Марози, пятнистый лев

Если отправиться в путешествие по Восточной Африке, то рано или поздно можно услышать от местных жителей рассказ о странном животном, в чьем существовании зоологи сомневаются вот уже почти сто лет. И это при наличии неоспоримого вещественного доказательства — шкуры крупной кошки необычного окраса! Эту шкуру добыл в 1931 году кенийский фермер Майкл Трент, застрелив в районе хребта Абердэр пару странных зверей, напоминающих львов, но заметно меньшего размера. У этих зверей даже имелись характерные темные кисточки на хвостах, не встречающиеся ни у одной другой крупной кошки, а их шкуры покрывали пятна, похожие на леопардовые. Именно такого зверя изобразил на этом рисунке художник.

Шкура пятнистого льва

Единственная фотография той самой шкуры, добытой кенийским фермером: обратите внимание на характерную кисточку. К сожалению, точная информация о текущем местонахождении шкуры отсутствует. Фото © Escobarbarian с сайта en.wikipedia.org

Фермер Трент не был натуралистом, однако он обработал добытые шкуры и сохранил их в качестве трофеев. В конце концов они попали в Найроби, столицу Кении, где их смогли осмотреть чиновники. Те пришли к выводу, что шкуры принадлежат двум половозрелым львам, самцу и самке (у самца сохранилась небольшая грива на шее), хотя из-за отсутствия черепов точный возраст и видовая принадлежность зверей остались под вопросом. Одну из шкур отправили в Лондонский Музей естественной истории. Два года спустя была организована целая экспедиция в горы Кении под руководством английского исследователя Кеннета Гандар-Дауэра (Kenneth Gandar-Dower), но в расставленные ловушки угодили только леопарды: ни одного живого льва поймать так и не удалось. Обнаружились лишь следы некрупных львов, оставленные во время охоты на буйвола, из чего Гандар-Дауэр сделал вывод, что они принадлежали взрослым животным, ведь буйвол — слишком солидная добыча, чтобы за ним гнались юные львы.

Среди коренных африканцев пятнистые львы известны под множеством имен: в Уганде их называют «нтарараго», в Руанде — «икимизи», в Эфиопии — «абасамбо», но чаще всего их называют кенийским именем «марози», причем явно отличают «марози» от льва или леопарда. Известно около десятка встреч с пятнистыми львами. Всех их видели в горной местности, на высоте около 3000 метров над уровнем моря, но ни одного зверя добыть не удалось. Сложилась довольно странная ситуация: даже при наличии снятой шкуры и явных следов пребывания львов в кенийских горах зоологи не могли быть уверены в существовании этого зверя. И в течение еще тридцати лет о марози ничего не было слышно. В конце концов в 1963 году швейцарских зоолог и специалист по крупным кошкам Чарльз Альберт Уолтер Гуггисберг в своей книге «Симба, жизнь льва» (Simba, the Life of the Lion) заявил, что, несмотря на наличие шкуры, «по сей день никто не смог представить никаких доказательств существования марози».

Так кем же были звери, застреленные Майклом Трентом в кенийских горах? Во-первых, это могли быть гибриды льва и леопарда — леопоны. Впервые о таких гибридах стало известно в 1910 году, когда в Индии у содержавшихся в неволе львицы и крупного леопарда родилась пара детенышей. Леопоны меньше львов, но крупнее леопардов, их шкуру покрывают пятна, а у самцов имеется небольшая грива — в точности как у марози, застреленного Трентом. Однако появление таких гибридов в дикой природе практически невозможно: львы и леопарды — смертельные враги. Так что требуются уникальные условия (например, потеря львицей своего прайда и случайное спаривание со взрослым леопардом), чтобы такой гибрид появился на свет. Более того, опыт разведения леопонов в зоопарке Нисиномии в Японии показал, что даже небольшой львице и крупному леопарду приходится идти на особые ухищрения во время спаривания: по словам сотрудников зоопарка, львица Соноко была вынуждена лечь на бок, чтобы позволить своему партнеру, леопарду Канео, забраться на нее.

Чучело самца леопона

Чучело самца леопона, родившегося в японском зоопарке в Нисиномии, одного из пяти гибридных детенышей. Леопоны дожили до зрелости, а один из них по кличке Джонни скончался в весьма преклонном возрасте — 24 года. Фото © TRJN с сайта cs.wikipedia.org

Во-вторых, марози могли быть молодыми львами, сохранившими детскую пятнистую окраску, или даже взрослыми особями, у которых она осталась благодаря мутации. Хорошо известно, что львята рождаются покрытыми пятнами, как леопарды, и эта раскраска сохраняется до окончания подросткового возраста (приблизительно до полутора-двух лет), после чего едва различимые пятна можно увидеть разве что на ногах животного. Возможно, застреленные Трентом животные были мутантными особями, братом и сестрой из одного выводка, или же просто молодыми животными, у которых сохранились пятна.

