Роговатовский петух

Задача

В говоре села Роговатое Белгородской области произносят (используется запись в орфографии):

в стяпи́, сяды́е, в плянý, лячýсь, типéрь, цветóчек, тиля́та, причесáть, пичéнье.

Определите, как будут произноситься представленные ниже слова:

1) п_тáк
2) п_тёрка
3) без п_ти́
4) п_чáть
5) прин_сý
6) цв_ты́
7) б_рёза
8) ут_шéние
9) поб_лю́


Подсказка

Обратите внимание на ударные гласные в приведённых в условии словах.


Решение

Примеры из условия делятся на три группы в зависимости от того, какой гласный произносится в них в первом предударном слоге (поскольку в условии для обозначения предударных гласных звуков используются не знаки транскрипции [а], [е], [и], а буквы «я», «е», «и», в решении будем использовать их же):

1 группа (с «я»): в стяпи́, сяды́е, в плянý, лячýсь,

2 группа (с «е»): цветóчек, причесáть,

3 группа (с «и»): типéрь, тиля́та, пичéнье.

Попробуем вывести правила.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в первой группе под ударением возможны гласные [и], [ы], [у] (в двух других группах таких ударных гласных нет), причём ударный [у] возможен и после твёрдого согласного: в пляну, и после мягкого: лячусь.

Значит, правило 1 такое: позиция перед ударными гласными [и], [ы], [у] даёт в первом предударном слоге я, независимо от твёрдости / мягкости следующего за предударным гласным согласного.

Вторая и третья группы тоже как будто бы различаются ударными гласными: так, во второй группе есть слово с ударным [о], а в третьей такого слова нет, в третьей есть слова с ударным [е], а во второй их нет, однако и во второй, и в третьей группе есть слова с ударным [а]: причесáть во второй и тиля́та в третьей. Значит, в этих двух группах возможны одинаковые ударные гласные, а выбор между предударными е и и зависит от другого фактора, и можно предположить, что этот фактор — твёрдость / мягкость согласного между предударным и ударным гласными (в слове причесáть твёрдый согласный [с], а в слове тиля́та — мягкий [л’]; эта разница выражается и в выборе буквы при орфографической записи: в первом случае для обозначения ударного гласного используется буква «а», во втором — буква «я»). Другие примеры второй и третьей групп подтверждают это предположение: в слове цветóчек между предударным и ударным гласными твёрдый согласный [т], в словах типéрь и пичéнье — мягкие [п’] и [ч’].

Таким образом, правило 2: позиция перед ударными гласными [е], [о], [а] даёт в первом предударном слоге е или и, которые распределяются в зависимости от твёрдости / мягкости следующего согласного: перед твёрдым согласным выступает е, а перед мягким – и.

Теперь можно выполнить задание:

1) петáк
2) питёрка
3) без пяти́
4) пичáть
5) принясý
6) цвяты́
7) бирёза
8) утешéние
9) побялю́


Послесловие

Явление, которому посвящена задача, принято называть яканьем. Яканье — это совпадение гласных так называемого неверхнего подъёма ([е], [о], [а]) в первом предударном слоге после мягких согласных во всех позициях или в части позиций в звуке [а]. Подъём — это минимальное расстояние между верхней точкой языка и нёбом при произнесении гласного звука, а ряд — степень сдвига языка вперёд/назад из нейтрального положения. Напомним, как классифицируются русские гласные по рядам и подъёмам (см. об этом также послесловие к задаче «Шрек Мороз — Зелёный Нос»).

Таблицы 1–2. Ударные гласные русского литературного языка (слева — фонемы, справа — звуки):

В русских говорах выделяется несколько десятков (!) типов яканья, мы рассмотрим некоторые из них.

Основных типов три: самый простой — сильное яканье, при котором гласные [е], [о], [а] всегда, вне зависимости от каких-либо дополнительных факторов, в первом предударном слоге после мягких согласных совпадают в звуке [а]: пл’асáт’, д’ар’éвн’а, п’асóк, л’ат’е́т’, ст’анóй, л’ап’и́т’, пл’ашý1, и два типа с более сложным устройством: умеренное яканье, при котором гласные [е], [о], [а] могут совпадать в звуках [а] и [и], а выбор между ними зависит от твёрдости / мягкости согласного, который находится между гласными первого предударного и ударного слогов: перед твёрдым согласным выступает [а], перед мягким — [и]: пл’асáт’, п’асóк, ст’анóй, пл’ашý, но д’ир’éвн’а, л’ит’éт’, л’ип’и́т’, и диссимилятивное2 яканье, при котором гласные [е], [о], [а] могут совпадать в звуках [а] и [и], а выбор между ними зависит от того, какой гласный находится под ударением: перед ударными гласными верхнего подъёма [и], [ы], [у] выступает предударный гласный нижнего подъёма [а], а перед ударным гласным нижнего подъёма [а] выступает предударный гласный верхнего подъёма [и]: л’ап’и́т’, б’ады́, пл’ашý, но: пл’исáт’.

