Предисловие

Представленная вниманию читателей работа не претендует на создание новой философско-методологической концепции рациональной исторической реконструкции истории науки. Это, скорее, работа в жанре ситуационных исследований, получивших в современной историко-научной и философско-методологической литературе достаточно широкое распространение. Надо сказать, что ставшие уже классическими концепции так называемой постпозитивистской философии науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд) фактически базировались на результатах ряда ситуационных исследований, проведенных их авторами. Характерной особенностью этих исследований являлось то, что в них анализировались эпизоды из истории механики, физики и астрономии — наук, традиционно хорошо поддающихся «математизации», что, несомненно, оказало серьезное влияние на особенности построенных затем моделей развития науки.

Сейчас, однако, мало кто не согласится с тем, что огромный массив современного научного знания является очень разнородным. Это касается, в частности, и возможностей и перспектив использования математических моделей. В то же время в современной философско-методологической и историко-научной литературе практически не встретишь сколько-нибудь обстоятельного анализа практической эффективности математического моделирования за пределами упомянутых выше областей науки. Это ведет к сохранению по умолчанию далеко не адекватного образа современной науки, основанного на неоправданном преувеличении удельного веса теоретической физики в общем массиве научного знания. (Впрочем, и в теоретической физике, начиная с 60-х годов ХХ века результаты применения математики оцениваются исследователями далеко не однозначно).

Если попытаться поместить этот, как нам кажется, неадекватный образ современной науки относительно классических концепций методологии науки, то можно утверждать, что он находится значительно ближе к концепциям Куна и Лакатоса, чем к наделавшей в свое время много шума теории Фейерабенда. Мы имеем в виду прежде всего то, что среди черт этого образа наличествует убежденность в существовании принципиальных отличий между наукой и другими формами культуры — мифологией, религией, философией, а также между теоретическим и прикладным (техническим) естествознанием.

Авторы настоящей работы, исследуя фрагменты исторического развития теоретической экологии, пытаются, напротив, показать наличие параллелей между развитием этой области знания и технической физики с одной стороны и функционированием вненаучных форм культуры (см. об этот в главе 4 настоящей работы), с другой. При этом фиксируя гипотетичность, а часто и просто неадекватность математических моделей в экологии, мы далеки от недооценки их роли в развитии науки. Как показывается в работе, даже если модели оказывались практически неадекватными, они, тем не менее, в значительной мере организовывали и стимулировали дальнейшие исследования, которые наряду с ошибочными выводами содержали и те зерна истины, которые вполне оправдывают усилия, затраченные на разработку этих моделей.

Говоря о назначении философии, Б. Рассел указывал на ошибочность двух точек зрения: с одной стороны, плохо не замечать поставленных ею вечных, но в то же время очень трудных и вряд ли когда-либо разрешимых вопросов, и, с другой стороны, так же плохо считать, что мы обладаем правильными ответами на эти вопросы. Поэтому, философия может дать человеку полезное представление об «ученом незнании», так близкое сердцу Сократа и, с другой стороны, она может помочь ему в том, чтобы не быть парализованным нерешительностью, так часто подступающей к человеку, осознающему тщетность попыток достичь абсолютной истины.

Аналогично этим идеям Рассела, авторы настоящей работы убеждены в ошибочности двух подходов к проблеме математического моделирования: безоглядной веры в возможности математических методов, с одной стороны, и с другой стороны, отказа от их применения даже после того, как многочисленные попытки обнаруживают видные даже невооруженным глазом несоответствия между «рассчитанными» и «экспериментальными» траекториями. Уже то, что математические модели позволяют наметить ориентиры поиска как для экспериментатора, так и для теоретика, обнаружить тупиковые пути и расшатать укоренившиеся предпосылки (на основании которых строилась получившаяся не слишком адекватной модель), говорит о не вполне «сизифовом» характере деятельности по созданию и применению математических моделей в самых различных областях научного знания.

