Неизвестный угол

Задача

Саша и здание

Мальчик Саша обладает удивительной способностью точно определять углы. Как-то раз, проходя мимо высокого здания, он посмотрел на него из точки A ровно в 12:00 и определил, что видит это здание под углом 45° (к горизонтали). Подойдя чуть ближе, но еще не пройдя мимо здания, он снова посмотрел на него из точки B в 12:05 и определил, что теперь угол равен 60°.

1) Каким станет этот угол в точке C, которую Саша пройдет в 12:15, если считать, что Саша движется по прямой с постоянной скоростью, и пренебречь расстоянием от линии движения Саши до здания?
2) Как изменится ответ на эту задачу, если в 12:05 Саша по-прежнему увидел здание под углом 60°, но уже прошел мимо входа?


Подсказка 1

Сильнее всего в этой задаче интригует ответ: 75°. Причем, это не приближенное значение величины угла, а точное.


Подсказка 2

Если вы совсем забыли школьную геометрию, то, может быть, вы не совсем забыли хотя бы тригонометрию? Например, если опустить высоту h из вершины здания на прямую AC (пусть ее основание попадет в точку K), то AK h, а BK h/tg 60° = h/√3. Это позволяет выразить через h длины отрезков AB, AC = 3AB (вспомним, что Саша движется с постоянной скоростью, значит за 15 минут он проходит втрое больше, чем за 5 минут) и CK AC – AK. Наконец, можно вычислить тангенс искомого угла C, равный h/CK. При этом неизвестная величина h, естественно, сократится, и результат будет безразмерной величиной — числом.


Подсказка 3

Проделав все эти выкладки, получим, что тангенс угла равен 2 + √3. И что с того? Как отсюда можно получить значение 75°? Например, тоже через тригонометрию — по формуле тангенса суммы:

tg (45° + 30°) = (tg 45° + tg 30°)/(1 – tg 45°· tg 30°) = (1 + √3/3)/(1 – √3/3) = (1 + √3/3)2/[(1 + √3/3)(1 – √3/3)] = (1 + 2√3/3 + 1/3)/(1 – 1/3) = (4 + 2√3)/2 = 2+√3.

Ну а поскольку тангенсы различных острых углов всегда различны, то существует единственный угол, тангенс которого равен 2 + √3, — и, как мы только что продемонстрировали, этот угол равен 75°.

А теперь забудьте всё, о чем мы здесь написали, и постарайтесь придумать решение, в котором угол определялся бы методами классической геометрии без всякой тригонометрии.


Решение

1. При ответе на первый вопрос мы приведем два разных решения.

Первое решение

Первое «танцует» от известного треугольника ABZ (где Z — вершина здания, рис. 1).

Рис. 1.

Рис. 1.

Опишем окружность вокруг треугольника ABZ. Пусть D — центр этой окружности. Так как в треугольнике ABZ известны все углы (∠ZAB = 45°, ∠ABZ = 120°, ∠BZA = 15°), то легко найти углы треугольников ADB и BDZ. Для этого воспользуемся теоремой о вписанном угле: вписанный угол равен половине центрального угла, опирающегося на ту же дугу окружности. Так как ∠ZAB = 45°, то ∠ZDB = 90°. Аналогично, так как ∠BZA = 15°, то ∠BDA = 30°. Итак, у одного из равнобедренных треугольников угол при вершине прямой, а у другого — 30°. Тогда каждый из углов ABD и BAD равен 75°. Теперь нам осталось доказать, что BDCZ. Для этого поступим следующим образом: проделаем некоторые дополнительные построения, в результате которых убедимся, что прямая, проведенная через Z параллельно BD, действительно пройдет через точку C. Для начала, проведем эту линию и опустим перпендикуляр AF на BD. Две этих линии пересекутся в точке E. Так как EFBD и DZBD, то EFDZ. А так как EZDF по построению, то EFDZ — прямоугольник, откуда FE DZ DA. Но в треугольнике AFD меньший катет AF лежит против угла 30°, поэтому он равен половине гипотенузы AD, то есть AF FE/2. Мы получили, что AE/AF = 3, а так как EZDF , то из теоремы Фалеса следует, что EZ пересекает AB в точке С', для которой AC'/AB = 3. Такая точка на продолжении AB за точку B единственна и совпадает с точкой C. Мы доказали, что ZCBD, что и требовалось доказать.

Второе решение

Второй способ, пожалуй, можно было бы, по примеру древних греков, свести к одному слову «Смотри!», но мы постараемся все-таки прокомментировать сделанные построения.

Рис. 2.

Рис. 2.

