Перед вами — скелет динозавра, которого описали в 2009 году под именем рапторекс (Raptorex kriegsteini). Он стал одним из самых загадочных в истории изучения тираннозавроидов, этого широко известного надсемейства хищных динозавров. При этом загадка рапторекса связана не с какими-то уникальными особенностями строения или условиями его жизни в далекой мезозойской эре, а, скорее, с тем, что этому динозавру фатально не «повезло» уже в нашей, кайнозойской эре. На его кости первыми наткнулись вовсе не палеонтологи.
Впервые об этом скелете стало известно, когда он появился на выставке драгоценностей и минералов в Тусоне, штат Аризона (см. Tucson Gem & Mineral Show), где порой торгуют незаконно выкопанными окаменелостями. Вероятно, и этот скелет стал невольной жертвой «черных копателей», так что никто до сих пор не знает, кто и где его нашел — то ли это было в Китае, то ли в Монголии. Продавцы заявили, что скелет принадлежит молодому тарбозавру, и на выставке его приобрел доктор Генри Кригштейн, офтальмолог и частный коллекционер окаменелостей. Кригшейн сообщил о своей покупке Полу Серено, известному американскому палеонтологу, который признал научную ценность образца и согласился выступить соавтором первоописания нового вида при условии, что после изучения окаменелость будет возвращена на родину.
Доктор согласился, и его фамилия оказалась увековечена не только в списке авторов статьи, но и в видовом названии животного, получившего название «царь-вор Кригштейна». «Царь» — вероятно, отсылка к названию самого известного родственника рапторекса, тираннозавра рекса, а видовое имя динозавр получил в честь отца доктора Кригштейна, Романа Кригштейна, пережившего Холокост. Скелет рапторекса отправили в Китай, где он ныне хранится в коллекции Института геологии и палеонтологии Лонг Хао в Хух-Хото, Внутренняя Монголия, под инвентарным номером LH PV18.
Рапторекс показался Серено чрезвычайно важной находкой, он предположил, что имеет дело с раннемеловым тираннозавроидом (первые представители этого надсемейства родом еще из средней юры), у которого, в отличие от его современников вроде гуаньлуна (Guanlong wucaii), уже проявились ключевые особенности его поздних родственников — относительно крупная голова и крошечные передние конечности с двумя пальцами. Серено описал рапторекса как полувзрослую или взрослую особь, изучив степень зрелости скелета и гистологический срез бедренной кости. Согласно его выводам, на момент гибели животному было около шести лет, у него частично срослись некоторые черепные швы, позвонки и кости таза, а судя по расстоянию между линиями остановки роста (см. Lines of arrested growth, LAGs) на срезе бедренной кости, быстрый рост рапторекса уже подходил к концу.
Поскольку никаких данных о местонахождении скелета рапторекса не сохранилось, Серено и соавторы определили возраст динозавра, исходя из найденного в окружающей скелет породе позвонка рыбы, который они посчитали схожим с позвонками рыб рода Lycoptera, дальних родственников современных араван (см. картинку дня Чадолюбивая аравана), живших в раннем мелу на территории Азии. Кстати, ликоптеры известны не только из китайских, но и из монгольских отложений, однако Серено посчитал, что скелет был найден именно в отложениях известной раннемеловой формации Исянь (Yixian Formation) на северо-востоке Китая, откуда известно сразу несколько видов этих рыб.