Таким образом, помещая наш образ науки несколько дальше от концепций Лакатоса и Куна и, соответственно, ближе к Фейерабенду, мы, хотя это сейчас и не модно, хотели бы вместе с тем, внести свой вклад в дело обоснования рациональной веры в науку. Эта вера, основанная на анализе действительных преимуществ и недостатков научного метода (в частности, метода математического моделирования), хотя и не более рациональна, чем любая другая вера, дает надежду, что мрачные прогнозы футурологов, даже те, которые основаны на применении научных методов, вряд ли получат свое подтверждение в будущем.

Остановимся несколько подробнее на основаниях этой веры.

Как уже отмечалось, результаты применения математических моделей в нефизических областях науки не оправдали тех ожиданий, которые связывались с их разработкой. Эти ожидания были в значительной мере подкреплены появлением и стремительным прогрессом быстродействующих компьютеров. Казалось, исследователям становится доступным расчет до числа сложных математических моделей с огромным числом параметров, соответствующих сложности изучаемых явлений (в механике, физике и астрономии удавалось обойтись сравнительно простыми), что обеспечивало бы возможность построение по образцу физики таких наук как экология, биология, психология и т. п.

Однако всё оказалось не так просто, как хотелось бы. Например, по отзывам специалистов, существует огромное множество математических моделей в биологии (одно время в издательстве «Шпрингер» выходила целая серия научных работ по математической биологии), но в подавляющем большинстве их можно охарактеризовать следующим образом: либо они просто не адекватны и практически бесполезны для развития теоретической биологии, либо полученные с их помощью биологические результаты в достаточной мере тривиальны и были получены и без их применения (возможно в несколько иной, теоретически несколько менее безупречной форме). Исключение составляют несколько интересных моделей в генетике.

Крах чересчур оптимистических ожиданий привел к другой крайности. Многие ученые стали считать, что для успешной математизации нефизического знания существующие математические теории принципиально непригодны и что для этих целей необходимо создание новых математических теорий с учетом особенностей конкретного типа исследуемой реальности (биологической, психологической и т. п.). Такую позицию пытаются обосновать тем, что, якобы, имеющиеся математические теории в своем возникновении были связаны, пусть и достаточно опосредованно, с развитием именно физического познания, чем и объясняется успешное применение используемых в физике математических конструкций.

На наш взгляд данная позиция не соответствует истинному положению дел. Во-первых, целый ряд применяющихся в физике современных математических теорий были созданы вне и задолго до начала соответствующих физических исследований, но в процессе решения внутритеоретических математических проблем. Во-вторых, о математизации физики недопустимо говорить как о совершенно естественном процессе, не знающем трудностей. Специфика конкретных типов изучаемой физической реальности обусловливает не только совершенствование созданных внутри математики концепций в процессе их применения с целью описания физических явлений, но и необходимость решения сложных методологических проблем (см. об этом в главе 8 настоящей книги).

Аналогично, создание более или менее адекватных математических средств для нефизических областей может быть достигнуто не построением новых математических теорий для решения конкретно-научных проблем, но в процессе применения и совершенствования в соответствии с особенностями изучаемых явлений уже существующих математических представлений. В-третьих, и это для нас наиболее существенно, оценка эффективности математических моделей не будет адекватной, если сравнивать эти модели с моделями теоретической физики.

Поэтому в первых трех главах работы речь идет о вещах, достаточно далеких от проблемы применения математических моделей в теоретической экологии, хотя и имеющих отношение к экологической проблематике, понимаемой в широком, общеупотребительном смысле (проблемы функционирования энергосистемы, безопасности атомных электростанций и т. п.). Понимание особенностей применения математики в технической физике помогает по достоинству оценить плюсы и минусы математического моделирования в интересующих нас областях теоретической экологии.

Большинство из рассматриваемых в первых главах проблем имеют жизненно важное значение для человечества, его выживания и более или менее безопасного существования. Естественно, что для решения этих проблем, как в теоретическом, так и в практическом плане (сложность их сравнима со сложностью проблем теоретической экологии), человечество не жалеет ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов. Разрабатываются модели поведения человека во всевозможных «экстремальных» и «нормальных» ситуациях.

