Птичье кваканье

«А за ними и утята: "Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, квакать!"». Эти строки из поэмы Корнея Чуковского «Путаница» предвосхитили недавнюю работу американских орнитологов, которые доказали: птицы действительно могут квакать. Правда, речь идет не об утятах, а о пересмешниках, чьи вокальные способности развиты куда лучше.

Многоголосый пересмешник (Mimus polyglottos) — один из рекордсменов среди птиц по вокальному разнообразию: его репертуар может включать свыше 200 различных песен. При этом пересмешники не ограничиваются имитацией пения своих сородичей и охотно перенимают ноты от других птиц, копируют техногенные звуки, а иногда — как показала новая работа — довольно точно воспроизводят вокализацию амфибий. На картинке показаны сонограммы сигналов 6 видов лягушек и жаб и соответствующие им фрагменты песен пересмешника. Вокальный тракт земноводных и птиц устроен совершенно по-разному, но тем не менее имитация оказывается довольно точной, хотя в отдельных случаях пересмешникам и приходится редактировать «трудновыговариваемые» сигналы или сокращать слишком длинные трели.

Ареал многоголосого пересмешника охватывает значительную часть Северной Америки. Орнитологи дотошно проанализировали записи его пения из разных районов континента и обнаружили, что подражания крикам земноводных встречаются повсеместно, но чрезвычайно редко: всего 26 случаев из более чем 10 000 имитаций. На большей части своего ареала пересмешники ведут оседлый образ жизни, поэтому вполне ожидаемо, что они копировали амфибий своего региона, которые обитают в тех же местах или неподалеку.

Пересмешник на водопое

Многоголосый пересмешник на водопое. Фото © Elizabeth E. с сайта 35photo.pro

Пересмешники предпочитают копировать звуки в частотном диапазоне их собственной вокализации (750–7000 Гц). Исходя из этого, ученые составили список из 39 американских земноводных — вероятных кандидатов для имитации. Среди 12 видов, чьи голоса были опознаны в пении пересмешника, 11 действительно относились к этому списку. Единственным исключением была лягушка Гофера (Lithobates capito) — ее сигналы подверглись своеобразной редактуре. Основной тон сигналов этой лягушки лежит ниже 750 Гц, поэтому пересмешники воспроизводили только одну из формант — частот, которые возникают в результате резонанса в голосовом тракте. В других случаях, например при имитации краснопятнистой жабы (Anaxyrus punctatus, послушать), пересмешник, наоборот, опускает форманты и воспроизводит лишь основную частоту.

Зачем птицы копируют посторонние звуки? Первое, что приходит на ум, — имитация может служить языком «межвидового общения». Если это действительно так, то можно говорить о настоящей вокальной мимикрии — «намеренному» копированию звуков другого вида. Такие примеры, действительно, известны, но их не так уж много. Разные виды птиц действительно могут общаться друг с другом — чаще всего они обмениваются тревожными сигналами, которые нередко звучат похоже у разных видов. Благодаря этому они могут предупреждать друг друга о появлении хищника: это особенно важно при совместных перемещениях в смешанных стаях. Но когда тревожные сигналы становятся частью песни и исполняются без всякой связи с реальной опасностью, они вряд ли могут помочь особям других видов — скорее, напротив, будут создавать помехи. Высказывались и предположения, что назойливое копирование тревожных сигналов помогает отпугивать виды-конкуренты со своей территории, но строго доказать этого пока не удалось.

Пение многоголосого пересмешника. Он имитирует сигналы большехвостого гракла, кардинала, обыкновенного кактусового крапивника; на 2:50 — звуки автомобильной сигнализации, на 10:21 — звук крыльев взлетающей плачущей горлицы (см. картинку дня Восьмое перо хохлатого голубя)

Так, многоголосый пересмешник весьма совершенно копирует песню красноплечего трупиала (Agelaius phoeniceus); записи вокальных имитаций вызывали у трупиалов такую же реакцию, как и воспроизведение их собственных песен. Но эти же имитации в составе целостной песни пересмешника такого эффекта не имели. Еще меньше оснований предполагать что-то подобное для имитаций голосов амфибий. Гораздо чаще пересмешничество предназначено для других особей своего собственного вида, и его главная задача — увеличение разнообразия репертуара. Такое разнообразие свидетельствует о хорошем физическом состоянии самца, и поэтому может играть роль как для привлечения самок, так и для предупреждения потенциальных конкурентов. В случае многоголосого пересмешника самки отдают предпочтение исполнителям с большим разнообразием звуков — как собственных, так и заимствованных. А для атласного шалашника (Ptilonorhynchus violaceus) показан и более сложный механизм: оказалось, что самки могут оценивать не только разнообразие как таковое, но и точность копирования. Весьма вероятно, что такая оценка есть и у других имитаторов, которых среди воробьинообразных не так уж мало — от 15 до 20% видов.

