Предложение, от которого невозможно отказаться

Задача

При изучении фраз с глаголом предлагать естественно выделяются два типа употреблений этого глагола. Ниже приведены примеры обоих типов употреблений.

I

1. Плахотников предложил стать моим руководителем и поделиться всем, что знал сам как опытнейший дрессировщик (В. Запашный).

2. Еще больше он обрадовался, когда Женя предложила вымыть посуду (О. Новикова).

3. Когда утихло, конферансье поздравил Канавкина, пожал ему руку, предложил отвезти в город в машине домой (М. Булгаков).

4. Узнав, что друг его плохо себя чувствует <...>, Диккенс с трогательной заботливостью предлагает приехать и помочь ему в работе (М. Шагинян).

5. Хорошо, позвонил Байков, предложил проводить, ходить одной по пустым улицам Петербурга довольно страшно (М. Баконина).

6. Ходил на вокзал, предлагал пассажирам помочь снести вещи (А. Пантелеев).

7. Ира оказалась очень чутким и отзывчивым человеком и сразу же предложила Евгению Александровичу переехать к нему и ухаживать за его полупарализованной матерью (О. Демьянова).

8. Я предложил соединить его с вами, но господин Вайно сказал, что не хочет отвлекать вас от дел (В. Левашов).

9. Как она была счастлива в том бреду, когда пела, и Шаляпин пришел в восторг, и сразу же предложил ее забрать в Питер! (И. Ратушинская).

II

10. Ире как человеку чуткому и отзывчивому было тяжело смотреть на страдания любимого человека, и она предложила продать квартиру и переехать жить к ней (О. Демьянова).

11. Предлагаем читателям разработать, изготовить и испытать такое приспособление (Б. Синельников).

12. И все звери и птицы, друзья Шушуни, славили Шишимору, дарили ей подарки и наперебой предлагали в их лесу остаться (В. Лунин).

13. Встретивший его адъютант предложил ему располагаться и ждать (К. Симонов).

14. Но пришла сестра и предложила уйти, дать ему отдохнуть (Л. Бронтман).

15. Однотипные вывески предлагали постричься и купить хлеб (Е. Радов).

16. В радиостудии мне предлагают, пока я жду, послушать записываемую передачу (М. Гамбурд).

17. Откликался автоответчик, любезно предлагавший оставить сообщение и суливший взамен ответный звонок (М. Баконина).

18. Они голосят, эти торговцы, хватают меня за руки, тягуче предлагают купить сладких, как мед, огурчиков (М. Голованивская).

Задание 1. Объясните, чем различаются эти два типа употреблений.

Задание 2. К какому типу употреблений можно отнести следующие примеры?

19. Я еду на киностудию, захожу в кабинет к Боре. Он предлагает сесть (В. Токарева).

20. Он предложил Мижуеву дать денег на это дело, и Мижуев радостно согласился (М. Арцыбашев).

21. Через два дня позвонили со студии и предложили приехать и заключить договор (Л. Вертинская).

22. И вот дедушка Рахленко предлагает Кусиелу прогнать мерзавца приказчика и вместо него взять моего отца (А. Рыбаков).

23. Я предложила Ире помочь деньгами, но она сказала, что у них есть на жизнь (З. Масленикова).

24. Ольга предлагает отвезти тете Мане самовар (Г. Щербакова).

Если в каких-то случаях вы считаете, что возможны оба ответа, укажите это.

Задание 3. Что вы можете сказать о следующем примере:

25. Он даже предложил мне давать Юре уроки французского языка и платить за урок тарелкой супа (В. Гроссман)?


Подсказка

В каждом примере встречается глагол в инфинитиве (в неопределённой форме, отвечающий на вопрос «что сделать»). А кто должен выполнить действие, названное этим глаголом?


Решение

Задание 1

Ситуация, которую описывает глагол предлагать, предполагает трёх участников: кто предлагает, кому предлагает и что предлагает. В лингвистике таких участников обычно называют «актанты» (от французского actant — действующий). Обозначим их буквой A и будем говорить, что у глагола предлагать есть три актанта:

Человек A1 предлагает человеку A2 сделать A3.

