Батарея отопления

Задача

Через батарею отопления пропускали горячую воду и измеряли тепловую мощность — то есть количество теплоты, отдаваемое батареей окружающей среде в единицу времени. Температура подаваемой воды при этом составляла 80ºС, температура воздуха в помещении 20ºС.

Провели серию из трех испытаний, которые отличались скоростью подачи воды. Во втором испытании скорость подачи воды была в полтора раза больше, чем в первом. В третьем — в два раза больше, чем в первом. Было установлено, что тепловая мощность во втором испытании увеличилась на 20% по сравнению с первым.

Оцените, во сколько раз возросла тепловая мощность в третьем испытании по сравнению с первым.


Подсказка

Главное в этой задаче — понять, почему вообще отдаваемая батареей тепловая мощность зависит от скорости подачи воды. Ведь, казалось бы, по закону Ньютона–Рихмана тепловой поток между двумя телами определяется только разностью их температур, а температура в задаче постоянна как у воды, так и у окружающего воздуха. Помочь тут может простой бытовой опыт: если потрогать подводящую и отводящую трубы у батареи в комнате, первая окажется существенно горячее. Подумайте, как остывание воды при прохождении батареи связано с отдаваемой тепловой мощностью. Для оценки теплоотдачи от батареи можно использовать среднюю температуру воды в ней, то есть среднее арифметическое между температурами на входе и на выходе.


Решение

Тепловая мощность, отдаваемая водой окружающему воздуху, пропорциональна разности температур батареи и воздуха. Однако следует учесть, что в батарею вода подается с температурой T1 = 80ºС, а на выходе имеет меньшую температуру T2. Остывание воды происходит за счет отдачи тепла воздуху, что можно описать уравнением теплового баланса. Если за время Δt через батарею прошла масса воды Δm, то cΔm(T1 – T2) = PΔt, где c — удельная теплоемкость воды, а Р — мощность теплоотдачи.

Мощность теплоотдачи по закону Ньютона — Рихмана может быть найдена как P = K(TB – T0), где K — коэффициент теплоотдачи, T0 = 20ºС — температура воздуха, а TB — температура батареи. Так как вода в различных участках батареи имеет разную температуру, в качестве температуры батареи для оценки примем ее среднюю температуру: TB = (T1 + T2)/2. Учитывая, что массовый расход Δmt пропорционален скорости подачи воды v, можно получить формулу для мощности в виде P = a/(1 + b/v), где a и b — постоянные коэффициенты.

Значения данных коэффициентов определяются из условий задачи. В первом испытании при v = v1 мощность равна P1 = a(1 + b/v1). Во втором испытании при v = v2 = 1,5v1 мощность равна P2 = 1,2P1 = a/(1 + 2b/3v1). Отсюда a = 2P1, b = v1, и искомая мощность при v3 = 2v1 равна P3 = 4P1/3.


Послесловие

В наиболее простом виде физические законы обычно формулируются для случаев равномерного распределения физических величин. Например, если двигаться с равномерной скоростью 60 км/ч, то пройденное за час расстояние будет равно 60 км. Если два тела равномерно нагреты, одно до температуры 80 градусов, а второе — до 20 градусов, то для определения теплового потока между ними достаточно умножить коэффициент теплоотдачи на разность температур, равную 60 градусам.

Однако в реальной жизни равномерность встречается весьма редко. Так, ехать целый час со скоростью ровно 60 км/ч едва ли доводилось на практике хотя бы одному современному водителю. Вот и вода в батарее в нашей задаче нагрета неравномерно. Физическая причина этой неравномерности ясна: по мере движения по батарее горячая вода отдает тепло и, следовательно, остывает. Вопрос заключается в том, как описать теплоотдачу от тела, разные участки которого имеют разную температуру.

Эффективным способом описания неравномерных процессов является использование средних величин. Возвращаясь к примеру из кинематики, можно вспомнить привычное понятие средней скорости. Пусть автомобиль движется и неравномерно, останавливаясь на светофорах и замедляясь в пробках, но если его средняя скорость составляет 60 км/ч, то за час он проедет ровно шестьдесят километров. Аналогично, для расчета мощности теплоотдачи можно использовать среднюю температуру воды в батарее. Вопрос лишь в том, как ее вычислить.