Обслуживающий персонал атомных станций, например, проходит специальный курс обучения, включающий рассмотрение теоретических и практических аспектов функционирования станций, детально разработанной техники безопасности и т. п. Однако, несмотря на масштаб усилий и затрачиваемых ресурсов человечество в настоящее время не в состоянии застраховать себя от возможных экстремальных ситуаций и их нежелательных, часто весьма трагических последствий. Одна из причин такого положения в том, что возможности точного количественного (математического) расчета функционирования техники (например, устойчивой работы генераторов энергосистемы) весьма ограничены.

Не умея с достаточной степенью точности рассчитать необходимые параметры, ученые, как это было в случае с аварийным четвертым блоком Чернобыльской АЭС, предлагают за неимением лучшего провести вполне контролируемые эксперименты. И хотя в данном случае, как показывает анализ, авария произошла вследствие случайного переплетения обстоятельств, которое в принципе невозможно было предусмотреть, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу так называемой последней причины аварии (дискутируется версия — сбрасывание стержней защиты). Кроме того, как это ни удивительно, ученые не могут с определенностью охарактеризовать природу происшедшего взрыва: был ли он паровым или водородным.

Необходимо отметить, что ситуация в связи с аварией на Чернобыльской АЭС не является совершенно уникальной. Подобные ситуации возникали, хотя и с менее трагическими последствиями, и в других странах, и они обусловлены принципиальной сложностью научно-технических проблем, не поддающихся достаточно адекватному и точному математическому анализу. И у нас, разумеется, нет абсолютно никакой уверенности, что подобные ситуации не будут сопровождать человечество в дальнейшем. Единственно приемлемым выходом в данном случае является, на наш взгляд, выработка способности извлечения полезных уроков из нашего трагического опыта и совершенствование моделей, как в теоретическом, так и в практически-поведенческом плане при решении проблем, от которых, возможно, будет зависеть судьба рода человеческого.

И хотя исторический опыт свидетельствует о том, что люди менее всего склонны извлекать полезные уроки из собственного исторического опыта, анализ развития науки и, в частности, теоретической экологии, которому посвящена данная работа, внушает определенный оптимизм. Ибо этот анализ показывает, что наука способна к самосовершенствованию при решении проблем, по сложности вполне сравнимых с теми, о которых шла речь выше, способна извлекать уроки из неудач, превращать совершенно неадекватные математические модели в практически приемлемые с точки зрения получения более или менее экспериментально верифицируемых результатов.

Попытки математического моделирования функционирования экологических систем имеют давнюю историю. Первые модели (хищник-жертва) были достаточно элегантны, согласны со здравым смыслом и, казалось, должны были быть экспериментально подтверждены. Однако очень скоро большинству ученых стало ясно, что данные модели слишком просты, чтобы более или менее адекватно описывать чрезвычайно сложно устроенные реальные природные сообщества. Но математическая привлекательность этих моделей настолько очаровывала исследователей, что они выдвинули предположение о том, что данные модели адекватно описывают специально созданные в лабораторных условиях сообщества, свободные от множества случайных несущественных для понимания функционирования изучаемых экосистем факторов, которые в совокупности «смазывают» истинное положение дел.

Однако, как показано в четвертой главе, несмотря на все усилия, «подгонка» эксперимента под теорию, инспирируемую математической моделью, также не приносит успеха. Означало ли это полную бесполезность проделанной работы? Разумеется, нет. Во-первых, без количественного, математического расчета в экологии, как, впрочем, в большинстве других наук, трудно приблизиться к решению даже сравнительно несложных проблем. Так что на пути подгонки дифференциальных моделей был приобретен очень полезный опыт. Во-вторых, ученые научились более рационально планировать и проводить экспериментальные исследования и, кроме того, осознание неадекватности модели дало возможность по-новому осмыслить уже известные и вновь полученные экспериментальные факты.

Например, в процессе этих исследований было бесспорно установлено, что колебания численности биологических видов могут иметь своим источником межвидовые взаимодействия. Этот факт оказался чрезвычайно важным при проведении интересных исследований, имеющих, кроме всего прочего, практическое значение. И, в-третьих, понимание причин неадекватности модели, вело к дальнейшим попыткам, с одной стороны, с целью ее совершенствования, и, с другой стороны, с целью поиска тех объектов исследования и тех задач, где данная модель или ее модификация была бы более приемлемой (о поисках в этих направлениях рассказывается в пятой и шестой главах монографии).

