | [gʁãpɛʁ] | дедушка | |
| treize | [tʁɛz] | тринадцать | |
| chèvre | [ʃɛvʁ] | коза | |
| frère | [fʁɛʁ] | брат | |
| lampe | [lãp] | лампа | |
| cafard | [kafaʁ] | таракан | |
| fini | [fini] | законченный | |
| château | [ʃato] | за́мок | |
| j’aime | [ʒem] | я люблю | |
| toutes | [tut] | все (ж.р.) | |
| frisée | [fʁize] | кудрявая | |
| saucisse | [sosis] | колбаса | |
| cadre | [kadʁ] | рамка | |
| poisson | [pwasɔ̃] | рыба | |
| lit | [li] | кровать |
Примечание. В приведённой транскрипции звук [x] читается как русское х, [ʃ] как ш, [ʒ] как ж, [j] как й, [ɣ] — как украинское г, [ʁ] — р, произнесённое ближе к горлу. [ɔ], [ɛ], [ə], [y], [œ] — гласные звуки, ~ над гласным означает его носовое произношение. Знание французского языка для решения задачи не требуется.
Начните работу с таблицы соответствий согласных в литературном произношении и в произношении ребёнка. Если один и тот же согласный произносится ребёнком по-разному, проверьте, как его произношение зависит от позиции в слове. При решении задания вам встретится несколько случаев, не представленных в условии: тут потребуется провести аналогии с сочетаниями из условия, основываясь на характеристиках звуков.
Заметим, что все гласные звуки ребёнок произносит в соответствии с литературной нормой, и рассмотрим представленные нам согласные. Проанализировав данные, можно установить следующие соответствия между литературным произношением и произношением ребёнка:
| Литературное произношение | Произношение ребёнка | Примеры |
| [p] | [b], [p] | bɔm, xup |
| [b] | [b] | bɔ̃ |
| [m] | [m] | mubɛt, bym |
| [f] | [b], [x] | bɔk, xwax |
| [v] | [b], [ɣ] | bax, ɣɛɣ |
| [w] | [w] | xwax |
| [t] | [d], [t] | dɛt |
| [d] | [d] | done, xawad |
| [n] | [n] | done |
| [s] | [x] | xup, bɛ̃xɛx |
| [z] | [ɣ] | ɣɛb, bɛɣ |
| [ʃ] | [x] | goxɔ̃, bax |
| [ʒ] | [ɣ] | naɣ |
| [l] | [j], [w] | ejebã, xawad |
| [j] | [j] | gɔɣij |
| [k] | [g], [k] | gœ, bɔk |
| [g] | [g] | gɔɣij |
| [ʁ] | [ɣ] | ɣɛɣ, ɣiɣ |
Найдём определяющий фактор при нескольких возможных вариантах произношения согласного у ребёнка. Для согласных p, t, k, f и v установим, что ребёнок произносит звонкий согласный перед гласными, а глухой — в позиции в конце слова: например, [p] → [b] (bɔm), [p] (xup). Согласный [l] же произносится как [j] перед любым гласным, кроме а, и как [w] — перед а.
В задании есть случай, когда согласный встречается в позиции, не представленной в условии, — [ʒ] перед гласным в слове [ʒem]. Разумно предположить, что парные по глухости-звонкости [ʒ]–[ʃ] ведут себя так же, как [s]–[z] (эти звуки в фонетике называются сибилянтами, они же — шипящие и свистящие). Глухой звук в этих парах во всех контекстах произносится героем задачи как [x], а звонкий — как [ɣ].
Также можно заметить, что иногда согласные звуки в произношении ребёнка выпадают. Выпишем отдельно контексты, где это происходит:
| Литературное произношение | Произношение ребёнка | Примеры |
| [pl] | [b] | bɛ̃ |
| [bl] | [b] | bœ |
| [pʁ] | [b] | bɛ̃xɛx |
| [bʁ] | [b] | ɣɛb |
| [fl] | [b] | bœɣ |
| [vʁ] | [ɣ] | jiɣ |
| [vw] | [b] | baɣyɣ |
| [tʁ] | [d] | dɛ̃ |
| [dz] | [ɣ] | ɣiɣ |
| [ʃj] | [x] | xɛ̃ |
| [kl] | [g] | gɔx |
Заметим, что согласный в речи ребёнка выпадает, если он является частью сочетания согласных. Во всех случаях, кроме сочетания [dz], выпадает второй согласный, а в [dz] — первый. При этом [dz] — единственное сочетание из представленных в условии, в котором второй согласный не сонорный.
