Упражнения по художественной гимнастике оцениваются двумя бригадами судей: бригада D (Difficulty — трудность) и бригада E (Execution — исполнение). Бригада D оценивает то, какие движения выполняет гимнастка, а бригада E — технику. Судьи бригады D записывают содержание упражнения специальными символами.
Изучите записи 1–25. Определите правила системы записи. Для того, чтобы вы лучше понимали движения, которые выполняет гимнастка, в дополнение к некоторым записям идут видео. Некоторые ячейки в условии пропущены.
| 1 |
|
делает перекат обруча: вне зрительного контроля, находясь на полу; делает маленький бросок обруча: без помощи рук, вне зрительного контроля, находясь на полу |
| 2 |
|
делает высокий бросок мяча; ловит мяч: под ногой, вне зрительного контроля |
| 3 |
|
делает высокий бросок обруча: во время переворота, без помощи рук, вне зрительного контроля |
| 4 |
|
передает обруч из одной части тела в другую: без помощи рук, во время вращения вокруг вертикальной оси видео |
| 5 |
|
делает маленький бросок обруча; отбивает обруч: вне зрительного контроля, во время вращения вокруг вертикальной оси |
| 6 | делает перекат мяча: вне зрительного контроля | |
| 7 |
|
делает высокий бросок мяча; отбивает мяч: делает перекат мяча, вне зрительного контроля, во время вращения на 180° видео |
| 8 |
|
делает перекат мяча: вне зрительного контроля, во время вращения на 180° |
| 9 |
|
делает средний бросок обруча: во время исполнения поворота с наклоном туловища, вне зрительного контроля, обруч вращается вокруг своей оси видео |
| 10 |
|
делает средний бросок обруча; ловит обруч: во время исполнения поворота с наклоном туловища; проходит через обруч: во время исполнения поворота с наклоном туловища |
| 11 |
|
вращает мяч вокруг части тела: находясь на полу, вне зрительного контроля, во время вращения на 360° видео |
| 12 |
|
удерживает мяч в положении нестабильного баланса: находясь на полу, во время вращения на 180°, без помощи рук |
| 13 |
|
вращает обруч вокруг его оси: находясь на полу, без помощи рук видео |
| 14 |
|
отбивает мяч от пола: находясь на полу, без помощи рук |
| 15 |
|
проходит через обруч: без помощи рук, вне зрительного контроля |
| 16 |
|
удерживает мяч в положении нестабильного баланса: во время переворота, без помощи рук, вне зрительного контроля; делает маленький бросок мяча: без помощи рук видео |
| 17 | вращает обруч вокруг части тела: во время вращения на 360°, находясь на полу, вне зрительного контроля | |
| 18 |
|
передает мяч из одной части тела в другую: без помощи рук, находясь на полу, во время вращения вокруг горизонтальной оси |
| 19 |
|
делает перекат мяча на полу: без помощи рук, во время вращения вокруг горизонтальной оси |
| 20 |
|
делает высокий бросок обруча; делает три кувырка; ловит обруч: без помощи рук, обруч вращается вокруг части тела видео |
| 21 |
|
делает высокий бросок обруча: во время исполнения поворота с наклоном туловища, вне зрительного контроля, без помощи рук, обруч вращается вокруг своей оси; делает два кувырка; ловит обруч |
| 22 |
|
делает высокий бросок обруча: проходит через обруч; делает одно вращение на 360° вокруг вертикальной оси и кувырок; ловит обруч видео |
| 23 |
|
делает высокий бросок обруча; делает два вращения на 360° вокруг вертикальной оси; ловит обруч: во время переворота, под ногой, вне зрительного контроля видео |
| 24 |
|
делает высокий бросок мяча: вне зрительного контроля; делает переворот и одно вращение на 180° вокруг вертикальной оси; ловит мяч: без помощи рук, вне зрительного контроля, во время переворота |
| 25 |
|
делает высокий бросок мяча: после отбива от пола, без помощи рук; делает поворот с наклоном туловища; ловит мяч: во время переворота |