Нельзя сказать, что эти поиски привели к каким-либо совершенно исключительным результатам. Более того, полученные результаты могут быть охарактеризованы скорее как «отрицательные», чем «положительные». Так, стало совершенно ясно, что вряд ли возможен эффективный количественный анализ (даже при использовании ЭВМ с их колоссальными возможностями) природной экосистемы даже в «малом», без чего трудно рассчитывать на построение каких-либо более или менее адекватных прогнозов о динамике этих систем «в целом».

Однако в процессе этой исследовательской работы образовалось новое научное сообщество, состоящее из биологов, математиков, физиков и программистов (об этом авторы размышляют, в частности в 6 и 7 главах). Решение более скромных проблем (в частности, динамики простых, искусственно создаваемых лабораторных сообществ) если не дают основания для уверенности в возможности моделирования природных систем, то, по крайней мере, продвигают наше понимание функционирования отдельных компонентов экосистем и их взаимодействия и, кроме того, обеспечивают более широкие возможности для обработки экспериментального материала.

Таким образом, читатель, разочарованный весьма ограниченными возможностями математизации теоретической экологии, возможно, сможет найти утешение, если, на основании предлагаемой монографии осознает следующие два обстоятельства. Во-первых, уровень математизации знаний, составляющих основу существования и безопасности современной технической цивилизации ничуть не выше, чем в рассматриваемой нами теоретической экологии, как, впрочем, и в других областях науки, находящихся вне окрестности теоретической физики. Во-вторых, наше ситуационное исследование, надеемся, прибавляет оптимизма тем, кто верит, что наука, в частности теоретическая экология, может превращать свои почти абсолютные неудачи в относительно высокие достижения, и что ее опыт поможет человечеству избежать такого обострения экологических проблем, которое всерьез может угрожать его дальнейшему существованию.

Заключая несколько затянувшееся предисловие, мы выписываем, для удобства читателя, желающего без труда проследить нашу логику, общий план построения монографии.

В первой главе предлагается философско-методологическое понятие «минимальной философии», лежащее в основе авторских историко-научных и методологических изысканий.

Во второй главе рассматриваются различные примеры хода человеческого мышления в критических ситуациях; с одной стороны, в ней содержится конкретный материал, обобщение которого дается в следующей главе, с другой стороны, показывается с какими опасностями вынуждены мы мириться, принимая те или иные решения, имеющие отношение к экологии, понимаемой в широком, общеупотребительном смысле этого слова.

В третьей главе вводится понятие «колодки мышления» для обозначения определенного класса моделей самых разнообразных ситуаций, в которых человеку приходится действовать и принимать ответственные решения. Сам класс моделей выделяется не впервые, однако, мы подчеркиваем то обстоятельство, что в каждой отдельной ситуации чаще всего приходится ограничиваться моделью именно такого класса.

В четвертой главе мы начинаем изложение конкретного историко-научного материала; в ней становление и модификация классических математических моделей теоретической экологии охарактеризовано в терминах истории религии (функционирование моделей в виде колодок мышления, по нашему мнению, принципиально одинаково в науке и религии, различен лишь материал, с которым эти области культуры имеют дело).

В пятой главе дается сознательно узкая и прагматическая оценка конкретных результатов следующего исторического этапа математического моделирования в экологии — так называемого системного анализа экологических сообществ с помощью вычислительных машин.

В шестой главе рассматривается третий (современный) этап математического моделирования динамики численностей: ориентация на модели небольшой размерности с явным включением случайностей.

В седьмой главе содержится специальное приложение математико-статистического характера о современных возможностях обработки экспериментов по конкуренции видов.

И, наконец, в восьмой главе мы сравниваем особенности математизации теоретической (фундаментальной) физики, технической физики, отчасти — техники — с особенностями математизации экологии — с тем выводом, что в теоретической физике математика играет исключительно важную роль, в то время как техническая физика и техника математизированы принципиально на том же самом уровне, что и экология.


