Волновые эффекты в пробках

Наверное, почти каждый водитель оказывался в ситуации, когда едущая впереди машина ни с того ни с сего сбрасывает скорость. И даже если до нее была приличная дистанция, тому, кто сзади, приходится сбрасывать скорость, чтобы избежать столкновения, — иногда до полной остановки. Естественно, и следующей машине придется сбрасывать скорость, а потом — и следующей за ней, и т. д.

Рис. 1. Примеры волн трафика

Рис. 1. Примеры волн трафика. Сверху — волна движется в противоположную от движения машин сторону, снизу — «стоячая» волна. Анимации с сайта trafficwaves.org

Получается то, что часто называют волной (или змеей) трафика (рис. 1 и 2). Причины ее появления могут быть разные: авария, перестроение машин между рядами, слияние двух полос и вообще всё, из-за чего водителю приходится притормаживать. Самое интересное, что волна может «жить» и даже распространяться по трассе сильно после того, как исчезла изначальная причина ее возникновения.

Рис. 2. Все машины резко сбрасывают скорость, заставляя волну усиливаться

Рис. 2. Сверху — все машины резко сбрасывают скорость, заставляя волну усиливаться. Снизу — скорость реакции водителей чуть быстрее, и они рассчитывают свою скорость так, чтобы сбросить как можно меньше и не сталкиваться, — волна «умирает». Анимация из видео на канале CGP Grey о причинах возникновения и способах исключения волн трафика

Задача

В этой задаче мы рассмотрим волну трафика с точки зрения физики. Давайте для удобства введем три параметра: пусть \(v\) — это средняя скорость машин на заданном участке дороги (в км/ч), \(k\) — плотность машин на единицу длины участка (то есть число машин на км дороги), \(q\) — интенсивность потока машин (число машин в час).

Проблемную зону дороги (в которой локализована пробка) удобно разделить на две области: то, что еще не почувствовало волну (это машины, едущие с обычной скоростью и еще не доехавшие до пробки), и то, что уже успело попасть в пробку (машины, которые сбросили скорость и еще не успели разогнаться обратно). В каждой из этих областей свои значения величин \(v\), \(k\) и \(q\). Граница этих двух областей будет двигаться с некоторой скоростью \(V\), которую мы будем называть скоростью волны (например, на рис. 1 сверху она отрицательна — движется навстречу машинам, снизу — она нулевая).

Установите связь между величинами \(v\), \(k\), \(q\) в каждой области и найдите скорость волны \(V\).

Рассмотрим ситуацию, приближенную к реальности: пусть в области до пробки поток составляет 2000 машин в час и их средняя скорость равна 80 км/ч, из-за пробки машинам приходится сбрасывать скорость до 20 км/ч, плотность машин в пробке составляет 60 машин на километр. Как быстро растет число машин в пробке (в машинах в час)?


Подсказка

В пробке, как бы медленно вы через нее не ехали, работает свой «закон сохранения»: сколько машин покидает первую область, столько прибывает во вторую (всякими случайностями вроде машин, попавших в аварию внутри пробки, мы сейчас пренебрегаем).

Из этого, в частности, следует, что если волна трафика стоячая (\(V=0\)), то равны потоки слева и справа от нее.


Решение

Введем обозначения для областей, о которых говорилось в условии: будем называть область перед пробкой первой (и соответствующим ей величинам приписывать индекс «1»: \(q_1\), \(v_1\), \(k_1\)), а область внутри пробки будем называть второй (и писать индекс «2»).

Из соображений размерности легко понять, что поток машин — это плотность, помноженная на среднюю скорость: \(q = v k\). Ясно, что это верно для любого участка дороги, — в том числе и для обеих областей: \(q_1 = v_1 k_1\) и \(q_2 = v_2 k_2\). Как было отмечено в подсказке, если волна (граница двух областей) покоится (\(V = 0\)), то поток машин с обоих сторон от границы одинаковый, т.е. \(v_1 k_1 = v_2 k_2\).