Возникает закономерный вопрос: как влияют на первый предударный гласный ударные гласные среднего подъёма [е] и [о], которые не относятся ни к нижним, ни к верхним? Они могут влиять по-разному: в одних говорах эти ударные гласные влияют на предударный так же, как гласные верхнего подъёма, и тогда в предударном слоге выступает вариант [а]: д’ар’éвн’а, п’асóк (эта разновидность диссимилятивного типа называется жиздринским яканьем), а в других говорах эти ударные влияют на предударный так же, как гласный [а], то есть «понимаются» говором как гласные, примыкающие к гласному нижнего подъёма: д’ир’éвн’а, п’исóк (такое яканье называется донским). Существуют и такие типы, в которых ударные [е] и [о] по-разному влияют на предударный: [е] — как гласный нижнего подъёма, а [о] — как гласный верхнего подъёма, и наоборот. Кроме того, можно ещё сказать об ассимилятивном типе яканья, при котором [а] выступает, наоборот, перед ударным гласным своего же подъёма, то есть перед [а], а перед другими ударными выступает [и], однако в чистом виде такой тип практически не встречается, обычно ассимилятивность наслаивается на какой-либо из диссимилятивных типов (кроме, разумеется, жиздринского), и в результате получаются сложные комбинации ассимилятивного и диссимилятивного яканья. А на эти комбинированные типы, в свою очередь, в некоторых говорах может наслаиваться умеренность, то есть зависимость предударного гласного от твёрдости / мягкости следующего за ним согласного.

На этой карте, взятой из школьного атласа «Язык русской деревни», показаны зоны распространения основных типов яканья на территории европейской части России:

Различение и неразличение гласных в первом предударном слоге после мягких согласных (иканье, яканье)

Различение и неразличение гласных в первом предударном слоге после мягких согласных (иканье, яканье). Карта с сайта gramota.ru

Легенда к карте:

Если вернуться к условию задачи, можно понять, что в ней представлен один из говоров с комбинированным устройством яканья. Так, в нём проявляется принцип диссимилятивности, поскольку ударный гласный влияет на то, в каком именно звуке совпадают гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге (перед ударными гласными верхнего подъёма выступает [а], а перед ударными гласными неверхнего подъёма — скажем так, «не-а»). Помимо этого, можно говорить и о действии принципа умеренности, поскольку качество того самого «не-а» зависит от твёрдости / мягкости следующего за предударным гласным согласного: перед мягкими согласными это и-образный звук, а перед твёрдыми — е-образный. В этом состоит уникальность роговатовского яканья и отличие его от классического умеренного типа и других диссимилятивно-умеренных разновидностей, при которых наличие е-образного звука в первом предударном слоге не отмечается.

* * *

Автору задачи следует сознаться в том, что при её составлении материал был намеренно ограничен. На самом деле система гласных и первого предударного, и ударного слогов говора с. Роговатое сложнее, чем можно подумать, судя только по задаче. В этом говоре в области среднего подъёма под ударением противопоставлено не две гласных фонемы, а четыре: помимо привычных и знакомых нам по литературному языку фонем /е/ и /о/, в этом говоре есть ещё фонемы /ѣ/ и /ω/, то есть различаются две фонемы типа о и две фонемы типа е. Иными словами, для роговатовского говора классификация гласных по рядам и подъёмам будет выглядеть так.

Таблицы 3-4. Ударные гласные говора с. Роговатое (слева — фонемы, справа — звуки):

На слух различия между двумя е и двумя о выражаются в том, что /ѣ/ и /ω/ реализуются в речи как дифтонги, то есть двухчастные звуки [ие] и [уо], а /е/ и /о/ — как монофтонги, то есть однокомпонентные звуки [е] и [о]3. Ниже можно услышать примеры из спонтанной речи носительницы роговатовского говора, в которых есть соответствующие ударные гласные.

Файл 1. Словоформа надела с дифтонгом [ие] под ударением.