14
Показать комментарии (14)
Свернуть комментарии (14)

  • nikolay  | 29.07.2006 | 13:01 Ответить
    Хотелось бы обсудить с В.Н. Тутубалиным завтрашний день
    в планировании и обработке результатов экспериметов!!!

    Заранее благодарен

    Николай
    Ответить
  • BBR  | 10.01.2007 | 19:18 Ответить
    6.3 (http://elementy.ru/lib/430230/430262): "Возможности биологической экспериментальной техники выросли не столь существенно, в частности, подсчет численностей видов принципиально остается таким же, как и во времена Гаузе"

    Вопрос: а почему бы не подсчитывать число особей программным путем? Взять каплю между стекол, сфотографировать с нужным разрешением и обработать изображение? Мне кажется что достаточно алгоритмов распознавания образов, которые можно адаптировать под эту задачу.
    Ответить
  • Александр Орлов  | 17.01.2007 | 11:30 Ответить
    О публикациях первого из авторов:
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=390
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391
    Ответить
  • Igor_k  | 18.05.2007 | 00:47 Ответить
    Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны,
    рассказанные истории весьма поучительны. С другой стороны,
    роль мистики в науке сильно преувеличена, а к выводам автора
    стоит относиться с разумной осторожностью. Все же ядерные реакторы
    работают куда надежнее, чем модели экосистем, и даже прогнозы
    погоды не всегда плохи. Проблемы в аксиоматической теории поля
    не останавливают развития физики высоких энергий.
    И метод наименьших квадратов здорово работает, если помнить
    известное правило: garbage in - garbage out.
    Конечно, мы не знаем,
    как происходят творческие прорывы при решении задачи, но
    вместо того чтобы называть их научной мистикой, можно их
    исследовать и учиться их достигать. Конечно, пока не умеем,
    но пробовать можно, есть общеизвестная литература, книги Пойа например.
    Так что, уважаемый читатель, бди !
    Ответить
    • NS > Igor_k | 31.05.2007 | 14:48 Ответить
      "Все же ядерные реакторы работают куда надежнее, чем модели экосистем"

      Мне кажется, вы сравниваете совершенно разные вещи. В процессе изучения многомерных (многофакторных/систем с многими степенями свободы) систем, которые можно выделить в общей картине мироздания, всегда происходит некоторый откат к простым моделям. Так наука переходит в технологию.

      С этой точки зрения, ядерные реакторы - это технологическая отрыжка науки, а экосистемы - ее объект изучения. И естественно, что искуственно упрощенная научная модель работает надежнее, чем реальная природная система, до понимания реальных закономерностей которой нам, как до Луны пешком.
      Ответить
      • Igor_k > NS | 31.05.2007 | 18:47 Ответить
        Согласен, технические системы куда проще биологических, потому
        и изучены лучше и работают надежнее. Но автор, как я понял,
        утверждает, что они изучены одинаково плохо? С этим я и не согласен.
        Я думаю, это автор так читателя подначивает.

        Непознанные (не описываемые опытом специалистов) области
        есть даже в такой модели, как шахматы.
        Доказательство - то, что компутер Каспарова
        обыгрывает. В компьютере некие части модели есть, а в разуме
        эксперта, чемпиона мира, их нет, и ситуация необратима. Вот
        вам и пределы человеческого разума. Но мы же не будем говорить,
        что шахматы изучены так же плохо, как экологические системы?
        Ответить
        • NS > Igor_k | 01.06.2007 | 14:20 Ответить
          Тут мы с вами коснулись очень интересной темы.

          Дело в том, что известный нам мир можно определить, как сумму внешних проявлений систем со сравнимыми уровнями сложности. Ну, и все нижележащие системы, конечно включены сюда же.

          Так вот, наука, хоть и не изучила досконально даже шахматы, но в принципе может это сделать. А вот системы, сложность которых превосходит наши возможности на порядки, мы не может ни изучить, ни даже представить. По одной простой причине - они не принадлежат нашему миру (не в метафизическом смысле, а в чисто практическом).