Если же волна движется (неважно, в какую сторону), то нужно перейти в связанную с ней систему отсчета. Это «занулит» скорость волны и сработают те же соображения:

\[ (v_1- V) k_1 = (v_2- V) k_2. \]

Отсюда несложно получить выражение для \(V\):

\[ V = \frac{q_2- q_1}{k_2- k_1}. \]

Теперь можно перейти к численному эксперименту. Из условия имеем \(q_1 = 2000\) машин в час, \(v_1 = 80\) км/ч, \(v_2 = 20\) км/ч и \(k_2 = 60\) машин на 1 км дороги. Полученная формула дает \(V \approx -23\) км/ч, то есть волна распространяется навстречу движению машин со средней скоростью 23 км/ч.

Темп роста числа машин в пробке равен просто входящему потоку: \((v_1- V)k_1\), что после подстановки чисел дает примерно 2500 машин в час. Конечно, тут нужно оговориться, что в нашей простой модели машины как бы застревают в пробке и не выезжают из нее. Поэтому ответ «2500 машин в час» нужно интерпретировать так: за час примерно 2500 машин будет «поглощено» змейкой и будет вынуждено сбросить скорость.


Послесловие

Возникновение подобного рода волн — довольно распространенное явление в физике. Аналогом змейки трафика в гидродинамике жидкостей и газов являются, например, ударные волны. Давайте на простом примере рассмотрим из-за чего они возникают.

Абстрагируемся от потока машин и представим, что у нас есть некоторое вещество (будь то газ, жидкость, поток людей в подземном переходе, поток машин и т. д.), описывающееся средней плотностью \(k(x,\ t)\) и средней скоростью \(v(x,\ t)\), которые зависят от места (координаты) \(x\) и времени \(t\). Пусть теперь скорость \(v\) обратно пропорциональна плотности: грубо говоря, в областях с высокой плотностью будет маленькая скорость, и наоборот. Это очень похоже на то, как ведут себя потоки людей или машин на дороге, однако для несжимаемой жидкости, строго говоря, имеет место обратная ситуация.

На рис. 3 показано начальное состояние потока машин (или людей): по вертикальной оси — плотность, по горизонтальной — координата \(x\) (вдоль движения). В левой части графика низкая плотность потока и, соответственно, высокая скорость (по нашей договоренности), в правой — наоборот, что и соответствует пробке. Обратите внимание на переходную область между нормальным трафиком и пробкой: вначале она довольно широка и может быть практически незаметной для большой трассы. Такой профиль называется также кинком: характерно плоский на двух разных уровнях слева и справа с плавным переходом посередине.

Рис. 3. Изменение плотности трафика при попадании в пробку

Рис. 3. Изменение плотности трафика при попадании в пробку. В левой части графика — область низкой плотности машин (или людей) с высокой средней скоростью потока, то есть движение до пробки. В правой части — ситуация, характерная для пробки (высокая плотность и низкая средняя скорость потока)

Теперь давайте посмотрим, как такое распределение машин (людей) будет эволюционировать во времени. На рис. 4 показана такая эволюция. Из-за того, что области с низкой плотностью движутся быстрее областей с высокой плотностью (если машин или людей вокруг мало, то можно разогнаться до больших скоростей, и наоборот), левая часть профиля «догоняет» правую, и переходная область со временем сжимается. Возникает ситуация, которую в гидродинамике называют ударной волной: резкое изменение гидродинамических параметров (плотности, давления и т. д.) в ограниченной области.

Рис. 4. Эволюция во времени профиля плотности машин вдоль трассы

Рис. 4. Эволюция во времени профиля плотности машин вдоль трассы: области с низкой плотностью движутся быстрее и нагоняют границу, а области с высокой плотностью движутся медленнее, из-за чего переходная область между ними со временем сжимается и становится все короче и короче

Как избежать подобных ситуаций и минимизировать время жизни таких волн? Простого и однозначного ответа нет, и все решения зависят от особенностей моделей. Индивидуально каждый водитель может, конечно, избежать пробки в некоторых ситуациях, к примеру, сменив полосу. Однако это скорее всего будет приводить к возникновению новой волны уже на других полосах и только усугубит общую ситуацию (как показано на рис. 5).

