Как приручить ветер?

Задача

Люди освоили парус для укрощения энергии ветра еще на заре цивилизации. Фрагменты древних парусных судов были найдены по всему свету: от Полинезии и Китая до Египта и Анатолии. А самые древние упоминания о них датируются ранним бронзовым веком (3000 год до н. э.). Но несмотря на кажущуюся простоту концепции (энергия ветра собирается парусом и через мачту передается корпусу корабля) физика парусного мореплавания отнюдь не тривиальна.

Начнем для простоты с «одномерной» ситуации. Пусть парусник массой (с учетом матросов) \(m=400\) кг плывет вдоль направления ветра со скоростью \(W\). Пусть площадь паруса равна \(A=20\) м2, а длина корабля — \(L=6\) м. Оцените скорость корабля \(U\) относительно скорости ветра (то есть найдите отношение \(U/W\)), если парус направлен строго перпендикулярно ветру (рис. 1). Какую максимальную скорость может развить корабль в этом случае?

Рис. 1.

Рис. 1.

Движение против ветра гораздо интереснее!

Сила, с которой ветер действует на парус показана на рис. 2 фиолетовым: \(\mathbf{F}_{\text ветер}\). У этой силы есть две компоненты: сила сопротивления \(\mathbf{D}_{\text ветер}\) и «подъемная» сила \(\mathbf{L}_{\text ветер}\): \(\mathbf{F}_{\text ветер} =\mathbf{D}_{\text ветер} + \mathbf{L}_{\text ветер}\) (здесь и далее жирным шрифтом в формулах обозначены векторы). Величины этих сил зависят от разных факторов, в том числе от направления хорды паруса (горизонтальная ориентация относительно корпуса корабля), его площади, формы и так далее.

Рис. 2.

Рис. 2.

В равновесии, когда корабль плывет с постоянной скоростью, эта сила балансируется равной по величине силой сопротивления, действующей на корпус корабля со стороны воды (в равновесии эта сила параллельна направлению движения корабля). Заметьте, что направление ветра \(\mathbf{W}\) и вектор \(\mathbf{V}\) на рис. 2 — это не одно и то же. Как выразить одно через другое? Вектор \(\mathbf{V}\) иногда называют скоростью вымпельного (или кажущегося) ветра.

В задаче мы рассмотрим более простую систему — буер, движущийся по льду. В этом случае, по сути, отсутствует сила сопротивления поверхности \(\mathbf{D}\) (показанная оранжевым на рис. 2). Отношение \(L / D\) иногда называют аэродинамическим качеством паруса (или крыла самолета). Это число зависит от различных аэродинамических факторов, но главным образом — от угла между направлением кажущегося ветра и паруса. Примем для простоты \(L/D \sim \sqrt{3}\) (что вполне правдоподобно). Нарисуйте для такого буера зависимость скорости \(U\) от угла между направлением движения и реальным направлением ветра. Может ли буер двигаться против ветра, и, если да, то под каким углом паруса к ветру это делать выгоднее всего? Какова максимальная скорость буера в произвольном направлении?


Подсказка 1

Скорость \(\mathbf{V}\) — это скорость ветра в системе отсчета движущегося корабля. Иными словами, \(\mathbf{W} = \mathbf{V} + \mathbf{U}\).


Подсказка 2

Так как при движении буера по поверхности льда отсутствует сопротивление поверхности, результирующая сила ветра (как и сила со стороны льда) всегда перпендикулярна направлению движения.


Решение

Первая часть задачи — чисто физическая. На парусник действуют две основные силы: давление ветра и сопротивление воды. Силу ветра можно оценить так:

\[F_{\mathrm ветер}= C_1\rho_{\mathrm воздух} A V^2,\]

где \(A\) — площадь паруса, а \(V\) — скорость ветра относительно корабля (\(C_1\) — некий безразмерный коэффициент порядка 1, который зависит от аэродинамических свойств паруса и турбулентной природы ветра). Относительная скорость \(V\) — это по сути скорость ветра в системе отсчета корабля: \(V= W-U\).

Силу сопротивления воды можно оценить по уже знакомой по нескольким задачам формуле для турбулентного трения:

\[F_{\mathrm вода} = C_2 \rho_{\mathrm вода} A_0 U^2,\]

где \(A_0\) — это площадь поперечного сечения корпуса парусника (той ее части, что погружена в воду), а \(U\) — скорость корабля относительно воды (по сути, это просто скорость корабля). Здесь \(C_2\), опять же, — некий безразмерный коэффициент порядка 1, который зависит от турбулентности воды и прочих факторов.