Температурные профили в разных моделях остывания батареи

В решении задачи средняя температура воды вычисляется как среднее арифметическое между значениями на входе и на выходе из батареи. Строго говоря, таким образом можно вычислять среднее только в случае, если температура распределена по батарее линейно. Линейность обозначает равномерное уменьшение температуры воды по мере ее продвижения по батарее, как изображено синей линией на рисунке. В действительности, вода, конечно, остывает неравномерно: горячая вода на входе остывает быстрее, чем уже остывшая вода на выходе. Это приводит к нелинейному профилю распределения температуры в батарее, показанному красной линией. Точно определить этот профиль достаточно сложно, он будет зависеть от формы батареи. Например, если «батарея» — это просто однородная длинная труба, профиль будет экспоненциальным. В любом случае, для нелинейного распределения средняя температура уже не может быть найдена как среднее арифметическое между крайними значениями.

Тем не менее, примененный в решении способ оценки среднего имеет право на существование. Заметим, что приведенные на рисунке красная и синяя линия отличаются не слишком сильно, поэтому синяя может рассматриваться как приближение красной, то есть нелинейное распределение приближенно заменено линейным. Этот прием часто используется в науке: замена сложного явления более простым, но похожим — упрощенной моделью. Тогда исследование простой модели позволяет что-то понять и об изначальном сложном явлении.

При использовании подобных упрощений всегда важно помнить о границах их применимости. Так, в нашей задаче всегда ли корректно заменять нелинейное распределение линейным? Ответ на этот вопрос может дать анализ разумности результатов, получаемых с помощью используемой модели. Такой анализ обязательно должен быть заключительным шагом при использовании любого упрощения. Решив задачу в рамках определенной модели, ученый должен оценить, насколько адекватны полученные результаты. И если они противоречат здравому смыслу, нужно делать другие приближения и решать задачу уже с помощью них.

Попробуем установить границы применимости модели линейного профиля температуры в нашей задаче. Для начала проанализируем полученные нами формулы при нулевой скорости подачи воды: v = 0. Тепловая мощность в этом случае равна нулю, что выглядит разумным: если горячую воду в батарею не подавать, то и теплоотдачи не будет. Однако легко определить, что температура T2 при этом будет равна −40ºС, что очевидно противоречит здравому смыслу. Отсюда можно сделать вывод, что модель линейного распределения температуры плохо работает при малых скоростях подачи воды. Напротив, при v→∞ мощность теплоотдачи становится равной 2P1, а температура воды на выходе равна температуре на входе. Это физически адекватно: вода проходит батарею очень быстро и не успевает остывать. Таким образом, модель линейного распределения температуры адекватна при достаточно большой скорости подачи воды. Более детальный, но весьма несложный анализ показывает, что модель «работает» при скоростях порядка v1 и выше.


13
Показать комментарии (13)
Свернуть комментарии (13)

  • OSAO  | 22.11.2015 | 09:59 Ответить
    Есть такой журнал - "Наука и жизнь". И ЖИЗНЬ, а не одна наука. Вот бы и автору назвать свою статью "Батарея отопления и жизнь". Если батарея стоит не в уме читателя, а у него в коттедже, то он должен уметь рассчитать не просто приросты теплоотдачи, а РЕАЛЬНУЮ пользу. Да, при увеличении подачи тепловая эффективность батареи возрастает, но это только половина задачи.
    Во-первых, если скорость подачи воды увеличится в 2 раза, то прирост теплоотдачи возрастёт на 33%. Однако это повысит температуру в помещении (кстати, а на сколько?), и расчётные данные в формуле изменятся.
    Далее, увеличение скорости подачи требует дополнительных затрат на насос и электроэнергию. Не приведёт ли это к снижению экономической эффективности батареи в целом?
    Ответить
    • samara > OSAO | 25.11.2015 | 11:28 Ответить
      хах, это же модель для грубого решения задачи, а вы сюда экономическую эффективность... тогда вам активное охлаждение рациональнее)