Задание. Заполните пропуски:
| 26 |
|
|
| 27 |
|
|
| 28 |
|
|
| 29 |
|
|
| 30 |
|
|
| 31 |
|
|
| 32 |
|
|
| 33 | делает высокий бросок обруча; отбивает обруч: находясь на полу, под ногой |
|
| 34 | вращает мяч вокруг его оси: находясь на полу, без помощи рук, во время вращения | |
| 35 | удерживает обруч в положении нестабильного баланса: без помощи рук; отбивает обруч от пола: без помощи рук |
|
| 36 | передает мяч из одной части тела в другую: без помощи рук; делает перекат мяча: без помощи рук, вне зрительного контроля |
|
| 37 | делает высокий бросок обруча; делает поворот с наклоном туловища и два вращения на 360° вокруг вертикальной оси; отбивает обруч: без помощи рук, вне зрительного контроля, во время вращения на 360° вокруг вертикальной оси |
|
| 38 | делает высокий бросок обруча: вне зрительного контроля, во время переворота; ловит обруч: проходит через обруч, во время переворота |
|
| 39 | делает высокий бросок мяча; делает два вращения на 360° вокруг вертикальной оси и одно вращение на 180° вокруг вертикальной оси, опускается на пол; ловит мяч |
Что общего у слов коса, кисть и некоторых знаков из этой задачи? А также что общего у пар слов доложить и настучать, замечание и ремарка и некоторых пар знаков из этой задачи?
Ответ:
| 26 |
|
делает высокий бросок предмета: вне зрительного контроля; [много вариантов, для проверки см. решение]; ловит предмет: делает перекат предмета |
| 27 |
|
делает маленький бросок обруча; ловит обруч: без помощи рук, обруч вращается вокруг части тела |
| 28 |
|
делает высокий/средний бросок предмета; ловит предмет: под ногой, во время вращения |
| 29 |
|
делает маленький бросок предмета: предмет вращается вокруг своей оси, без помощи рук, во время вращения |
| 30 |
|
вращает предмет вокруг его оси: без помощи рук, во время вращения |
| 31 |
|
удерживает обруч в положении нестабильного баланса: без помощи рук и/или находясь на полу; вращает обруч вокруг части тела: находясь на полу и/или без помощи рук |
| 32 |
|
вращает предмет вокруг его оси на полу: без помощи рук, вне зрительного контроля; делает маленький бросок предмета: без помощи рук, вне зрительного контроля |
| 33 | делает высокий бросок обруча; отбивает обруч: находясь на полу, под ногой |
|
| 34 | вращает мяч вокруг его оси: находясь на полу, без помощи рук, во время вращения | |
| 35 | удерживает обруч в положении нестабильного баланса: без помощи рук; отбивает обруч от пола: без помощи рук |
|
| 36 | передает мяч из одной части тела в другую: без помощи рук; делает перекат мяча: без помощи рук, вне зрительного контроля |
|
| 37 | делает высокий бросок обруча; делает поворот с наклоном туловища и два вращения на 360° вокруг вертикальной оси; отбивает обруч: без помощи рук, вне зрительного контроля, во время вращения на 360° вокруг вертикальной оси |
|
| 38 | делает высокий бросок обруча: вне зрительного контроля, во время переворота; ловит обруч: проходит через обруч, во время переворота |
|
| 39 | делает высокий бросок мяча; делает два вращения на 360° вокруг вертикальной оси и одно вращение на 180° вокруг вертикальной оси, опускается на пол; ловит мяч |
В движениях гимнастки выделяются две подгруппы: 1–19 и 20–25. Подгруппа 1–19 — это работа с предметом. Правила записи для движений этой группы таковы: перед скобками пишется знак (знаки) основного действия, в скобках — характеристики этого действия (порядок не важен). Подгруппа 20–25 — работа с предметом, состоящая из высокого броска, вращений во время полёта предмета и ловли. Для неё правила записи следующие: вначале знак Rx , где x — число вращений на 360°; перед знаком идут характеристики броска, после — действия во время полёта предмета, далее — характеристики ловли.