То, что именно предлагается, во всех примерах в задаче выражено глаголом в инфинитиве (в неопределённой форме). Глаголы в этой форме обычно не выступают в роли сказуемого и при них нет подлежащего, указывающего, кто выполняет описываемое ими действие. Тем не менее определить, к кому относятся эти глаголы, можно по контексту.

В примерах первой группы человек A1 предлагает, чтобы действие A3 выполнил он сам, A1. В (1) Плахотников предложил, что он, Плахотников, станет руководителем; в (2) Женя предложила, что она, Женя, вымоет посуду; в (3) конферансье предложил, что он, конферансье, отвезёт Канавкина в город, и так далее.

В примерах второй группы человек A1 предлагает, чтобы действие A3 выполнил адресат предложения, человек A2. В (10) Ира предложила любимому человеку, чтобы он, любимый человек, переехал жить к ней; в (11) автор предложил читателям, чтобы они, читатели, изготовили приспособление; в (12) друзья Шушуни предложили Шишиморе, чтобы она, Шишимора, осталась в их лесу, и так далее.

Обратная интерпретация привела бы к абсурдному смыслу: например, в (4) было бы странно, если бы Диккенс предлагал заболевшему другу, чтобы друг приехал и помог в работе (это не было бы «трогательной заботливостью»), а в (18) было бы странно, если бы торговцы предлагали, что они сами купят сладких огурчиков.

Задание 2

(19) — группа II (Боря, хозяин кабинета, предлагает, чтобы села вошедшая героиня, а не он сам).

(20) — группа I, если герой предлагает Мижуеву, чтобы он сам, герой, дал на что-то денег (например, если Мижуев получает эти деньги и потому радуется), или группа II, если герой предлагает Мижуеву, чтобы денег дал Мижуев (например, если Мижуев хочет выгодно вложить деньги). (На самом деле верно второе, что видно из более широкого контекста: Николаев начал рассказывать Мижуеву о своей идее нового яркого журнала, в котором хотел соединить все лучшие молодые силы. Он предложил Мижуеву дать денег на это дело, и Мижуев радостно согласился.)

(21) — группа I, если в студии предложили, что они сами приедут (например, если речь идёт об очень известном и занятом артисте), или группа II, если в студии предложили, чтобы артист приехал к ним (на самом деле речь идёт о Лидии Вертинской, но кто к кому должен был приехать, даже в широком контексте до конца не ясно).

(22) — группа I, если дедушка Рахленко сам собирается прогнать приказчика, или группа II, если дедушка Рахленко предлагает, чтобы приказчика прогонял Кусиел (на самом деле дедушка предлагал второе, но в итоге выгнал приказчика сам, потому что Кусиел не справился: С этими словами дедушка берёт приказчика за грудки, вытаскивает из-за прилавка и выкидывает из магазина к чёртовой матери, на мостовую).

(23) — группа I, если героиня предлагает сама дать денег, или группа II, если героиня предлагает, чтобы денег дала Ира (например, если Ира спрашивает совета, как помочь каким-то третьим лицам). (На самом деле из широкого контекста видно, что верно первое: Ира была бледная, вся покрылась язвами, появившимися на нервной почве. Денег у них не осталось. Я предложила Ире помочь деньгами.)

(23) — группа I, если самовар повезёт сама Ольга, или группа II, если самовар отвезёт кто-то другой (на самом деле в контексте книги верно второе: Ольга предложила, чтобы самовар тёте Мане отвёз муж Ольги, племянник Мани).

Таким образом, во всех примерах задания 2, кроме примера 19, возможны обе интерпретации, хотя, конечно, в реальных произведениях, откуда они взяты, верна только одна из интерпретаций.