Изображение из статьи D. E. Gammon, A. M. Corsiglia, 2019. Mockingbirds imitate frogs and toads across North America.

На сайте Медиатеки Маколей (Macaulay Library) можно послушать записи пения лягушек и сравнить их с песнями многоголосого пересмешника.

Антон Морковин


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • Юрий Фёдоров  | 07.12.2019 | 02:42 Ответить
    На мой взгляд мысль, что чем разнообразнее репертуар, тем лучше физическое состояние певца - это мысль настолько неочевидна, что, ну не знаю... Как минимум, она нисколько не потеряет, если кто-то попробует ее чем-либо подтвердить-подпереть...
    Петь громко - да, демострация физ состояния певца,
    Петь долго - снова да, физ состояние демонстрирует,
    Но
    Петь разнообразно? Где же тут физсостояние? У детей это называется "ботан" и вовсе как признак здоровья не котируется))

    Думаю я: Интеллектуальные у них, однако, самочки какие, у пересмешников, раз считают привлекательными ботанов))
    Ответить
    • Антон Морковин > Юрий Фёдоров | 26.12.2019 | 11:56 Ответить
      Это для нас выучить песню — раз плюнуть... А для птиц это реальные трудозатраты, во время которых можно запросто быть съеденным. Работы, в которых показана связь между размером репертуара и качеством самца, либо условиями его взросления — есть, и их немало. Хотя в некоторых случаях такую связь показать не удалось.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Антон Морковин | 20.01.2020 | 17:46 Ответить
        Есть работы? прекрасно!
        Но это нисколько не отменяет необходимости во-первых иметь интеллект, чтоб обучиться новой песне, тем более нескольким песням.

        А уж утверждать, будто обучение/выучивание происходит в битве с врагом и болезнями - ну просто одновременно, ну просто в процессе) - не пахивает ли нонсенсом??)

        Вы, думаю, не станете утверждать, что "связь между размером репертуара и качеством самца, либо условиями его взросления" - причинно-следственная, или всегда причинно-следственная, или только причинно-следственная. Если у кого-то не хватает мозгов - как бы его не растили-воспитывали, сколько бы он не оборонялся ото всех врагов на свете своей зубодробительной силой и прочим здоровьем - ничему путному его научть не удастся. И жалкий тощий ботан его переплюнет- в смысле разнообразия песен, например - нисколько ни от кого не умея обороняться, забившись в щель и болея там всякой залетной болячкой.)
        Ответить
  • T_Im  | 08.12.2019 | 03:14 Ответить
    Интересно, есть ли похожие исследования о подражаниях скворцов?

    Постоянно отмечаю, что только-только прилетевшие в первой половине апреля скворцы в своих первых песнях часто используют какие то незнакомые экзотические крики-напевы явно тропической живности. Но этот период очень короткий: примерно через неделю они уже насвистывают по-скворцовому, лишь изредка подражая звукам местной живности.
    Ответить
    • Антон Морковин > T_Im | 26.12.2019 | 11:58 Ответить
      По песне скворцов очень много работ. В принципе, не исключено, что они что-то запоминают на зимовках, хотя дальше Туркменистана и Средиземноморья они не улетают. А может, в начале сезона песня еще не оформилась и поэтому звучит необычно.
      Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Медаль Нобелевской премии по физике и химии (фото с сайта www.collectnobel.com)
Нобелевская премия по химии — 2025

Нейрональные стволовые клетки из поджелудочковой зоны (SVZ-NSC), смешанные с клетками рака молочной железы 4T1
Нейроны «подкармливают» рак, снабжая клетки опухоли митохондриями

Червь-альвинеллида Paralvinella hessleri
Многощетинковый червь из гидротермальных источников нейтрализует мышьяк серой

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu
Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2025

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»