Основные действия с предметом:
| Знак для обруча | Знак для мяча | Описание |
| — | Проход через предмет. | |
| Вращение предмета вокруг части тела. | ||
| Вращение предмета вокруг его оси. | ||
| Вращение предмета вокруг его оси на полу. | ||
| Нестабильный баланс предмета на части тела. | ||
| Перекат предмета по телу. | ||
| Перекат предмета по полу. | ||
| Маленький бросок/ловля. | ||
| Средний или высокий бросок. | ||
| Ловля предмета после среднего или высокого броска. | ||
| Передача предмета из одной части тела в другую. | ||
| Отбив предмета. | ||
Характеристики:
| Знак | Описание |
| Без помощи рук. | |
| Без зрительного контроля. | |
| С вращением гимнастки на 180° и более. | |
| Под ногой. | |
| На полу. | |
| Бросок с вращением вокруг своей оси. | |
| Ловля в перекат по телу. | |
| Ловля обруча во вращение вокруг части тела. |
Работа с предметом с вращениями:
| Знак | Описание |
| Смена оси вращений или смена уровня между вращениями (даётся максимум один раз на всю работу с предметом, даже если в работе с предметом есть и смена уровня, и смена оси вращений). | |
| Вне зрительного контроля. | |
| Без помощи рук. | |
| Ловля во время вращения на 360°: действительно только вместе с «без зрительного контроля». | |
| Под ногой. | |
| Проход через предмет. | |
| Бросок после отбива от пола / ловля с отбивом. | |
| Бросок с вращением вокруг своей оси. | |
| Ловля в перекат. | |
| Ловля обруча во вращение вокруг части тела. |
То есть в №26 всего должно быть три вращения, при этом первое может выполняться во время броска, а последнее — во время ловли. Так как в записи есть знак
, значит гимнастка сменила уровень вращения (например, колесо-кувырок: наверху → на полу), или ось вращения (например, колесо → вращение вокруг вертикальной оси), или оба. Переворот с наклоном туловища считается вращением вокруг горизонтальной оси.

В этой задаче вы столкнулись не с естественным человеческим языком, а со знаковой системой, придуманной людьми и используемой для специфических целей.
Что такое знак? Знаком можно назвать такой объект, который интересует смотрящего не сам по себе, а с точки зрения того, какую информацию он сообщает (рис. 2). Например, кто-то может любоваться облаками, а человек, верящий в народные приметы, будет стремиться по высоте, форме и другим качествам облаков пытаться предсказать погоду. Первый рассматривает облака сами по себе, второй — в качестве знаков.
Рис. 2. Дым от костра, дорожные знаки, символы художественной гимнастики, «пляшущие человечки» Конан Дойля и единицы человеческих языков — знаки
Есть и более формальное определение знака:
X понимает и использует Y в качестве представителя Z.
В этой формуле X — тот, кто использует знак и участвует в процессе коммуникации; Y — материальный объект (звук, жест, буква), носитель значения; в качестве Z может использоваться всё, что угодно.
Разные школы по-разному понимают содержание понятия «знак». Логико-философская традиция называет знаком только Y, а лингвистическая — пару из Y и Z. Таким образом, в лингвистической традиции знак — это двусторонняя сущность. При этом Y называется означающим, а Z — означаемым. Далее мы будем использовать слово «знак» в его лингвистическом понимании, а Y называть также «внешней стороной знака».
Существует три вида знаков: иконы (подобия), индексы (указатели) и символы. См. об этом задачу «Блиссимволика».
Иконы передают означаемое, просто имитируя его. Говорящий использует метафорический перенос (по образу и подобию) свойств реального объекта (означаемого) на внешнюю форму знака (означающее). Иконы — это, например, фотографии, рисунки, схемы, звукоподражания.
Индексы — это знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени или связаны причинно-следственными связями. Иными словами, говорящий использует метонимический перенос — перенос по смежности. Дым от костра, следы от лап на песке — примеры индексов.
У символа означающее и означаемое никак не связаны в реальном мире и соединились в одном знаке лишь в силу традиции: например, слово «стол» как последовательность букв или звуков не имеет ничего общего с физическим объектом на четырёх ножках и столешницей. Как видите, в тройке «икона — индекс — символ» происходит постепенная утрата реальной связи означающего с означаемым.