Задание 3

Рассмотрим пример (25): Он даже предложил мне давать Юре уроки французского языка и платить за урок тарелкой супа (В. Гроссман). Если предположить, что этот пример относится к группе I, то получается, что герой предложил, что он сам будет давать Юре уроки и при этом платить за них тарелкой супа, что странно (давать уроки и самому же себе за них платить). Если же предположить, что пример (25) относится к группе II, то получается, что и давать уроки, и платить за них будет рассказчик (тот, к кому относится местоимение мне), что не менее странно. По-видимому, в этом примере два инфинитива (давать и платить) относятся к разным группам: давать уроки будет рассказчик (группа II), а платить будет герой (группа I). Возможна и обратная интерпретация: давать уроки будет герой (группа I), а платить — рассказчик (II). В любом случае кажется, что такое соединение однородных инфинитивов (давать и платить), относящихся к разным деятелям, грамматически неправильно. Однако широкий контекст подтверждает именно эту интерпретацию:

Я поселилась вместе со своим коллегой, доктором-терапевтом Шперлингом, в мазаном домике из двух комнатушек. У Шперлингов две взрослые дочери и сын, мальчик лет двенадцати. Я подолгу смотрю на его худенькое личико и печальные большие глаза. Его зовут Юра <...> Шперлинг в свои пятьдесят восемь лет полон энергии <...> Он сказал мне, что в гетто следует устроить школу. Он даже предложил мне давать Юре уроки французского языка и платить за урок тарелкой супа. Я согласилась.

(Это отрывок из прощального письма матери Виктора Штрума, героя романа Василия Гроссмана, которое она написала из еврейского гетто в оккупированном немцами городе Бердичеве. Письмо выглядит настолько подлинным (и лёгкая синтаксическая неправильность это только подчёркивает), что возникла даже версия о том, что Гроссман его не сочинил, а включил в роман письмо своей собственной матери, тоже погибшей в бердичевском гетто. Однако историки эту версию не подтверждают.)


Послесловие

Неопределённую форму глагола, или инфинитив, в русском языке могут подчинять многие глаголы — по подсчётам лингвистов, их около трёхсот. При этом интересно, как взаимодействуют первые актанты, или субъекты, этих глаголов: главного и зависимого.

В большей части случаев они совпадают — это называется субъектный инфинитив. Например, таковы глаголы начинать, заканчивать, мочь, хотеть, собираться, пытаться, готовиться, привыкать, бояться, надеяться, любить, обещать и многие другие. Сравните:

Тогда-то я начну писать
Поэму песен в двадцать пять
(Начну я, писать буду тоже я).

Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести
(Я не могу сделать так, чтобы я перевёл).

Он так привык теряться в этом,
Что чуть с ума не своротил
(Он привык и он теряется).

Мы любим слушать иногда
Страстей чужих язык мятежный
(Любим мы и слушаем мы).

Однако во многих других случаях первые актанты главного и зависимого глаголов различаются и субъектом глагола в инфинитиве является не субъект главного глагола (то есть подлежащее), а один из его объектов (дополнений). Это называется объектный инфинитив. Он присоединяется, например, к глаголам велеть, приказывать, заставлять, разрешать, позволять, приглашать, советовать и другим. Сравните:

Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
(Велит Онегин, а приготовляться будет слуга).

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
(Заставить хотят одни, а читать будут другие).

Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
(Позволить должен читатель, а познакомить — автор).

Заметим, что объекты могут быть разными: и прямыми дополнениями (заставить кого-то), и косвенными (велеть кому-то).

Практически все из трёх сотен глаголов, управляющих инфинитивом, делятся на эти две группы: подчиняющие субъектный инфинитив и подчиняющие объектный инфинитив. Одно из очень немногих исключений и представляет собою глагол предлагать: как мы увидели в задаче, он может подчинять и субъектный, и объектный инфинитив и выбор интерпретации иногда очень затруднён даже при наличии широкого контекста.

Можно было бы говорить о том, что у глагола предлагать есть два значения, и в одном он управляет субъектным инфинитивом, а в другом — объектным. Вот как эти значения описаны, например, в Большом толковом словаре русского языка:

1. Заявить о своей готовности, желании предоставить что-л., помочь каким-л. образом кому-л.