          С этой точки зрения ваше сравнение шахмат с экосистемами не совсем правомерно. Это все-таки системы разного качества. И различие между ними не сводится к количественным параметрам, так же как различие между живым и неживым мозгом не сводится только к биохимии или электрохимии.

          А что они изучены одинаково плохо - с этим и я не согласен. Не верю, что авторы настолько примитивны :)
          Ответить
    • lav > Igor_k | 17.06.2008 | 19:16 Ответить
      Профессор Тутубалин давно известен оригинальнымим высказываниями. Еще в своем учебнике матстатистики лет 30 назад он писал, что эта самая статистика занимается вещами сугубо идеальными, не имеющими никакого отношения к грубому материальному миру, обработке экспериментальных данных и т.п. Мне кажется, это такое интеллектуальное кокетство. Сам-то он прекрасно знает, что если бы никакого применения матстатистики к практике не было, то ни ему, не другим статистикам зарплату никто бы платить не стал... Хотя всякое бывает. Поминаемого тут Налимова к старости-то эвон как заколбасило, когда он в какю-то секту вступил..
      Ответить
  • alexpo  | 12.04.2008 | 13:38 Ответить
    Цитата: "...теология, и атомная энергетика, и экология (и прочие науки)...".
    Я просто в восторге от приравнивания теологии и атомной энергетики. Грош-цена такой философии.
    Правда, мне очень интересно было бы что-нибудь услышать о математизации теологии, или о математическом моделировании в ней :).
    Математизация технических наук не меньше чем теоретических. Просто при создании технических трудов математика сводится к простым инструкциям (формулам), понятным исполнителям, не имеющих научной и теоретической подготовки. Но если окунуться в историю вопроса... Например, инструкцию по построению атомного реактора можно написать вообще не касаясь ядерной физики.
    Ответить
    • lav > alexpo | 17.06.2008 | 23:29 Ответить
      Да, как говориться, глубокая философия на мелких местах. Прежде чем разводить философию, неплохо бы авторам подучить историю. Например, на Льва Толстого с его рассказом "Как в городе Париже починили дом" наехали совершенно зря. Это реальный факт, связанный с ремонтом Дома инвалидов в Париже. Толстой информацию почерпнул из газетной заметки и пересказал для детей. А тут сразу "нелепо по технической сути"... бла-бла-бла
      Ответить
  • saabmount  | 28.10.2011 | 23:54 Ответить
    "Авторы книги исследуют это убеждение примерно так же, как Сократ исследовал мудрость своих сограждан, и со сходными результатами"

