Одноусый звонарь

На фото — самец одноусого звонаря (Procnias albus). От оливково-зеленой самки его легко отличить не только по белоснежному оперению, но и по «усу» — мясистой «сережке» с редкими перышками, свисающей с клюва. Однако в деле привлечения прекрасного пола звонарь не полагается только на внешние данные. Когда нужно произвести впечатление на самок и самцов-соперников, он забирается на ветки повыше и оглашает горные леса северной Амазонии самым громким криком, какой когда-либо издавало птичье горло.

Самка одноусого звонаря

Самки одноусых звонарей выглядят довольно неприметно, но именно ради них самцы устраивают свои оглушительные представления. Фото с сайта zoozoo.hu

Способности певца впечатляют: громкость крика достигает опасных для нашего уха значений в 125 децибел! Для сравнения, двигатели самолета издают звуки громкостью до 120 децибел, работающий перфоратор шумит на 100 децибел, а безопасными для человеческого слуха считаются звуки ниже 85 децибел. У предыдущего рекордсмена, крикливой пихи (Lipaugus vociferans), тоже живущей в амазонских лесах, брачный крик немногим тише — около 116 децибел. Но тут стоит заметить, что бел — единица логарифмическая, так что девятибельная разница в криках звонаря и пихи соответствует трехкратной разнице звукового давления.

Поющая пиха

Как же небольшим птицам размером с голубя удается издавать настолько оглушительные звуки? Ответ прост: сочетая анатомические приспособления с поведенческими уловками. Во-первых, у этих птиц необычайно крупная нижняя гортань, сиринкс, отлично развитые мышцы живота, крепкие ребра и относительно широкий рот, похоже, изначально развившийся как адаптация к плодоядному образу жизни (звонари глотают фрукты, которыми питаются, целиком). Во-вторых, перед тем как начать производить впечатление на окружающих, самец звонаря заглатывает воздух и раздувает горло, что позволяет увеличить амплитуду песни тем же способом, которым пользуются музыканты, использующие духовые инструменты.

Одноусый звонарь использует два типа брачных криков: один из них сравним с криком пихи, а вот второй существенно громче

Но почему же такой громкий крик не оглушает саму птицу? По-видимому, звонарь всё же бережет собственное здоровье, поэтому чем громче испускаемый им крик, тем короче песня. Вероятно, испуская максимально громкий крик, звонари быстрее расходуют запас воздуха в межключичном воздушном мешке (именно он служит источником энергии для пения), что ограничивает максимальную громкость пения даже при наличии сильного полового отбора, благоприятствующего самым громким самцам. Вдобавок, чтобы усилить эффект от пения, самец звонаря испускает самые громкие крики только когда самка находится в непосредственной близости от него... чем нередко вынуждает ее отлететь на пару метров подальше.

Комикс про звонаря

Иллюстрация из замечательной книги Ж.-Л. Гаррера, А. Сирван «Птицы в комиксах. Том 2», на которой одноусого звонаря обсуждают тукан зеленый арасари и попугай гуаруба (золотая аратинга). Рисунок с сайта biomolecula.ru

Пока что неизвестно, каким образом самки выдерживают такое звуковое давление и умудряются выбирать самого перспективного самца, но очевидно, что выбирать им приходится тщательно. В отличие от некоторых других птиц, самцы одноусых звонарей — плохие родители, и спариваются они сразу с несколькими самками за сезон, так что чисто физически не могут постоянно находиться с партнершей и помогать ей заботиться о птенцах. Как итог, хорошие гены — единственное, что самка звонаря может получить от отца своих будущих птенцов.