Если знак обнаруживает в себе самом свойства, которыми должно обладать его означаемое, то он называется иконическим; если это не так, такой знак можно назвать символом. Фотография — иконический знак, а слово «фотография» — нет.
Знаки почти никогда не употребляются по отдельности, а складываются в систему. В одну систему объединяются знаки, имеющие общую функцию, сходные внешние формы и подобную структуру.
Иногда любую знаковую систему называют языком. Таково понимание слова «язык» в широком смысле. В узком, лингвистическом смысле, язык –- это система знаков, используемая людьми для общения.
Знаками и знаковыми системами занимается наука семиотика.
Становление семиотики происходило в 1930-е гг. и связано с именами американского логика, философа и математика Чарльза Сандерса Пирса, который считается основателем семиотики, и американского философа Чарлза Уильяма Морриса, существенно развившего его идеи. Одновременно с ними швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр тоже развивал учение о знаках, которое называл «семиология». Однако представление Соссюра о содержании науки о знаках довольно сильно отличалось от идей Пирса и Морриса.
Отсюда берут свое начало два подхода к семиотике: психологический и логико-философский. В рамках психологического — «соссюровского» — подхода изучается функционирование знаков в обществе, а семиотика является подразделом социальной психологии. В первой половине XX века в Европе главенствовала именно эта традиция. Логико-философский подход рассматривает семиотику как «универсальную алгебру отношений», то есть как раздел математики. В Америке преобладал подход Пирса и Морриса.
Формально лингвистика — наука о знаковых системах, используемых в сообществах людей, — является частью семиотики — науки о знаках вообще; однако на деле лингвистика как наука сформировалась раньше. Более того, семиотика часто заимствует из лингвистики теоретические решения. Это связано с тем, что объект лингвистики гораздо сложнее объекта семиотики.
Каковы же свойства человеческого языка как семиотической системы?
Во-первых, это произвольность языкового знака. То есть выбор конкретного слова для обозначения той или иной вещи никак не связан с самой вещью и существует только в силу традиции. Практически все слова человеческих языков — символы.
Во-вторых, языковой знак в человеческих языках линеен. Звуки в речи выстраиваются в линейную последовательность — идут друг за другом, а не все высказывание разом.
В-третьих, человеческий язык устроен гораздо сложнее других знаковых систем. В нём огромное количество явлений на фонологическом, морфологическом, синтаксическом уровне, которым нет аналогов в системах коммуникации животных и созданных людьми искусственных знаковых системах. Важным качеством является рекурсивность — способность к неограниченному усложнению высказывания путём «вложения» одной конструкции в другую. Посмотрите на часть стихотворения «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака:
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Это стихотворение — яркий пример рекурсивности языка. Конечно, некоторым искусственным знаковым системам рекурсивность тоже свойственна. Например, язык алгебры логики или искусственные языки тоже являются рекурсивными. Однако в общем случае для знаковых систем, не являющихся человеческим языком, это свойство не выполняется. В отличие от естественных человеческих языков, для которых рекурсивность, кажется, является универсальным свойством.
В-четвертых, у естественного человеческого языка много функций: хранение, обработка и передача конкретной информации; хранение и получение знаний об окружающем мире (языковая картина мира); средство социального взаимодействия. Искусственные знаковые системы, как правило, имеют узкую функцию, для которой и создаются.
В-пятых, естественные человеческие языки меняются со временем. Например, мы знаем, что раньше говорили перст, а сейчас говорят палец. Это связано с тем, что языковые знаки непрерывно функционируют на очень больших промежутках времени, а носители используют язык неосознанно. Искусственные знаковые системы тоже могут меняться со временем, но такое явление не универсально для них, во-первых, потому, что они существуют непродолжительный период времени (несколько сотен лет по сравнению с тысячами лет существования человеческих языков), и во-вторых, из-за того, что люди специально выучивают и соблюдают их правила.
Нужно различать сам язык и его реализацию (речь). Язык — это нематериальный механизм порождения высказываний, существующий в голове у носителя языка. Реализации языка — это тексты, созданные по правилам данной языковой системы. Сам язык не дан нам в непосредственном наблюдении, мы можем судить о его свойствах только по результатам языковой деятельности — устным или письменным высказываниям. В отличие от человеческого языка, устройство искусственных знаковых систем нам, как правило, известно.