При решении задания это составит некоторую трудность: для сочетаний [gʁ], [fʁ] и [dʁ] в условии соответствий не было. Логично предположить, что они поведут себя так же, как сочетания [pʁ], [bʁ] и [tʁ]. На примере [vw] мы видели, что сонорный [w] также выпадает, будучи вторым в сочетании согласных, — аналогично должно вести себя сочетание [pw]. В свою очередь, для сочетания [ts] предположим, что в нём, как в [dz], выпадет первый согласный.
Ответы на задание:
| Слово | Литературное произношение | Произношение ребёнка | Перевод |
| petit | [pətsi] | [bəxi] | маленький |
| grand-père | [gʁãpɛʁ] | [gãbɛɣ] | дедушка |
| treize | [tʁɛz] | [dɛɣ] | тринадцать |
| chèvre | [ʃɛvʁ] | [xɛɣ] | коза |
| frère | [fʁɛʁ] | [bɛɣ] | брат |
| lampe | [lãp] | [wãp] | лампа |
| cafard | [kafaʁ] | [gabaɣ] | таракан |
| fini | [fini] | [bini] | законченный |
| château | [ʃato] | [xado] | за́мок |
| j’aime | [ʒem] | [ɣem] | я люблю |
| toutes | [tut] | [dut] | все (ж.р.) |
| frisée | [fʁize] | [biɣe] | кудрявая |
| saucisse | [sosis] | [xoxix] | колбаса |
| cadre | [kadʁ] | [gad] | рамка |
| poisson | [pwasɔ̃] | [baxɔ̃] | рыба |
| lit | [li] | [ji] | кровать |
Ребёнок начинает усваивать речь с постепенного и закономерного усвоения звуковой системы родного языка. В процессе развития ребёнок сначала овладевает гласными, а затем согласными. Такая последовательность объясняется тем, что гласные артикуляционно проще и акустически более различимы, чем согласные, что облегчает их усвоение в раннем возрасте. Показателен пример франкоязычного ребёнка из задачи. Он(а) произносит все гласные правильно, в соответствии с литературной нормой, но при этом испытывает трудности с согласными.
Согласные осваиваются поэтапно. Роман Якобсон первым описал последовательность усвоения согласных, показав, что порядок их появления в речи зависит от артикуляционных особенностей. Сначала ребёнок осваивает место артикуляции, то есть где в ротовой полости образуется согласный. Например, губные согласные [p], [b], [m] появляются раньше, чем заднеязычные [k], [g]. Затем формируется владение способом артикуляции, тем, как согласный произносится. Так, взрывные [p], [b] усваиваются раньше щелевых [v], [f]. Различение звонких и глухих согласных ([b]–[p], [v]–[f]) или мягких и твёрдых ([tʲ]–[t], [nʲ]–[n]) формируется на более поздних этапах.
На каждом этапе развития ребёнок совершает характерные ошибки, которые отражают этот системный процесс. На ранних стадиях сложные согласные часто заменяются более простыми, чаще губными и взрывными, как в задаче, когда ребёнок вместо щелевого [f] произносит взрывной [b]. На более поздних этапах возникают трудности с сочетаниями согласных: последовательность [tʁ] может заменяться на [d]. Эти ошибки не случайны, а демонстрируют закономерности формирования артикуляционных навыков и слухового восприятия, что позволяет специалистам прогнозировать этапы речевого развития ребёнка и корректно интерпретировать возникающие затруднения.