Для оценки \(A_0\) вспомним закон Архимеда — масса вытесненной воды равна полной массе корабля. Массу корабля мы знаем из условия. Массу смещенной воды можно оценить как плотность воды, помноженную на объем погруженной части корабля. Этот объем можно оценить как \(A_0 L /2\), где множитель 1/2 возникает из-за учета формы корпуса корабля (площадь поперечного сечения не постоянна вдоль корабля). Таким образом получаем

\[m = \rho_{\mathrm вода} A_0 L / 2.\]

В равновесии корабль будет двигаться с некоторой постоянной скоростью, а сумма действующих на него сил будет равна нулю. Значит, можно записать условие равновесия в следующем виде:

\[C_1 \rho_{\mathrm воздух} A (W-U)^2 = 2 C_2 m U^2 / L.\]

Упростив это выражение, найдем единственное физически осмысленное решение:

\[\frac{U}{W} = \frac{S_0}{1 + S_0},\]

где \(S_0^2 = \frac{C_1}{C_2}\frac{\rho_{\mathrm воздух} A L}{2m}\). Для нашего модельного парусника это дает \(U\sim 0{,}3 W\).

Отношение \(S_0 = U/V\) называется относительной подветренной скоростью. Очевидно, что в предельном случае, когда корабль движется со скоростью ветра, \(U=W\), \(V=0\) и \(S_0\to \infty\). Таким образом, значение отношения \(U/W\) заключено между 0 и 1; то есть парусник не может двигаться быстрее скорости ветра.

Рассмотрим теперь движение буера с парусом, направленным под некоторым углом к ветру. Силы, действующие на буер показаны на рис. 3 (есть и интерактивная версия этого рисунка, в которой концы вектора \(\mathbf{U}\) можно двигать). Угол между кажущимся направлением ветра \(\mathbf{V}\) и (обратным) направлением движения \(\mathbf{U}\) обозначим \(\alpha\), а угол между направлением движения и реальным ветром — \(\beta\). Значение \(\beta=0\) соответствует движению строго по ветру, а \(\beta = 180^\circ\) — движению строго против ветра.

Рис. 3.

Рис. 3.

Сила со стороны ветра имеет две компоненты: сила сопротивления вдоль кажущегося направления ветра — \(\mathbf{D}_{\mathrm ветер}\) и «подъемная» сила, направленная перпендикулярно — \(\mathbf{L}_{\mathrm ветер}\). Именно наличие этой подъемной силы позволяет двигаться против ветра!

Суммарная сила, действующая со стороны ветра, \(\mathbf{F}_{\mathrm ветер}\), в равновесии должна быть скомпенсирована силой сопротивления поверхности \(\mathbf{F}_{\mathrm лед}\). Здесь можно вспомнить, что сила сопротивления льда вдоль скольжения минимальна, и поэтому обе силы всегда будут направлены перпендикулярно скорости \(\mathbf{U}\). Легко показать из геометрических соображений, что угол между векторами \(\mathbf{L}_{\mathrm ветер}\) и \(\mathbf{F}_{\mathrm ветер}\) равен \(\alpha\). Также из условия мы знаем отношение силы сопротивления к «подъемной» силе: \(L_{\mathrm ветер} / D_{\mathrm ветер}\equiv L/D\). Таким образом, \(\text{tg}\,{\alpha}=D/L\).

Нам, однако, интересно найти решение не в терминах угла \(\alpha\) и скорости \(\mathbf{V}\) (так как они измеряются в движущейся системе отсчета буера), а в терминах угла \(\beta\) и скорости \(\mathbf{W}\). Из теоремы синусов для треугольника, составленного тремя скоростями \(\mathbf{V}\), \(\mathbf{U}\) и \(\mathbf{W}\), найдем

\[U = W \frac{\sin{\left(\alpha + \beta\right)}}{\sin{\alpha}}.\]

Это выражение можно дальше упростить и привести к виду \(U = W\left(\cos{\beta}+\left(L/D\right)\sin{\beta}\right)\), где мы воспользовались тем, что \(1/\text{tg}\,{\alpha} = L/D\). Что примечательно, множитель справа может быть больше единицы!


Послесловие

Исследуем поведение полученного выражения для \(U/W\), нарисовав график в полярных координатах. Пусть ветер в системе покоя дует с «севера» (как показано на рис. 4) и, соответственно, угол \(\beta\) мы будем отсчитывать от направления на «юг» против часовой стрелки: \(\beta = 0\) означает движение строго на «юг», \(\beta = \pi/2\) — движение на восток и т. д.

Рис. 4.

Рис. 4.

Для каждого значения \(\beta\) можно отложить вектор длиной \(U/W\) в соответствующем направлении. Тогда получится кривая, показанная на графике синим цветом: две пересекающиеся окружности (точки пересечения — (0, 0) и (0, −1)), симметричные относительно оси \(y\) и сдвинутые в направлении ветра. Размер этих окружностей определяется отношением \(L/D\).

Легко найти радиус каждой из этих окружностей: он равен \(\sqrt{1+(L/D)^2}/2\).

Длина вектора, соединяющего начало координат с некоторой точкой на синей кривой (к примеру, красный пунктирный вектор), показывает скорость парусника под данным углом к ветру. Концентрические серые окружности соответствуют значениям \(U/W=1,\ 2,\ \ldots\). Доступна и интерактивная версия этого графика, в которой можно менять значение \(L/D\). Рассмотренное модельное движение буера позволяет дать верхнюю оценку скорости для судна в воде, ведь буер ведет себя как идеальный парусник без сопротивления воды.