Файл 2. Словоформа сожмешь (в говоре нет перехода е в ё в окончаниях глаголов, лит. сожмёшь) с монофтонгом [е] под ударением.

Файл 3. Словоформа шиповник с дифтонгом [уо] под ударением.

Файл 4. Словоформа морковка с монофтонгом [о] под ударением.

Наличие четырёх фонем в зоне среднего подъёма свидетельствует об архаичности говора с. Роговатое. Таких говоров, в которых до настоящего времени сохраняется противопоставление двух фонем типа о и двух фонем типа е, не так много, но встречаются они не только на территории южнорусского наречия, но и на территории севернорусского наречия, например в Вологодской области (знаменитый говор такого типа вблизи г. Тотьма Вологодской области был описан ещё в начале ХХ века замечательным норвежским славистом Олафом Броком) и на территории среднерусских переходных говоров, например на юге Владимирской области и на востоке Московской области.

Разграничение фонем /ѣ/ и /е/ в говоре Роговатого (как и в других говорах, где эти фонемы различаются) обусловлено этимологически: на месте  представлена фонема /ѣ/, на месте  и  — /е/. В литературном языке эти две фонемы давно совпали, но на письме различие между ними сохранялось вплоть до реформы орфографии 1918 года.

Разграничение же фонем /ω/ и /о/ в говоре происходит в соответствии с принципом, который знаменитый лингвист академик А. А. Зализняк называет «великорусским» и который уходит корнями в праславянскую эпоху, когда ударение могло быть восходящим (о под таким ударением дало в итоге /ω/) и нисходящим (о под таким ударением дало /о/).

Возвращаясь же к роговатовскому яканью, нужно сказать, что эти пары ударных гласных по-разному влияют на то, какой именно звук выступает в качестве предударного гласного на месте фонем неверхнего подъёма: перед ударными дифтонгами [ие] и [уо] (как и перед ударными гласными верхнего подъёма [и], [ы], [у]) это [а]: бяс’иеда, за с’т’януой (таких примеров в условии задачи не было вовсе), а перед ударными монофтонгами [е] и [о] (как и перед ударным нижнего подъёма [а]) это [е] или [и] в зависимости от твёрдости / мягкости последующего согласного: те самые цветóчек и пичéнье из условия задачи (соответственно, при мягком согласном перед [о] будет [и]: зил’óный, а при твёрдом согласном перед [е] будет [е]: ут’ешéние).

Такое яканье, при котором диссимилятивная зависимость предударного гласного от ударного выражается в том, что позиция перед обеими ударными гласными фонемами «верхне-среднего» подъёма /ѣ/ и /ω/ идентична позиции перед ударными фонемами верхнего подъёма /и/, /у/, а позиция перед обеими ударными гласными фонемами «среднего» подъёма /е/ и /о/ идентична позиции перед /а/, называется архаическим.

Несмотря на свое название, архаическое яканье (как и противопоставление двух фонем типа е и двух фонем типа о) довольно устойчиво сохраняется по сей день, доказательством чего служит тот факт, что новая заимствованная лексика, приходящая в говор, как правило, из литературного языка, оформляется в соответствии с правилами этой системы гласных. Так, например, слово билет при заимствовании получило /ѣ/ под ударением, а предударный гласный стал произноситься как [а]: бялиет, несмотря на то, что в литературном языке здесь [и], а, например, слово ремонт заимствовалось с /о/ и поэтому произносится с предударным [е]: ремóнт.

Задача использовалась на I туре олимпиады РГГУ по русскому языку для школьников в 2021 году.

Литература

Учебники

1. Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологии. Часть первая. — М., 1949. — 336 с.
2. Кузнецов П.С. Русская диалектология. 3-е изд. — М., 1960. — 184 с.
3. Пожарицкая С.К. Русская диалектология: учебник / С.К. Пожарицкая. — Москва: Академический Проект, 2014. — 254 c.
4. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. — М.: Наука, 1964. — 306 с.
5. Русская диалектология: Учеб. изд. / Под ред. Л.Л. Ксаткина. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 304 с.

Атласы

1. Диалектологический атлас русского языка: Центр Европейской части СССР / Под ред. Р.И. Аванесова, С.В. Бромлей. Вып. 1. Фонетика. М., 1986.
2. Язык русской деревни: Шк. диал. атлас: Пособие для общеобразовательных учреждений / И.А. Букринская, Н.Л. Голубева, О.Е. Кармакова, С.Л. Николаев, С.Г. Саркисьян. — АО «Аспект-Пресс», 1994. — 160 с. Электронная версия.