Для объективной оценки того, насколько ребёнок овладел звуковой системой речи, используют стандартизированные тесты. Одним из таких инструментов является Speakaboo, интерактивное мобильное приложение, предназначенное для детей от 2 до 6 лет. Тест включает две игры на называние картинок: Doors для детей 2–4 лет и Swiping для детей 4–6 лет. Приложение автоматически записывает ответы ребёнка, а логопед оценивает их по оценочному листу, где каждое целевое слово указано в международной фонетической транскрипции. В русской версии целевые слова подобраны так, чтобы каждый согласный встречался хотя бы один раз в начале и в конце слога. Порядок изображений организован от простого к сложному: сначала идут слова длиной от трёх до десяти звуков, одинаковой длины ранжируются по сложности слоговой структуры. Всего в тесте 33 слова, а прохождение занимает около 10 минут. Русская версия стандартизирована на данных 129 монолингвальных русскоязычных детей (64 мальчика и 72 девочки) в возрасте 2–6 лет автором этого послесловия. На основе этих данных были определены примерные возрастные границы усвоения согласных. Согласный считается освоенным, если ребёнок произносит его правильно не менее, чем в 85% случаев, соответствуя произношению взрослого носителя. Оригинальная версия Speakaboo создана для нидерландского языка и адаптирована на 18 языков, включая русский, что позволяет логопедам оценивать речь детей, не владея их родным языком. Это особенно важно в многоязычных и билингвальных средах, где точная диагностика может быть затруднена без стандартизированных инструментов.

Если Speakaboo направлен на то, чтобы проверить, насколько ребёнок освоил согласные русского языка, то тест речевых навыков КОРАБЛИК, разработанный Центром языка и мозга НИУ ВШЭ для детей от 3 лет, охватывает более широкий круг речевых навыков. В нём 11 заданий, которые вместе дают целостное представление о развитии речи ребёнка. Задания проверяют, как ребёнок понимает и запоминает новые слова, как он строит предложения, понимает короткие истории и сам рассказывает их. Тест даёт возможность оценить и самые первые звуковые навыки (например, повторение простых придуманных слов), и более сложные умения, такие как использование грамматических форм или составление связного рассказа. КОРАБЛИК построен на данных более, чем 230 нормально развивающихся детей 3–7 лет, что позволяет сравнивать результат конкретного ребёнка с возрастной нормой. Сейчас тест также проходит проверку на клинических группах (например, у детей с задержками речи или с расстройствами аутистического спектра), что делает его полезным инструментом и для диагностики, и для планирования коррекционной работы.

Пример из задания на понимание слов в тесте КОРАБЛИК: ребёнок слышит слово и выбирает подходящую картинку
Таким образом, процесс овладения речью у ребёнка проходит закономерно: сначала усваиваются гласные, затем согласные, при этом характер ошибок отражает сложность звуков и этапы развития артикуляционных навыков. Стандартизированные тесты, такие как Speakaboo, КОРАБЛИК и тест из задачи, позволяют объективно оценить уровень освоения звуковой системы и выявить возможные трудности на ранних стадиях. Адаптация таких инструментов для разных языков делает их ценным ресурсом для логопедов и исследователей, обеспечивая точную диагностику и поддержку детей в процессе развития родной речи.
Задача использовалась на I туре OLCLO (Франкофонной канадской олимпиады по лингвистике) в 2022 году — её оригинал можно найти здесь (задача D). Автор задачи Гарольд Сомерс отмечает, что на ее создание его вдохновила задача Екатерины Ткаченко с шуточной Пиперскионной олимпиады по лингвистике, проводившейся российскими школьниками в 2020–2022 годах. Задача Сомерса была, в свою очередь, переведена на русский язык Екатериной Ткаченко.
Автор послесловия — Виктория Решетникова.
Литература:
1. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребёнка раннего возраста. СПб: Издательство РГПУ им. Герцена, 2008.
2. Якобсон, Р.О. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии. Роман Якобсон. Избранные работы. Звегинцев В.А. (ред.). М.: Прогресс, 1985, 105–115.
3. Timm L.A. A child’s acquisition of Russian phonology. Journal of Child Language, 1977, 4(3): 329–339.
4. Van der Zijden-Holstvoogd L., Blumenthal M. Speakaboo: An observation instrument for (speech) development in the home language (Unpublished user’s manual, version 1.4). Sint Michielsgestel, Netherlands: Royal Dutch Kentalis, 2017: kentalis.nl/speakaboo/talen.
5. Zharkova, N. Strategies in the acquisition of segments and syllables in Russian-speaking children. Developmental paths in phonological acquisition. Special issue of Leiden Papers in Linguistics. Tzakosta M., Levelt C., van de Weijer J. (eds). 2(1), 189–213.




Пример из игры Swiping в тесте Speakaboo: ребёнок находит пару к картинке внизу, перетаскивает её к соответствующей картинке сверху и называет то, что на ней изображено