Из графика сразу можно сделать несколько выводов. Во-первых, как мы уже убедились ранее, скорость движения по ветру (случай \(\beta=0\)) не может превышать скорость самого ветра! Это видно из того, что нижняя точка синей кривой всегда находится на окружности \(U/W = 1\) вне зависимости от значения \(L/D\).

Во-вторых, максимальная скорость равна диаметру одной окружности: \(U_{\mathrm max} = W\sqrt{1+(L/D)^2}\) и достигается при \(\beta_{\mathrm max} = \text{arctg}\,{(L/D)}\). Для нашего случая \(L/D=\sqrt{3}\) максимальная скорость достигается под углом \(\beta_{\mathrm max}= 60^\circ\) от направления ветра, и скорость парусника при этом \(U_{\mathrm max} = 2 W\) в два раза больше скорости ветра.

Заметим, что существует область углов \(\phi\) (обозначена серым сектором на графике), движение вдоль которых «запрещено». Иными словами, плыть под слишком острым углом к ветру не получится, даже если пренебречь сопротивлением воды. Этот угол легко оценить: достаточно построить касательные к окружностям в точке (0, 0). Он равен \(\phi = 2 (\pi/2-\beta_{\mathrm max})\). Для случая \(L/D=\sqrt{3}\) получается \(\phi = 2\cdot 30^\circ\); то есть плыть против ветра под углом меньше \(30^\circ\) не получится.

Если ветер — северный, то наибольшую скорость можно развить, если плыть вдоль вектора \(\mathbf{U}\), соединяющего начало координат с верхней точкой окружности на графике. Общее выражение для угла и максимальной скорости против ветра довольно громоздкое, вывод для произвольного значения \(L/D\) предлагается сделать читателю в качестве дополнительного упражнения. Для \(L/D=\sqrt{3}\) эта максимальная скорость равна определяется равенством \(U/W =1\) (длина красного вектора, направленного на северо-восток). Угол \(\beta\), соответствующий этому движению, равен \(120^\circ\) или же, если отсчитывать от севера, то \(60^\circ\).


12
Показать комментарии (12)
Свернуть комментарии (12)

  • 绿鳄鱼  | 26.06.2021 | 20:26 Ответить
    Вот здесь , Дэрэк показывает видео где уже поехали быстрее ветра : www.youtube.com/watch?v=HUqrw_MRXPA
    так что , увы , в задачке не всё учтено
    Ответить
    • Artemo > 绿鳄鱼 | 27.06.2021 | 06:19 Ответить
      В задачке парус. В вашем видео - не парус
      Ответить
      • 绿鳄鱼 > Artemo | 27.06.2021 | 21:32 Ответить
        ну во первых : видео не мое .
        а во вторых : дело ведь не в терминах ,а в сути . что в статье , что в видео поверхность расположена под углом к ветру . и кроме того в умозрительном эксперименте с цилиндрической планетой грань между лопастями и парусом стерта полностью.
        и в третьих : я легко покажу ситуацию когда пилот обыкновенного парусника на колесах способен двигаться быстрее ветра по ровной поверхности .
        Ответить
        • haykh > 绿鳄鱼 | 28.06.2021 | 07:32 Ответить
          увы , в задачке не всё учтено
          что не учтено?
          Ответить
          • 绿鳄鱼 > haykh | 29.06.2021 | 09:20 Ответить
            не знаю , я математик и не физик . но то что там делаются неправильные выводы , я показал в комментариях выше
            Ответить
            • haykh > 绿鳄鱼 | 29.06.2021 | 20:42 Ответить
              увы , в задачке не всё учтено
              Дерек на самом деле очень плохо объясняет конкретно этот эффект (на самом деле он же в видео сам признаётся, что не до конца понимает). Частный случай этой задачи на пальцах объяснён вот в этом видео Стива Молда: https://www.youtube.com/watch?v=u5InZ6iknUM .
              Ответить
  • Иван_  | 29.06.2021 | 12:06 Ответить
    Для силы сопротивления воды сказано, что это формула для ламинарного трения. Вроде для ламинарного режима сила сопротивления пропорциональна первой степени скорости, а для турбулентного - квадрату скорости.
    Ответить
    • haykh > Иван_ | 29.06.2021 | 20:39 Ответить
      Правильное замечание! Это мой фэйл.
      Ответить
  • kitesurfer  | 29.06.2021 | 14:57 Ответить
    Спасибо, автор! Первая часть задачи про лобовое сопротивление при нулевой подъемной силе https://ru.wikipedia.org/wiki/Лобовое_сопротивление
    Ответить
  • f_const  | 19.07.2021 | 08:46 Ответить
    Добрый день!
    Задачи этой недели отличные, спасибо! В задаче про энтропию опечатка - "теплопроводность" вместо "теплоемкость".
    Ответить
    • haykh > f_const | 20.07.2021 | 00:28 Ответить
      теплоемкость
      добрый день! нет, там именно удельная теплоёмкость. так, что изменение энергии тела массы M равно: delta Q = c M delta T
      Ответить
      • haykh > haykh | 20.07.2021 | 00:32 Ответить
        ой извиняюсь. да, вы правы, должно быть "теплоёмкость", а у меня там почему-то "теплопроводность".
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»