Заблудившийся трамвай

Задача

В прошлом на московских трамваях устанавливалось по два цветных фонаря. Каждый маршрут имел свой набор цветов, которые давали возможность определить номер маршрута в ночное время.

Даны номера восьми маршрутов и соответствующие трамваи в перепутанном порядке:

16, 23, 25, 29, 40, 51, А, В

бледно-лунный — красный
зелёный — бледно-лунный
красный — фиолетовый
зелёный — синий
зелёный — оливковый
бледно-лунный — синий
жёлтый — белый
оливковый — красный

Задание 1. Установите соответствия между трамваями и их номерами.

Задание 2. Какие цвета фонарей обозначали маршруты 6, 33, 49, Б?


Подсказка

Подумайте, как могут быть записаны маршруты, названные буквами. В послесловии к задаче «Новогоднее настроение» мы рассказывали об обозначении цифр в Брайлевском шрифте: сперва идёт специальный символ ‘дальше идёт число’, а далее буквами от a до j обозначаются цифры от 1 до 9 (и ноль). Можно ли применить здесь похожую систему?


Решение

Решение задач на перепутанные соответствия удобно начинать с подсчёта повторяющихся элементов. Здесь нам повезло сразу выделить однозначное соответствие: единственная цифра, повторяющаяся в условии три раза, — 2, а единственный трижды встречающийся цвет — зелёный.

Теперь попробуем найти соответствие для последовательности номеров, связанных общими элементами: 25 – 51 – 16. Обозначение зелёный = 2 нам уже известно. Можно заметить две подходящие последовательности из трёх трамваев:

(1) зелёный — бледно-лунный, бледно-лунный — красный, красный — фиолетовый;

(2) зелёный — оливковый, оливковый — красный, красный — фиолетовый.

Соответствия красный = 1 и фиолетовый = 6 уже можно записать. Осталось установить, какой из цветов — бледно-лунный или оливковый — кодирует цифру 5 и что обозначает второй.

Здесь можно подумать о том, как в  такой системе могут быть устроены обозначения букв. В подсказке мы уже привели аналогию с обозначением цифр в Брайлевском шрифте с помощью символа ‘дальше идёт число’ и буквы с соответствующим номером от начала алфавита. Можно ли развернуть эту систему в другую сторону: выделить один цвет под обозначение ‘дальше идёт буква’, а следующим цветом обозначить её номер? Это возможно, если маршрутов-букв достаточно мало и для их обозначения не требуются двухзначные числа. В условии задачи мы видим только маршруты А, Б и В — это делает наше предположение возможным.

В таком случае среди комбинаций цветов в условии должны быть последовательности ‘цвет для буквы’ + красный (А) и ‘цвет для буквы’ + другой цвет (В). Они действительно есть, а предполагаемому обозначению буквы в них соответствует бледно-лунный цвет. Тогда синий должен обозначать 3 (порядковый номер буквы В в алфавите, также встречается в номере маршрута 23), а для обозначения цифры 5 остаётся оливковый.

Устанавливая оставшиеся соответствия, получаем, что бледно-лунный также обозначает цифру 9. Противоречия в этом нет: если среди трамваев не встречаются номера с номером 90 и выше, такая система вполне возможна.

Единственному оставшемуся трамваю соответствует номер 40. Так мы устанавливаем значения жёлтый = 4 и белый = 0.

Ответ на Задание 1:

бледно-лунный — красный
зелёный — бледно-лунный
красный — фиолетовый
зелёный — синий
зелёный — оливковый
бледно-лунный — синий
жёлтый — белый
оливковый — красный

Для Задания 2 потребуется обозначить маршрут с однозначным, а не двухзначным номером. Так как необходимо использовать оба фонаря, логично предположить, что такой маршрут будет обозначен как 06 (белый + фиолетовый). Ответы на задание:

белый — фиолетовый (6)
синий— синий (33)
жёлтый — бледно-лунный (49)
бледно-лунный — зелёный (Б)

Послесловие

Первые трамваи в Москве были запущены в апреле 1899 года — как раз накануне выхода этой задачи московскому трамваю исполнилось 125 лет. Сперва оба лобовых фонаря были красными, а в  30-х гг. были введены цветовые обозначения маршрутов. Вот описание системы кодирования номеров из справочника о московском транспорте 1937 года (содержит также голубой и коричневый цвета, не представленные в задаче):

0 — белый (прозрачное стекло);
1 — красный;
2 — зелёный;
3 — синий;
4 — жёлтый;
5 — оливковый;
6 — фиолетовый;
7 — голубой;
8 — коричневый;
9 — бледно-лунный.

За «литерными» маршрутами А, Б, В были закреплены цветовые коды 91, 92, 93 соответственно, маршруты с 1 по 9 обозначались цветом как 01–09, челночный маршрут «Кинофабрика МОСФИЛЬМ — Ленинские горы» цветового кода не имел.