      тогда вам нужно считать площадь батарей, сечение труб, условия теплоотдачи(могу ещё 20 факторов вписать в качестве придирок).. по-моему этим не заморачиваются даже проф конторы которые это отопление проводят, у них такие же оценочные/грубые модели. а точные может в НАСА для своих шатлов суперкомпьютер общитывает
      Ответить
      • OSAO > samara | 25.11.2015 | 11:35 Ответить
        От этой модели попахивает схоластикой... Батарея отопления реально стоит в помещении ограниченного объёма. При увеличении теплоотдачи батареи температура среды повысится, и соотношение 80°-20° станет другим, а за этим другим станет и весь расчёт.
        Ответить
        • samara > OSAO | 25.11.2015 | 11:37 Ответить
          это *грубая модель* для простого понимания процессов, на истину не претендующая, и всего-всего не учитывающая.
          Ответить
          • OSAO > samara | 25.11.2015 | 11:39 Ответить
            Конечно, грубая...Мой пост - это сигнал автору, что надо быть тоньше...))) Как говорится, будь ближе к жизни, и люди к тебе потянутся... А то получается, что и грубая модель для жизни бесполезна, т.к. ничего не даёт, а точная суперкомпьютерная тоже бесполезна, т.к. её никто не применяет. А жизнь - посередине и в пустоте...
            Ответить
        • vladimir.klinshov > OSAO | 07.12.2015 | 16:24 Ответить
          Можно также учесть тепловые потери из помещения на улицу.
          Ответить
      • vladimir.klinshov > samara | 07.12.2015 | 16:26 Ответить
        Вы правы, модель грубая. Но попытки ее уточнения, мне кажется, следует только приветствовать!
        Ответить
    • vladimir.klinshov > OSAO | 07.12.2015 | 16:23 Ответить
      Большое спасибо за развернутый отзыв! Очень рад, что задачка пробудила интерес к дальнейшему научному анализу системы. Мне нравится направление Ваших мыслей, и я бы рекомендовал попробовать выразить его на языке науки. Попробуйте описать математически те эффекты, о которых вы говорите. И получите более реалистичное описание проблемы.
      Ответить
      • OSAO > vladimir.klinshov | 07.12.2015 | 18:44 Ответить
        выразить на языке науки
        @
        Ценю ваш юмор... Максимум, что мне удаётся сделать с языком науки - это читать на нём, и то не всегда...
        Ответить
  • pacha  | 26.11.2015 | 11:05 Ответить
    Задача имеет точное решение даже исходя из имеющихся данных. Температура батареи вдоль направления движения воды будет падать по экспоненте, асимптотически приближаясь к 20°C, и считать это падение линейным можно только в очень грубом приближении с заметной систематической ошибкой.

    Если кому интересно, могу дать точные расчёты.
    Ответить
    • vladimir.klinshov > pacha | 07.12.2015 | 16:19 Ответить
      Вы правы, линейное приближение достаточно грубое. Если Вы провели точный расчет с экспоненциальным профилем, было бы очень интересно увидеть его и сравнить результаты.
      Ответить
    • OSAO > pacha | 07.12.2015 | 22:16 Ответить
      Извините, поздно увидел ваш пост. Понимаете, асимптота здесь или прямая, это имеет чисто академический интерес. Лично меня интересует возможность физико-математического выражения реальной, а потому комплексной задачи, в которой участвуют батарея, комната и насос. С улыбкой замечу, что форточка закрыта...
      Можете взяться? Со своей стороны, обязуюсь конструктивно дискутировать.
      Ответить
  • Zelo78  | 18.12.2015 | 23:11 Ответить
    В решении данной задачи (об отопительной батарее) Вами получено уравнение Михаэлиса-Ментен:
    V = Vmax * c / (c + c2),
    где Vmax - максимальная скорость (протекания реакции), c - концентрация исходного вещества (субстрата), c2 - концентрация субстрата, при которой скорость реакции равна половине от максимально возможной. Данное уравнение описывает зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от концентрации субстрата.
    Интересно отметить, что две столь разные физические системы описываются одним и тем же уравнением. Получение уравнения М-М несколько отличается от получения формулы в решении задачи.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»