    Напомним читателям, что результатом многолетних изысканий Сократа (по-видимому и Тутубалина) стала пропозиция: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    RIP, академик Тутубалин...
    Ответить
  • Лайма2001  | 05.03.2013 | 18:37 Ответить
    Читая эту книгу, вернулась назад в 75-95 годы, когда с друзьями (физики, математики, биологи с университетским образованием, прекрасными способностями и широким кругозором) ходили в байдарочные, велосипедные и прочие походы, а вечерами у костра занимались трепом на околонаучные темы. Все это и представлено в данной книге. Тема обсуждения не важна сама по себе. Главное- привлечь внимание, описать парадоксальную ситуацию, иногда просто поделиться прочитанным, не отказав себе в удовольствии позлословить. Интересно, что из такого трепа выводы делались, причем также в духе выводов, сделанных в конце глав этой книги. выводы получаются в общем-то достаточно общие и тривиальные. А за возвращение в молодость - спасибо!
    Ответить
  • guryan  | 20.10.2014 | 11:48 Ответить
    Строго говоря, математика вовсе не является наукой, а всего лишь кратким и довольно примитивным языком, которым описать даже простую окружность можно только очень приблизительно.
    А почти религиозный, благоговейный трепет научного сообщества, перед математическими символами, оказал науке медвежью услугу, превратив её в некое подобие астрологии и хиромантии, со своими шаманами, прорицателями и толкователями.
    Стремление вывести из манипуляций абстрактными математическими символами и формулами некие физические истины, привело к изобретению понятий, не совместимых с законами природы. Математикой, как кратким языком, можно описать какое-либо явление, но объяснить его она не в состоянии и создаёт только иллюзию понимания.
    В отличии от математики, в природе не существует ничего отрицательного или мнимого, поэтому в ней нет и не может быть никакой антиматерии. Положительный и отрицательный заряды – это просто противоположные свойства материи, аналогичные, например, прозрачности и непрозрачности веществ.
    И при объединении материальных объектов с противоположными свойствами, эти свойства просто объединяются, либо компенсируя, либо усиливая друг друга. В противном случае, любые взаимодействия веществ с противоположными свойствами приводили бы к полной аннигиляции, как их фи-зическому исчезновению, что противоречит второму началу термодинамики.
    В природе нет ни интегралов, ни квадратных корней, ни синусов. Потому что все это – даже не какие-то физические величины, а всего лишь отношения этих величин. И уже лет через сто потомки будут покатываться со смеху над такими "научными" перлами, как бозоны Хиггса, черные дыры, ручки Уиллера, коты Шредингера, гравитационные коллапсы и прочие порождения примитивного сознания.
    Как сказал однажды Эйнштейн, математика – это единственный способ провести самого себя за нос. И сам же по уши в это вляпался… Гравитационный коллапс и аккреция, как поднятие самого себя за волосы. Большой взрыв, как творение материи из ничего.
    Молекулярно-кинетическая теория и теория струн, как образчики вечного двигателя и множество других абсурдных и бессмысленных гипотез, выведенных из математических преобразований, мало чем отличающихся от библейских сказок и сочинений фантастов, со временем навсегда исчезнут из науки.
    Ведь неудивительно, что теория большого взрыва, как божественное творение материи из ничего, с большой охотой была признана религиозными мракобесами Ватикана.
    Нельзя отрицать того, что математически можно посчитать насколько увеличится длина железной линейки при миллионе градусов, но обсуждать при этом её свойства могут разве что умалишённые, потому что ни при такой температуре она просто не существует.
    Однако, несмотря на это, псевдоучёные на полном серьёзе описывают, например, черные дыры, как будто уже пощупали их собственными руками, говорят об аккреции, как падении материи самой на себя, как будто видели это где-то воочию.
    Описания различных парадоксов, необъяснимых эффектов и явлений, якобы существующих в природе лавиной льётся с экранов большинства телеканалов и уже превратилось в доходный бизнес на невежестве обывателей и так не сильно обременённых способностью к мышлению. И самое страшное, что даже в среде учёных невежество уже достигло такой сте-пени, что многие из них верят в бога, а некоторые даже и не скрывают этого.
    Более того, в некоторых учебных заведениях уже дела-ются поползновения учредить кафедры богословия. И я не удивлюсь, что в скором времени дойдёт очередь и до возрож-дения святейшей инквизиции. Учёные и сами уже давно пре-вратились в толкователей результатов математических преоб-разований, подобно астрологам, предсказывающим людские судьбы по рисунку расположения звёзд на небе, совершенно не понимая, что эти явления несопоставимы и подчинены со-вершенно разным законам.
    Умение фантастически наукообразно трактовать ре-зультаты манипуляций математическими формулами, считает-ся признаком неординарного ума и нестандартного мышле-ния, недоступного простому смертному. Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого.
    Зная, что дважды два – четыре и нагромождая друг на друга массу многоэтажных формул, легко написать вполне научную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла и, тем не менее, создав в гла-зах обывателя иллюзию высокой научности.
    И эту иллюзию легко подкрепить простой проверкой математических выкладок обратным действием – разделив че-тыре на два. Потому что любые математические доказатель-ства представляют собой тавтологии, укладывающиеся в про-стую формулу: "дважды два равно четырём, потому что четы-ре, делённое на два, равно двум". И вот на подобных тавтоло-гиях выстроены практически все, так называемые научные теории.
    Публикуясь в своих рецензируемых научных изданиях, куда закрыт доступ свежей мысли и бесконечно подсчитывая, кто кого перецитирует, научное сообщество превратилась в секту посредственностей, состоящую в основном из людей, умеющих лишь виртуозно манипулировать цифрами, особо
    Ответить
  • Keller  | 07.01.2025 | 20:39 Ответить
    del
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»