Система записи упражнений, которую нужно было разгадать в этой задаче, существенно отличается от естественного человеческого языка.
Знаки работы с предметом, кроме «стрелочек», которые являются иконами, можно отнести к символам. Конечно, можно пытаться разглядеть в знаке «вне зрительного контроля» перечёркнутый глаз, а в знаке «без помощи рук» перечеркнутые руки, но об этой связи можно догадаться, только если уже понимаешь значение знака.
Обратите внимание, что в этой системе знаков присутствует морфология, как и во многих естественных языках, в том числе в русском. Некоторые знаки — сложные, они состоят из двух элементов. Так, на рис. 3 элементы слева означают вращение обруча вокруг части тела, перекат предмета по телу и вращение гимнастки, стрелка в центре — ловлю, а составные знаки справа — соответственно ловлю во вращение обруча на части тела, ловлю в перекат и ловлю во время вращения гимнастки. Больше всего это похоже на сложение корней в русском языке: книголюб, водопад.

Рис. 3. Элементы морфологии в системе записи
В большинстве своем означающее и означаемое находятся во взаимно-однозначном соответствии: одному понятию соответствует один знак и наоборот.
Однако есть и нарушения этого. В отношении «одно понятие — несколько знаков» (синонимии) находятся:
| Для обруча | Для мяча | Описание |
|
|
|
Вращение предмета вокруг части тела. |
|
|
|
Вращение предмета вокруг его оси. |
|
|
|
Отбив предмета. |
Здесь мы видим, что для обозначения одного и того же действия используются разные знаки в зависимости от контекста. Контекст задаётся тем, какой предмет использует гимнастка.
В отношении «один знак — несколько понятий» (омонимии) находятся:
| Маленький бросок/ловля. | |
| Средний или высокий бросок. | |
| Ловля предмета после среднего или высокого броска. | |
| Передача предмета из одной части тела в другую. вращение мяча вокруг части тела; вращение мяча вокруг его оси; отбив обруча. |
Для обозначения разных понятий используется один знак. Здесь мы не можем, просто посмотрев на знак, сказать, какое действие он обозначает. Однако возможно снять эту омонимию с помощью контекста: так, если к знаку
в скобках указать один из знаков справа с рис. 3, то будет понятно, что он обозначает ловлю. В задаче этого нет, но вообще действия среднего/высокого броска, а также ловли после них различаются оценкой: «
» — неснятая омонимия, «
0,2» — омонимия снята (средний бросок), «
0,3» — омонимия снята (высокий бросок). «
» — неснятая омонимия, «
0,2» — ловля после среднего броска, «
0,4» — ловля после высокого броска. Если в дополнение к символу
указать оценку 0,3, то будет понятно, что речь идёт о передаче. Напротив, оценка 0,2 с этим символом не снимает омонимию, так как остается еще три варианта.
Задача использовалась на 17-й Международной олимпиаде по лингвистике в 2019 году.
Список источников:
1. Правила 2017–2020 по художественной гимнастике с доп. от 1.02.2018 (Fédération Internationale de Gymnastique / Всероссийская федерация художественной гимнастики).
2. Правила по художественной гимнастике 2009–2012 (Fédération Internationale de Gymnastique).
3. Кронгауз М. А. Семантика: Учебник для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2005.
4. Семиотика: семиотика языка и литературы // под ред. Ю. С. Степанова. Москва: Радуга, 1983.
5. Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. Москва: Прогресс, 1977.
6. Пирс Ч. С. Что такое знак? Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009 г. — стр. 88–95.
7. Кибрик А.Е. Язык.
8. Официальный ютуб-канал Международной федерации гимнастики.
9. Официальный ютуб-канал Европейской федерации гимнастики.
10. Clematis RGVideos — фан-канал, посвящённый художественной гимнастике.





Рис. 1. Украинская гимнастка Анна Бессонова выполняет подбивной прыжок («прыжок оленя») в кольцо прогнувшись. Фото сделано на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, упражнение с лентой