Научные статьи и книги

1. Брок О. Описание одного говора из юго-западной части Тотемского уезда. — Сб. ОРЯС, 1907. — Т. 83. — 150 с.
2. Букринская И.А., Дьяченко С.В., Кармакова О.Е., Тер-Аванесова А.В. Отчеты о диалектологических экспедициях Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН в 2013 г. / Под общ. ред. А.В. Тер-Аванесовой // Русский язык в научном освещении. №2 (28). — М., 2014. — С. 262–309.
3. Дурново Н.Н. Диалектологические разыскания в области великорусских говоров. Ч. 1: Южновеликорусское наречие. Вып. 1. — М., 1917. — 234 с.
4. Дьяченко С.В. Архаическое яканье в говоре с. Роговатое Старооскольского района Белгородской области // Славянские языки и культуры в современном мире: III Международный научный симпозиум: Труды и материалы (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, 23–26 мая 2016 г.): К юбилею декана филологического факультета МГУ профессора Марины Леонтьевны Ремнёвой / Составители О.В. Дедова, Е.В. Петрухина, Л.М. Захаров: Под общим руководством проф. М.Л. Ремнёвой. — М.: МАКС Пресс, 2016. — 640 с. — С. 212–214.
5. Дьяченко С.В. Архаическое аканье и яканье в южнорусских говорах: ареальная характеристика // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. №2. М.: ИРЯ РАН, 2021. C. 11–26.
6. Дьяченко С.В., Исаев И.И., Малышева А.В., Тер-Аванесова А.В. Экспедиция в село Роговатое Старооскольского района Белгородской области / Отчеты о диалектологических экспедициях Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН в 2012 г. / Под. общ. ред. А.В. Тер-Аванесовой // Русский язык в научном освещении. №1 (25). — М., 2013. — С. 275–285.
7. Дьяченко С.В., Крылов С.А., Малышева А.В., Тер-Аванесова А.В. Материалы по распределению двух фонем «типа о» в одном южнорусском говоре // Славянское и балканское языкознание. Сборник статей к 65-летию С.Л. Николаева. Вып. 19. Славистика, индоевропеистика, компаративистика. — М.: Индрик, 2019. — С. 34–150.
8. Дьяченко С.В., Тер-Аванесова А.В. Фонетика заимствований и заимствованная фонетика в русском говоре с семифонемным вокализмом: основы, содержащие е-образные фонемы // Исследования по славянской диалектологии. Вып. 19–20. Славянские диалекты в современной языковой ситуации. Диалектный словарь как способ исследования славянских диалектов. — М.: Институт славяноведения, 2018. — С. 36–67.
9. Зализняк А.А. От праславянской акцентуации к русской. — М., 1985. — 428 с.
10. Захарова К.Ф. Архаические типы диссимилятивного яканья в говорах Белгородской и Воронежской областей // Материалы и следования по русской диалектологии. Новая серия. Т. I / Отв. ред. Р.И. Аванесов, В.Г. Орлова. — М., 1959. — С. 6–55.
11. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. — М.: Просвещение, 1970. — 168 с.
12. Князев С.В. К истории формирования некоторых типов аканья и яканья в русском языке // Вопросы русского языкознания. Вып. ХI. — М.: Изд-во МГУ. — С. 8–42.

Звучащий корпус

A.V. Ter-Avanesova, S.V. Dyachenko, E.V. Kolesnikova, A.V. Malysheva, D.I. Ignatenko, A.B. Panova, N.R. Dobrushina. Corpus of Rogovatka dialect. 2018. Moscow: Linguistic Convergence Laboratory, NRU HSE.


1 Сравните литературное и́канье, при котором так же во всех позициях гласные [е], [о], [а] совпадают в одном и том же звуке, но не в [а], а в [и]: пл’исáт’, д’ир’éвн’а, п’исóк, л’ит’е́т’, ст’инóй, л’ип’и́т’, пл’ишý. И́канье встречается и в диалектах, преимущественно на территории среднерусских переходных говоров.

2 Слово диссимиляция означает расподобление, соответственно диссимилятивный тип яканья предполагает расподобление предударного и ударного гласных.

3 Носители говора отчётливо осознают разницу между /е/ и /ѣ/, /о/ и /ω/ в своей речи. При этом грамотные информанты утверждают, что букве о соответствует звук [о] (фонема /о/ говора), а для звука [уо] (фонемы /ω/) специальной буквы в русском алфавите нет. Аналогично обстоит дело с буквой е и звуками [е] и [ие]. При этом любопытно, что на самом деле литературные гласные, в которых выражаются под ударением фонемы /о/ и /е/, неоднородны и по звучанию больше похожи на роговатовские дифтонги [уо] и [ие].