Кстати, определенную роль в том, какое впечатление произведет самец, играет и «сережка» («ус») на его клюве: хотя обычно она висит дряблой семисантиметровой полоской кожи, в момент возбуждения к ней приливает кровь, в результате чего странное головное украшение удлиняется практически вдвое и принимает полувыпрямленное положение. К слову, с этой «сережкой» связан забавный таксидермеческий казус: когда были получены первые тушки птицы, изготовители чучел и художники, несмотря на знакомство с похожими «сережками» у домашнего индюка, считали, что головное украшение звонаря должно торчать над клювом птицы, как рог единорога. Даже знаменитый путешественник Чарльз Уотерсон (Charles Waterson) полагал, что украшение звонарей наполняется воздухом, а не кровью, и крепится прямо к нёбу птицы. Так что в некоторых зоологических коллекциях одноусый звонарь всё еще скорее «однорогий».

Чучело самца одноусого звонаря

Чучело самца одноусого звонаря в коллекции Музея естественной истории Женевы. Фото с сайта fr.m.wikipedia.org

Отдаленные места обитания и то, что эти не самые роскошные на вид птицы не представляют интереса для местных жителей и браконьеров, способствуют процветанию вида, и он распространен на довольно обширном ареале: звонари живут вмВенесуэле, Гайане, Суринаме, Французской Гвиане и на крайнем севере Бразилии. Однако сокращение площади тропических лесов рано или поздно может подкосить популяцию этих уникальных животных, чья единственная пища — плоды высоких деревьев, в распространении семян которых звонари играют не последнюю роль.

Фото © Cláudio Dias Timm с сайта flickr.com, Бразилия, 5 февраля 2022 года.

Анна Новиковская


4
Показать комментарии (4)
Свернуть комментарии (4)

  • bonacon  | 11.04.2023 | 20:07 Ответить
    В образе единорога хорош, чертяка!
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 12.04.2023 | 19:12 Ответить
    Эти свои две малые терции (ми-соль, соль диез-си) птах вопит знатно, ничего не скажешь.
    Шаляпин отдыхает.
    Но вот сопля эта из носу - ужасно непрактичная, на мой взгляд, штука. и цепляться может за что ни попадя, и в драке схватиться есть за что (схватиться, да и оторвать), что за причуда? Ладно бы, типа языка муравьеда, использовалась как-то для добычи пищи, но просто так-то зачем болтается?
    Хотя, конечно, драться с таким крикуном - дело неблагодарное. Как заорет - хоть святых выноси, не до драки любому агрессору станет, только барабанные перепонки спасай!
    То, что этот крик даже родная самка не переносит - отлетает на несколько метров - тоже странно. Привлечь самку, больно атаковав ее уши - какая-то неочевидная стратегия...

    не очень понятны рассуждения о спасении своих ушей путем укорачивания песни. Не думаю, что в этом есть смысл. 125 децибел все-таки! Наверняка механизм защиты иной. Что-то, наверное, связанное с уравниванием давления на перепонки изнутри и снаружи. каким-то правильным расположением перепонок относительно источника звука, с точностью до... какая там получается длина волны при такой частоте? Бред, конечно...
    Ну, или специальная прослабляющая перепонку мышца...
    иначе 125 Дб в нескольких миллиметрах от уха - хватит и полусекуды для травмы.

    конкурент - пиха - тоже хорошо поет. Вот где таланты-то!
    Ответить
    • Artemo > Юрий Фёдоров | 13.04.2023 | 02:53 Ответить
      У млекопитающих мышца наоборот натягивает перепонку, чтобы уменьшить амплитуду колебаний, а специальная мышца оттягивает стремечко, чтобы звук не доходил до внутреннего уха. Оно чувствительнее и как раз его и нужно беречь. Перепонка - грубое устройство и переживет многое. Ну у птиц строение уха другое, есть ли у них акустический рефлекс, я не нашёл. Мне кажется, что должен быть - так орать, непременно должно что-то быть
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Artemo | 18.04.2023 | 03:41 Ответить
        Оттащить стремечко - хорошее дело. Нет вопросов.
        Но вот бороться с амплитудой путем натягивания - идея сомнительная. До какой-то громкости - ещё туда-сюда, но после некоторого уровня, мне кажется, такая политика только разрыву перепонки поспособствует...
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»