(«Метро. Трамвай. Автобус. Троллейбус. Такси. Краткий справочник о маршрутах». Московский рабочий, 1937)

Трамваи в депо, 1935 г.

Трамваи в депо, 1935 г. Фото: Главархив Москвы

Цветные фонари сохранялись на крышах московских трамваев до 1960-х годов. На современных трамваях номер маршрута на табло виден издалека в любое время суток и при любой погоде, а потому «в настоящее время в таких фонарях необходимости нет», объясняет московский Дептранс. На самом деле даже после исчезновения сигнальных фонарей та же система цветового кодирования продолжала использоваться ещё несколько десятилетий — это можно заметить по карте трамвайных маршрутов 2010 года (на ней вы найдёте несколько маршрутов из условия задачи). А вот на современной официальной карте кодов из двух цветов больше нет — каждому маршруту приписан свой уникальный оттенок подобно линиям метро.

Вагонная схема маршрутов трамвайного депо имени Апакова (2010 г.)

Вагонная схема маршрутов трамвайного депо имени Апакова (2010 г.)

Практику кодирования трамвайных маршрутов двумя цветными фонарями Москва позаимствовала у Петербурга, где она применялась с самого появления трамваев в городе. В свою очередь, в Петербург она пришла из Европы. В 1907 году газета «Новое время» напечатала коллективное письмо «обывателей Васильевского острова», которые просили установить на трамваях цветные фонари «как за границей, в частности, во Франкфурте-на-Майне».

Первый трамвай Франкфурта, 1900 г. На крыше установлены маршрутные огни

Первый трамвай Франкфурта, 1900 г. На крыше установлены маршрутные огни. Фото: Википедия

Во время блокады Ленинграда маршруты обозначались исключительно цветными софитными огнями, таблички с них были сняты. Несмотря на дискуссии о целесообразности сохранения традиции цветных огней в 80-х гг. и их кратковременный выход из употребления в 90-х, сегодня в Санкт-Петербурге сигнальные огни продолжают применяться, облегчая распознавание трамвая в дождь или туман.

Трамвай №6 (синий—синий) на улице Санкт-Петербурга, 2022 г.

Трамвай №6 (синий — синий) на улице Санкт-Петербурга, 2022 г. Фото: Baltphoto

Для обозначения маршрутов в петербургской системе используется всего пять цветов (белый, синий, красный, зелёный и жёлтый). Легко посчитать, что число уникальных комбинаций двух цветов в этом случае 52 = 25, а так как трамвайных маршрутов в Петербурге больше, некоторым маршрутам соответствуют одинаковые цветовые коды. Это не мешает распознаванию, так как такие маршруты эксплуатируются в разных районах города.

Действующие трамвайные маршруты Санкт-Петербурга и их сигнальные огни

Действующие трамвайные маршруты Санкт-Петербурга и их сигнальные огни. Источник: ГорЭлектротранс СПб (Веб-архив).

В разное время системы цветных сигнальных огней на трамваях использовались в разных городах России и мира: Перми, Ижевске, Казани, Краснодаре, Минске, Амстердаме, Брюсселе. Описание цветной кодировки трамваев польского города Лодзь можно встретить в поэме Юлиана Тувима «Цветы Польши» (написанной в 1940-х годах о событиях в Лодзи начала XX века, когда она ещё входила в Российскую империю). В Лодзи в разные цвета были окрашены не фонари, а сами трамвайные вагоны:

Na cmentarz żółta trójka wiedzie,
Do domu szóstka granatowa,
Zieloną czwórką się dojedzie
Do zielonego Helenowa. <...>
Piątka spod lasu też zielona,
Lecz białym pasem przedzielona. <...>
Dziesiątka jest niebiesko-biała,
Dwójka czerwienią fabryk pała. <...>
Już nie pamiętam, jak ósemka...
Żółta z niebieskim? Czy w pasemka?

У тройки жёлтые вагоны,
Она довозит до кладбища,
А на четвёрке на зелёной
Приедешь ты в Галенов нищий. <...>
Пятёрку по полоске белой
Ты отличишь от прочих смело. <...>
Десятка нежно голубеет,
А двойка пылко пламенеет. <...>
Восьмёрку не примоминаю...
В полоску? Жёлтая? Не знаю...

(перевод Николая Чуковского)

Отметим также систему обозначений трамвайных маршрутов в Амстердаме — цветовой код находится на табло рядом с номером трамвая, но представляет собой не два огня, а квадратный «флаг»:

Трамвайные маршруты Амстердама и их цветовые обозначения

Трамвайные маршруты Амстердама и их цветовые обозначения. Источник: Википедия.