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • Юрий Фёдоров  | 29.09.2022 | 08:33 Ответить
    А бал деть!
    Какие мы, люди, умные, оказывается! Все по правилам говорим, хоть, полагаю, не задумывался даже никто из этих говорильщиков о них, о правилах.
    Полагаю, что это то, что называется стиль. Мы как-то "чувствуем" стиль. Ощущаем, что вот так должно звучать, а иначе - как-то не стильно, не в едином стиле. Вот пойди сообразил, если на бумаге, как правильно, как стильно:
    Пятух лити, пятух ляти, питух ляти или питух лити? Ан вот чувствуют люди как-то и выбирают однозначно. Что, интересно, там у нас в голове такое сидит? )
    Поразительно!
    У меня несколько вопросов к автору, просто незнакомый язык Вы употребляете, чтоб понять Вас можно было, разъясните неспециалисту:
    Как понимать звездочки перед гласными и даже мягким знаком?
    Что такое грамотный информант?
    Что значит самая последняя фраза? (Имею ввиду вот эту: "на самом деле литературные гласные, в которых выражаются под ударением фонемы /о/ и /е/, неоднородны и по звучанию больше похожи на роговатовские дифтонги [уо] и [ие].")
    А то, как говорится, "ничё не понял, но оччень интересна"))

    Да! Забыл важное:
    Иллюстрация ну очень хороша!
    Жаль ее видно только в списке задач, а здесь не видать)
    Ответить
  • svet-lan-a  | 29.09.2022 | 16:14 Ответить
    Да, архаическое яканье настолько же сложное, насколько и красивое. И действительно поражает, как такая сложная система укладывается в человеческой голове. :)

    Попробую ответить на вопросы.
    1. Звёздочкой (или астериском) лингвисты обычно обозначают фразы, слова или звуки, для которых нет точных данных о произношении. Обычно звёздочка используется в исторической лингвистике, ею отмечаются слова или фразы, которые реконструированы, а не извлечены из реальных текстов. В этом послесловии со звёздочкой даны гласные *ě, *е и *ь (*ь тоже гласный, предположительно произносился он примерно так, как в современном русском литературном языке произносится первый гласный в слове "вероятно"). Как именно они произносились, мы не можем знать наверняка, потому что они относятся к эпохе праславянского языка (аудиозаписями звучащей речи тех времён мы, увы, не располагаем), но известно, что эти гласные по-разному изменились в разных славянских языках и диалектах. Так, в московском говоре, который лёг в основу русского литературного языка, они все совпали в звуке [е] (ср., например, ударные гласные в словах [гр'ех], [гр'еб'ин'], [д'ен']), а в говорах, подобных роговатовскому, до сих пор различаются рефлексы *ě, с одной стороны, и *е и *ь - с другой.
    2. Грамотный информант - это такой информант, который знает русский алфавит, умеет читать и писать. Среди самых старших информантов, которых мы записывали в экспедициях (это люди 1910-х и 1920-х годов рождения), грамотные далеко не все.
    3. Эта фраза означает, что литературные гласные [о] и [е], хотя и записываются в транскрипции обычно с помощью одного знака, на самом деле при произношении имеют в начале у-образную и е-образную зону соответственно, то есть на самом деле звучат как некие дифтонгоиды (не дифтонги [уо] и [ие], в которых примерно равны первая и вторая часть звука, а иногда первая даже более длительна, как в говоре Роговатого, а звуки [о] и [е], в начале которых есть особая переходная зона, которая имеет длительность примерно 1/4 от всего гласного).

    Спасибо, на этой иллюстрации настоящий роговатовский петух, фото сделано во время диалектологической экспедиции в село Роговатое.
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > svet-lan-a | 01.10.2022 | 04:36 Ответить
      Ну вот, Вы снова!!
      Наотмашь просто! )
      То есть я опять, если быть честным, должен бы начать пост так же как и предыдущий, тем же словом! ))
      Раз пятьдесят уже произнёс слово "вероятно", притом вытараща глаза!)
      А потом стал вслух читать всякие слова с буквами О и Е в поисках /у/ и /и/ в четверти продолжительности звучания. Сдабривая междометиями, частенько совершенно нелитературными...))
      Иначе говоря: я совершенно восхищен!
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»