В-третьих, марози могут быть особым подвидом, расой или даже цветовой вариацией обычного льва, адаптировавшимися к жизни в горных районах, с их ограниченной кормовой базой и более густым древесным покровом. В конце концов, белого льва тоже долгое время считали «туземной сказкой», пока его существование не было подтверждено в 1938 году (см. White lion; это не альбинос, а лейкист: его кожа и глаза нормально окрашены, но цвет меха варьирует от кремового до чисто-белого). В таком случае нет ничего удивительного в том, что на ограниченном ареале и в труднодоступных районах, куда и сейчас редко заходят люди, может существовать небольшая популяция необычных кошек, практически лишенных гривы (которая только мешает в густых зарослях; см. картинку дня Людоеды из Цаво) и обладающих шкурами необычной расцветки, помогающей прятаться среди деревьев.

Молодой лев

У молодых львов хорошо заметны выцветающие пятна на шкуре, хотя у львов, добытых Трентом, пятна были намного темнее. Фото © Jop de Klein с сайта flickr.com, Танзания, 2 июля 2009 года

Наконец, можно предположить, что марози могут быть сохранившимися представителями древних видов африканских кошек, таких как Panthera shawi. Однако обсуждать подобные гипотезы без серьезных вещественных доказательств — всё равно, что в который раз заводить разговор о йети или Лохнесском чудовище. И до тех пор, пока не будет пойман хотя бы один живой зверь или в руки ученых не попадет неповрежденная шкура, вопрос о существовании таинственных пятнистых львов в африканских горах останется открытым.

Рисунок Романа Учителя с сайта prehistoric-fauna.com.

Анна Новиковская


10
Показать комментарии (10)
Свернуть комментарии (10)

  • Юрий Фёдоров  | 13.03.2023 | 05:48 Ответить
    Интересно получается: одна шкура в Найроби, другая в Лондоне, обе их видели люди, разные люди: должностные лица - чиновники, эксперты - учёные,
    даже есть фото! но сегодня вдруг не только никто не знает где эти шкуры, но и считается, что нужно добыть ещё шкуру для того, чтоб поверить в существование зверя...
    То ли тут недоговоренность какая-то, то ли я туплю уж очень крепко, но по мне так тут нет логики никакой. Разве не любой суд с такой кучей свидетелей согласился бы, что зверь есть?
    Ответить
    • Iskrit > Юрий Фёдоров | 13.03.2023 | 13:02 Ответить
      Тот факт, что зверь был не отрицается. Но вот что это был за зверь непонятно совершенно: толи гибрид, толи мутант, толи молодняк, толи реально очень необычная разновидность льва.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Iskrit | 14.03.2023 | 02:39 Ответить
        сказано, что нужно, чтобы в руки учёных попала неповрежденная шкура. И вот тогда вопрос о существовании зверя будет решен.
        Разве шкура, которую видели чиновники, работники музея и запечатлел фотограф, повреждена?
        Ответить
        • Аннаэйра > Юрий Фёдоров | 14.03.2023 | 10:12 Ответить
          Да, в процессе дубления. А нужен "свежачок", необработанный, чтобы можно было и ДНК выделить, и все такое.
          Ответить
  • OSAO  | 13.03.2023 | 13:26 Ответить
    Нужен кто-то уровня Аттенборо, чтобы пробить финансирование фильма о марози. С современными коптерами и прочими видеоловушками смогут выследить этих марози, были бы деньги.
    Ответить
  • littorio  | 13.03.2023 | 15:00 Ответить
    Хм. А с тех шкур, наверное, можно получить генетический материал, и провести его анализ? Чай по геномам-то можно отличить львов от нельвов. Или это грубое оскорбление, нарушающее хрупкий душевный мир шкуровладельцев?
    Ответить
    • Аннаэйра > littorio | 13.03.2023 | 15:08 Ответить
      К сожалению, возраст и обработка шкур (в процессе дубления большая часть ДНК разрушается) затруднили бы даже выделение ДНК из шкуры, не говоря уж о том, чтобы отличить ДНК двух кошек из одного рода Panthera.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Аннаэйра | 14.03.2023 | 02:47 Ответить
        Умение добывать ДНК из чего ни попадя просто прёт, семимильными шагами... Уверен, если не сегодня, то завтра из этих шкур ее извлекут. А то даже стыдно сказать: четверть XXI века миновала, шкура есть, а ДНК нету... )
        Ответить
        • nal > Юрий Фёдоров | 14.03.2023 | 10:15 Ответить
          ДНК - хрупкая молекула, при агрессивной химической обработке шкуры (дублении) она разрушается. ДНК разрушается и во влажных препаратах, законсервированных формальдегидом. Ни XXI ни XXX века это не изменят.
          Ответить
  • shuhray  | 13.03.2023 | 21:48 Ответить
    Зверолов Карл Гагенбек утверждал, что у него в зверинце скрестились пума и леопард и предъявлял шкурку детёныша. Генетики говорят, что это невозможно, но зато пума близко родственна гепарду (так что, может, это гепард, на гепарда Гагенбек не подумал). В Арабских Эмиратах искусственным осеменением скрестили ламу и верблюда!
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»