Добавим на маршрут Саши точку M, в которой он побывал в 12:10, а на луче BZ отметим точку L, которая находится от B на таком же расстоянии, как M и A (рис. 2). Так как треугольник MBL — равнобедренный с углом при вершине 60°, то он равносторонний: ML = MB = BL = BA = MC. Но тогда оба треугольника ABL и CML — равнобедренные с углами при вершине, равными 120°. Поэтому треугольник ACL равнобедренный, LC LA. Кроме того, из этих треугольников находим ∠LAB = 30°, ∠LAZ = 45° – 30° = 15° = ∠LZA. Таким образом, треугольник LAZ тоже равнобедренный, и в итоге мы получаем, что LZ LC. До конца осталось совсем чуть-чуть: угол CLZ прямой (это получается либо всё по той же теореме о центральном угле, либо прямым подсчетом остальных углов при вершине L), поэтому ∠LCZ = 45° и ∠ACZ = 30° + 45° = 75°.

Отметим, что в этом решении нам не потребовались хитрые приемы «докажем, что тангенс угла такой, как нужен» и «докажем, что если провести прямую параллельно, то попадем куда нужно».

2. Теперь ответим на второй заданный вопрос — каким будет неизвестный угол, если в 12:05 мальчик уже прошел мимо здания? Сначала — рисунок 3 с ответом:

Рис. 3.

Рис. 3.

А теперь — рисунок, аналогичный тому, который был во втором решении (рис. 4). Оставляем читателю возможность проделать все необходимые доказательные рассуждения самостоятельно.

Рис. 4.

Рис. 4.


Послесловие

Сложные задачи на определение неизвестных углов встречаются в школьном курсе геометрии достаточно редко, да и в олимпиады попадают нечасто. Причины весьма банальны:

1) в школе таких задач не бывает, потому что в школьных учебниках вообще мало трудных задач, а имеющуюся «квоту» авторы учебников предпочитают заполнять задачами на доказательство, а не на вычисление;

2) к тому «школьному возрасту», когда учащиеся могут решать такие задачи на олимпиадах (по нынешним программам это ближе к концу 9 класса, потому что для решения нужны свойства углов, связанных с окружностью), они уже достаточно «накачаны», чтобы расщелкать такие непростые геометрические орешки с помощью тригонометрической палочки-выручалочки — теорем синусов, косинусов и формул сложения тригонометрических функций.

В общем, такая вот неудачная ситуация: красивые задачи есть, для их решения безусловно хватает стандартной школьной программы, но...

Прежде чем поделиться с вами какими-то дополнительными «отмычками», я хочу предложить еще две задачи наподобие уже решенных.

  • Треугольник ABC с углами, обозначенными на рисунке 5, симметрично отразили относительно точки A. Найдите величины углов B' и C', обозначенных на рисунке вопросительными знаками. (И представьте себе, что мальчик Саша шел мимо здания от B к B', причем вначале видел здание под углом 30°, а ровно посередине пути — под углом 45°. Или, наоборот, шел от C к C'.)
  • Докажите, что в правильном 12-угольнике существуют четыре диагонали, не проходящие через центр многоугольника и пересекающиеся в одной точке.

Рис. 5.

Рис. 5.

Первая задача имеет много разных решений, ответы в ней — 15 и 30 градусов. Решение второй задачи можно прочитать на сайте problems.ru.

Ну а теперь обещанные дополнительные отмычки для тех, кому интересно почитать или порешать что-то еще на затронутую тему. Первая из отмычек — задача 57072 с того же сайта problems.ru и основанные на ней решения задач 57641 и 77963. Эти задачи иллюстрируют ряд ситуаций, когда неизвестные углы в каких-то треугольниках и четырехугольниках оказываются вычисляемыми благодаря замечательному (и совершенно непопулярному в школьной геометрии) факту: существуют диагонали у правильных многоугольников, которые пересекаются в одной точке, не лежащей ни на одной оси симметрии. Полный каталог таких точек пересечения для правильных многоугольников приводится в статье (на английском) Бьорна Поонена и Майкла Рубинштейна The Number of Intersection Points Made by the Diagonals of a Regular Polygon, написанной в 1995 году. Дальнейшее развитие темы (результаты для звездчатых многоугольников) можно прочитать в статье (тоже на английском) Some Results on Odd Astral Configurations, написанной Леей Берман для EJC — The Electronic Journal of Combinatorics.


1
Показать комментарии (1)
Свернуть комментарии (1)

  • Lirik  | 20.10.2014 | 12:20 Ответить
    1 - 75°
    2 - 15°
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»