Амстердам — единственный город в Нидерландах и один из немногих городов в Европе, где цветовые обозначения сохранились до сих пор:

Современный трамвай в Амстердаме

Современный трамвай в Амстердаме. Источник: Википедия

Вы могли обратить внимание, что среди описанных систем только система для старых московских трамваев отличается регулярными соответствиями между цифрами в номерах маршрутов и цветами, применяющимися для их кодирования. Среди остальных встречаются даже системы, не обладающие взаимнооднозначными соответствиями между номерами и последовательностями цветов (как петербургская, где одинаковые последовательности могут кодировать разные номера). Внутренней логики не прослеживается и в цветовых кодах трамваев других городов, которые нам удалось найти — Казани, Краснодара и Ижевска. При этом парадоксальным образом московская система производит впечатление далеко не самой удобной: легко представить, что такие пары цветов как синий и голубой, зелёный и оливковый, белый и бледно-лунный окажутся трудноразличимыми. Почему же были выбраны такие неудобные обозначения?

Не стоит забывать, что сигнальные огни на московских трамваях разрабатывались в первую очередь для работников Мострамвайтреста, а не для удобства пассажиров. По сигнальным огням ориентировались дежурные конечных и промежуточных станций, агенты линии и стрелочники (в 1936 году только шесть из более чем 1300 стрелочных переводов в Москве были автоматическими). Вполне вероятно, что трамваи с «похожими» цветовыми кодами редко проходили через одну стрелку, как и трамваи с одинаковыми кодами в Петербурге. Позднее, с автоматизацией стрелочных переводов, сигнальные огни сохранялись уже для запомнивших цветовые обозначения горожан. Может быть, именно из-за «неудобной» системы на этом этапе сигнальные огни вышли из употребления в Москве, сохранившись в Петербурге. В этой связи можно вспомнить искусственные языки: на примере многих из них мы видим, что математическая выверенность системы не гарантирует её удобства.

Системы цветового кодирования элементов не раз привлекали внимание лингвистов. Так, в 2017 году на Традиционной олимпиаде была представлена задача В. А. Павленко на кодирование сопротивления резисторов с помощью цветовых полосок.

Система кодирования сопротивления резисторов (содержит спойлер к решению задачи)

В обозначении сопротивлений резисторов каждый цвет также кодирует определённую цифру. При этом, в отличие от системы для московских трамваев, соответствия цветов и цифр не случайны, а подчиняются внутренней логике. Цифры от 2 до 7 обозначаются цветами радуги в их последовательности. Это наблюдение позволяет установить соответствие для оранжевого цвета, не встречающегося в условии.

Вообще, многое в области транспорта представляет интерес для семиотики — науки о знаках и знаковых системах, идущей рука об руку с лингвистикой (см. послесловие к задаче «Прыжок оленя»). Эта сфера человеческой деятельности наполнена знаковыми системами, включая собственно дорожные знаки, жесты регулировщика и светофоры (кстати, для трамваев используются особые системы светофоров, сильно различающиеся от страны к стране даже в пределах Европы). Так как язык является частным случаем знаковой системы, в них можно найти те же явления, что и в языке. Например, Григорий Крейдлин и Максим Кронгауз в книге «Семиотика, или Азбука общения» отмечают случаи синонимии среди дорожных знаков (так, знак, запрещающий поворот направо, является синонимом знака, предписывающего двигаться только прямо или налево). Совпадения цветовых кодов у петербургских трамвайных маршрутов, в свою очередь, представляют собой случаи омонимии. Анализу системы регулирования движения на перекрёстке с точки зрения семиотики посвящена одна из первых опубликованных статей Андрея Анатольевича Зализняка — «Опыт анализа одной относительно простой знаковой системы» (1962). Во вступлении к статье он пишет о причинах интереса лингвистов к подобным системам: «Для изучения сложных знаковых систем, используемых в обществе, например таких, как язык, определённую пользу может принести точный анализ знаковых систем более простой структуры».

Задача (в другом оформлении) использовалась на I туре XLIV Московской традиционной олимпиады по лингвистике — 2014.

Автор задачи — Владимир Михайлович Алпатов, советский и российский лингвист, академик РАН, специалист по японистике и истории языкознания и автор более 200 лингвистических работ.
Автор послесловия — Юлия Панченко.
Автор иллюстраций — Мария Леутина.


2
Показать комментарии (2)
Свернуть комментарии (2)

  • NickZinov  | 21.05.2024 | 00:10 Ответить
    Как много интересного в послесловии к простой с виду задаче! И опыт студента XX века кто, возможно, высматривал этот огонёк (два). И гордость (справедливая) за логичную нашу систему. И выход на лингвистику и семиотику, тут Зализняк в тему - глыба, человечище!
    Ответить
  • Andrey 1234567  | 17.12.2024 | 19:42 Ответить
    Интересно, нельзя было просто зажигать обыкновенный жёлтый фонарь, а перед ним ставить две или три непрозрачные цифры, обозначающие номер маршрута?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»