Рис. 5. Пара неаккуратных перестроений на трассе способна породить пробку

Рис. 5. Пара неаккуратных перестроений на трассе способна породить пробку на всех рядах. Анимация из видео на канале CGP Grey о причинах возникновения и способах исключения волн трафика

Но однозначно, что для решения подобных задач необходима некая коллективная логика — коллективное поведение водителей по некоторому универсальному алгоритму. Об этом же говорят и симуляции потоков людей, в которых, если каждый человек заранее знает свой путь и принимает рациональные решения, то в среднем вероятность возникновения давки ниже. В случае с людскими потоками тяжело представить центральный алгоритм, который сможет руководить всей толпой (хотя в некотором смысле этого достигают правильным дизайном пространства, разметки и указателей в зданиях и помещениях, в которых есть опасность давки — в торговых центрах, стадионах, площадях, концертных залах и т. д.). Однако в случае с машинами такое вполне возможно, особенно сейчас — на заре массового распространения машин с автономным управлением, которые, потенциально, могут коммуницировать между собой для принятия тех или иных оптимальных решений.

Ударные волны часто возникают (аналогично тому, как было показано на рис. 4) в ситуациях, в которых выполняется некоторый закон сохранения вещества. К примеру, в задаче с машинами центральной идеей было сохранение числа машин при переходе из одной области пробки в другую. Такие условия обычно пишутся в виде так называемого уравнения непрерывности:

Уравнение непрерывности

Не пугайтесь частных производных по времени и по координате, если не знакомы с ними. Здесь достаточно понять, о чем с физической точки зрения говорит это уравнение. Его можно читать следующим образом: изменение некоторой величины во времени (в нашем случае это плотность \(k\)) связано с потоком этой величины из области пространства (\(q\)). Иными словами, если у вас есть некоторая область, то, чтобы найти, как изменилось количество, скажем, воды в этой области, вам нужно из притекшего потока воды отнять вытекающий.

Интересно, что даже в таком общем случае скорость ударной волны определяется соотношением Ранкина — Гюгонио:

\[ V = \frac{q_2- q_1}{k_2- k_1}, \]

частный случай которого мы вывели в решении.

В случае с рассмотренным в задаче движением машин \(k\) — это число машин на километр дороги, а \(q = k v\) — количество машин, проезжающих через определенный участок дороги за час (поток). В гидродинамике рассматривают сходные по сути величины: \(k=\rho\) — плотность вещества, а \(q=\rho v\) — поток вещества, а выписанное выше уравнение принимает форму, которую называют уравнением непрерывности гидродинамики:

Гидродинамическое уравнение непрерывности

Представьте теперь ситуацию, когда скорость вещества пропорциональна его плотности. Оказывается, такая физическая модель очень хорошо описывает динамику, например, сжимаемых газов. В таком случае, если опустить коэффициенты пропорциональности, уравнение непрерывности перепишется в следующем виде:

Уравнение Бюргерса

Это уравнение называют уравнением Бюргерса и, помимо всего прочего, оно примечательно тем, что оно также допускает формирование ударные волны как показано на рис. 6. Происходит это потому, что области с высоким давлением имеют также высокую скорость и профиль, показанный на анимации, будет эволюционировать так, что красные области будут догонять синие, сужая область перехода и образуя ударную волну — аналогично тому, что было в нашей задаче.

Рис. 6.

Рис. 6. Распространение волны (например, давления) на плоскости \((x,\ y)\). Цветом (и высотой \(u\)) обозначена амплитуда волны, то есть значение давления в данной точке: красный — высокое давление, синий — низкое. Высокое давление (по формуле, приведенной выше) имеет также высокую скорость распространения, и поэтому красная область догоняет синюю, образуя ударную волну

Попробуйте в качестве упражнения найти скорость такой ударной волны, пользуясь соотношением Ранкина — Гюгонио и зная скорости газа по одну и другую стороны волны.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»