Ликоптеры, представленные шестнадцатью видами, служат индексными окаменелостями, используемыми для датирования геологических формаций. Фото с сайта fossilmall.com
Но в 2011 году несколько палеонтологов во главе с Денвером Фаулером (Denver Fowler) пересмотрели данные Серено и пришли к выводу, что рапторекс на момент смерти мог быть существенно моложе. Во-первых, многие признаки, указанные Серено как свидетельствующие о зрелости (например, сращение швов между костями черепа и в позвонках), начинали проявляться у тираннозавров довольно рано и/или сохранялись до глубокой зрелости. Во-вторых, повторный анализ среза бедренной кости показал, что эта кость принадлежала молодому животному: как и у современных молодых крокодилов и птиц, бедренная кость «рапторекса» состояла в основном из волокнистой фиброламеллярной кости, что говорит о быстром остеогенезе, тогда как у взрослых животных ее заменяет более плотная вторичная кость. В-третьих, рассчитывая возраст рапторекса, Серено и соавторы, посчитав расстояние между LAG1 и LAG2, предложили считать его за мерную единицу и предположили, что часть линий остановки роста отсутствовала на срезе из-за резорбции кости во время расширения медуллярной полости (пространство, в котором находится костный мозг). Фаулер же с соавторами указал, что это маловероятно, поскольку расстояние от полости до ближайшего LAG1 заметно больше, чем расстояние между LAG1 и LAG2, так что последнее не следует использовать для оценки количества отсутствующих LAGs. На самом деле «рапторексу» на момент смерти могло быть всего два-три года от роду, ровно по числу LAGs на срезе.
A — срез бедренной кости рапторекса; зелеными стрелками обозначены скопления вторичных остеонов (функциональных единиц зрелой кости), связанные с местами прикрепления крупных мышц, всё остальное — быстрорастущая фиброламеллярная кость. Зелеными полосами обозначены расстояния от медуллярной полости до LAG1, от LAG1 до LAG2 и от LAG2 до края кости. Узкая полоса роста между LAG1 и LAG2 (2), возможно, говорит о том, что в тот период животное росло плохо, однако незадолго до смерти скорость его роста значительно возросла. B — наружная и средняя часть коркового слоя бедренной кости тираннозавра рекса; отчетливо видны множественные вторичные остеоны (окружности с каналом посередине), характерные для полувзрослого животного. Длина масштабного отрезка — 5 мм. Изображение из статьи D. W. Fowler et al., 2011. Reanalysis of Raptorex kriegsteini: A Juvenile Tyrannosaurid Dinosaur from Mongolia
Дополнительно была пересмотрена и принадлежность позвонка рыбы. Согласно выводам ученых, обладателем позвонка был либо очень отдаленный родственник ликоптер, либо вообще не относящаяся к ним рыба, но в любом случае, похожие позвонки известны из позднемеловой нэмэгэтинской свиты в Монголии, откуда, кстати, был описан голотип тарбозавра (см. картинку дня Советско-монгольские палеонтологические экспедиции).
Молодой тарбозавр. Рисунок © Júlia d'Oliveira с сайта artstation.com
Так что же, на рапторексе поставлен крест? Не совсем. В 2022 году было опубликована новая работа за авторством Томаса Карра (Thomas Carr), специалиста по тираннозавридам. В ней он согласился, что голотип рапторекса принадлежит молодой особи и схож со скелетами неполовозрелых представителей других видов тираннозаврид: на это, в частности, указывают узкие зубы, гладкие суставные поверхности и большая длина большеберцовой кости в сравнении с бедренной (это характерно для молодых животных, у которых дистальные кости растут быстрее). Тем не менее Карр посчитал, что скелет принадлежит новому виду, в первую очередь указав на ключевое отличие от молодых тарбозавров — отсутствие подкожного фланца, небольшого выроста на верхней челюсти, расположенного у нижнего края предглазничного окна. Он предположил, что череп взрослого рапторекса, если его когда-нибудь найдут, будет заметно отличаться от черепа тарбозавра, и в некоторых отношениях будет скорее походить на череп дромеозавра, а не тираннозавра.
Так что, возможно, в конце концов рапторекс, как и нанотираннус (см. Нанотираннус не был ребенком тираннозавра, «Элементы», 19.01.2024), окажется представителем не уже известного, а совершенно нового вида. Увы, для более точного определения необходимы дополнительные исследования возраста окаменелости (которые до сих пор никто не провел) или обнаружение других особей рапторекса, которые на сей раз будут раскопаны профессиональными палеонтологами, и место их находки будет описано не менее тщательно, чем сами костные остатки.
Фото © Kumiko с сайта commons.wikimedia.org.
Анна Новиковская
Сравнение скелета рапторекса (вверху) со скелетом молодого тарбозавра. Некоторые отсутствующие кости в скелете рапторекса показаны серым. Длина масштабного отрезка — 1 м. Рисунок с сайта getawaytrike.hatenablog.com