Зловещая картинка, не правда ли? Однако не переживайте: во-первых, пушистый зверек не дал себя изловить, во-вторых — всё это происходило в Южной Америке около 16–18 миллионов лет назад и до наших дней от обоих участников драматичной сцены сохранились только кости.
Сумевший ускользнуть от огромной пасти зверек — пахирухос (Pachyrukhos; что в переводе с древнегреческого означает «толстое рыло»), дальний родич токсодонов (см. картинку дня «Химера» Дарвина), вместе с ними относящийся к полностью вымершему отряду нотоунгулят, «южных копытных». То есть ближайшие родичи «кролика» — не зайцеобразные или хотя бы грызуны, а всевозможные копытные, из которых на кроликов, пусть и очень отдаленно, смахивают разве что оленьки (см. картинку дня Чепрачный оленёк). Сходство же пахирухоса с зайцами и кроликами, как и тоатерия (Thoatherium) с лошадьми (см. картинку дня Тоатерий, «ложная лошадь»), — исключительно внешнее: их сближают длинные ноги, приспособленные для прыжков, короткий хвост и тонкий слух, к которому у пахирухоса тоже могли «прилагаться» длинные уши. Весил взрослый пахирухос около 2,5–3 килограммов, примерно как дикий кролик, и мог быть лакомой добычей для многих хищников, среди которых встречались не только млекопитающие!
Скользкое чудовище, пожелавшее поохотиться на пахирухоса на этот раз, зовут Calyptocephalella parodii — гигантская лягушка. Длина ее тела превышала 30 сантиметров, тогда как знаменитая «дьявольская жаба» с Мадагаскара, Beelzebufo ampinga (см. картинку дня Самая большая лягушка), согласно обновленным данным, вырастала до 23 сантиметров от носа до клоаки.
Остатки гигантской амфибии обнаружил в 1958 году аргентинский палеонтолог Родольф Казамикела (Rodolfo Casamiquela), который назвал находку Gigantobatrachus parodii и сразу отметил ее сходство с современными шлемоголовыми свистунами (Calyptocephalella gayi). Поздний пересмотр остатков и вовсе синонимизировал эти два рода, так что теперь новый кандидат на звание «крупнейшей ископаемой лягушки» — ближайший родственник современного шлемоголового свистуна.
Реконструированный скелет C. parodii рядом с человеческой рукой для масштаба. В качестве основы был взят скелет современного шлемоголового свистуна. Реконструкция © Santiago Reuil из статьи P. Muzzopappa et al., 2025. Anurans from the Early–Middle Miocene Santa Cruz Formation at Río Chalía (Patagonia, Argentina), and a revision of the fossil Calyptocephalellidae (Anura: Australobatrachia)
В том, что «гигантский свистун» собирался проглотить пахирухоса, ничего странного нет: современные амфибии тоже довольно неразборчивы в выборе пищевых объектов. К примеру, шлемоголовые свистуны охотно поедают других лягушек, а жабу-агу заставали за заглатыванием черепашат, мелких сумчатых и даже... летучих мышей! В общем, лягушки и жабы — настоящие универсальные хищники, способные польститься буквально на любое живое существо, которое окажется в их «зоне поражения».
Редкий кадр: шлемоголовый свистун ест инвазивную гладкую шпорцевую лягушку, принесшую в Южную Америку многие опасные болезни амфибий, к которым местные виды оказались не готовы. Увы, такие отношения «хищник-жертва» могут облегчить заражение свистунов. Фото с сайта tumblr.com
Ну и, раз уж мы заговорили про шлемоголового свистуна, нельзя не заметить, что эта лягушка тоже очень своеобразна. В течение олигоцена и миоцена род Calyptocephalella был широко распространен и представлен множеством видов, заселявших обширные речные системы западной Патагонии. Климат в те времена был более теплым и влажным, чем сегодня, однако с поднятием Андских гор и понижением уровня моря Патагония начала пересыхать, так что до наших дней дожил лишь один-единственный вид — эндемик Чили, встречающийся к западу от Анд.
Впрочем, «бедным родственником» шлемоголовый свистун себя явно не чувствует: взрослая особь может весить до трех килограммов, уступая в этом отношении только африканской лягушке-голиафу, и достигает 32 сантиметров в длину. Неудивительно, что с такими габаритами свистуны редко вылезают из воды, заселяя в основном горные озера и пруды.
Возможно, лягушка недавно поела, плюс учитываем вес тары... но в любом случае — очень внушительный экземпляр! Фото © Matías Faúndez с сайта inaturalist.org, Чили, апрель 2022 года
Самки свистунов могут выметать за один раз больше 10 тысяч икринок, после чего самцы ревностно охраняют кладку, отгоняя рыб, крупных членистоногих и других хищников. За раз вылупляется до тысячи головастиков, которых отличает чрезвычайно большой размер — до 15 сантиметров в длину (см. картинку дня Удивительный головастик). Такие «малыши» в опеке отца уже не нуждаются и после появления на свет еще до двух лет кормятся мелкими беспозвоночными в зарослях водных растений.
С таким неторопливым темпом размножения шлемоголовые свистуны очень уязвимы перед загрязнением воды и перевыловом (их используют в пищу), и даже разведение на лягушачьих фермах положение не спасает. Остается надеяться, что хотя бы на охраняемых территориях эта уникальная лягушка уцелеет, и тогда, быть может, в будущем породит еще более крупный вид.
Рисунок © Hodari Nundu с сайта reddit.com.
Анна Новиковская




На этой картине Чарльза Найта пахирухосу не повезло: он стал жертвой кладосиктиса, дальнего родича тилакосмила (см. картинку дня Тилакосмил, сумчатый саблезубый тигр). Рисунок из книги W.B. Scott, 1913. A History of Land Mammals in the Western Hemisphere