2. Попросить кого-л. сделать что-л., попросить заняться чем-л.

Этим двум значениям в некоторых языках могут соответствовать разные глаголы. Например, в английском языке первому значению скорее соответствует глагол offer, а второму — глагол suggest. Вот как истолкованы эти глаголы в словаре Macmillan:

To offer: to let someone know that you are willing to do something for them.

To suggest: to offer an idea or a plan for someone to consider.

Но бывают ситуации, когда инфинитив при глаголе предлагать относится сразу и к субъекту, и к объекту, а неграмматичности (как в примере про уроки и тарелку супа в Задании 3) не возникает. В этом случае пришлось бы выделять у глагола предлагать третье значение. Например:

— Что будем сегодня делать?
— Предлагаю поиграть в шахматы.

Играть в шахматы будет и тот, кто предлагает, и тот, кому это предлагают. Подобным же образом устроены предложения типа Предлагаю посмотреть новый фильм, Предлагаю пойти в ресторан, Предлагаю погулять в парке (там выполнять действие могут одновременно и говорящий, и слушающий, и какие-то третьи лица). Понятно, что такая интерпретация возможна только с глаголами, допускающими совместную деятельность: предложения вроде Предлагаю посидеть в одиночестве или Предлагаю возглавить компанию так воспринять не получится.

Глагол предлагать — не единственный глагол, в разных ситуациях допускающий и субъектный, и объектный инфинитив. Таким свойством обладает ещё, например, глагол просить. В большинстве случаев глагол просить управляет объектным инфинитивом:

Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
(Просит автор, а заметить должен читатель).

Однако в предложениях вроде Ребёнок просит пить возникает субъектный инфинитив: просит ребёнок и пить будет тоже ребёнок. Так же устроены глаголы попить, выпить, есть, поесть, кушать, покушать, обедать:

Вся в крови была одёжа,
И просил ты пить да пить...

Он просил сперва водички,
А потом просил поесть
(Твардовский).

Не жнёт и не косит, а обедать просит.

Впрочем, даже с этими глаголами в некоторых ситуациях — если речь идёт, например, о гостеприимных хозяевах или о слугах, подающих к столу, — возможен и объектный инфинитив:

И сел он чванно. Нектар носят;
Его, как прочих, кушать просят
(Баратынский).

На пиршества гостям
Обильны яства носят
И пить умильно просят
Из чаши сладкий мёд...
(Батюшков).

Кто там? скорей! вон там коляска.
Сей час везти её на двор
И барина просить обедать!
(Пушкин).

А с другой стороны, субъектный инфинитив может возникать у других глаголов, например попробовать:

Яблочек мальчику мама приносит.
Каждый попробовать яблочко просит.
Вечером в лагере флаги спустили:
Весело третий отряд хоронили.
(Народное творчество).

Получается, что инфинитив глагола, не выражающий явно, кто производит действие, таит в себе неожиданные возможности для разных интерпретаций.

Задача была использована на олимпиаде РГГУ по русскому языку в 2011 году.

Литература:
1) Белая Е. В., Сидорова М. Ю. Синтаксическая неоднозначность полипредикативных конструкций в русском языке (в сопоставлении с французским языком) // Вестник КемГУ, №4(44), 2010, с. 162–167.
2) Иомдин Б. Л., Иомдин Л. Л. Интерпретация актантной неоднозначности: пределы возможного // Russian Language, World View and Text. Granada: Sección Departamental de Filología Eslava / Universidad de Granada. ISBN: 978-84-615-1702-2. 2011. P. 612–619.
3) Падучева Е. В. Инфинитив // Русская корпусная грамматика, 2018.
4) Divjak D. Degrees of event integration. A binding scale for [VFIN VINF] structures in Russian // Divjak D. (Ed.) Cognitive Paths into the Slavic Domain. Berlin: Mouton de Gruyter. 2007. P. 221–256.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»