В данной главе мы вновь возвращаемся к вопросу, поставленному еще в древности. После пересадки на славянскую почву стоических понятий, о которой шла речь в главе 3, этот вопрос выглядит как деление всех людей на негодных и мудрецов, а за неимением последних — хоть на продвигающихся, т. е. не во всех отношениях негодных. Речь идет о том, что математизация той или иной науки во всеобщем мнении считается несомненным благом, но не все науки пользуются этим благом в одинаковой степени. Например, фундаментальная физика, очевидно, математизирована очень хорошо и в этом смысле, возможно, должна быть отнесена к «мудрецам», а вот экология математизирована явно хуже и к какому разряду ее отнести — совсем уж «негодных» или хоть немножко «продвигающихся»? В связи с этим нам кажется уместным кратко рассмотреть особенности математизации фундаментальной физики, а также и других наук, в частности, технической физики, которая весьма тесно связана с фундаментальной. Сам термин «техническая физика», казалось бы, не нуждается в определении, поскольку есть официальные организации, как например, физико-технический или инженерно-физический институты, и стало быть то самое, чему учат студентов в этих институтах, и есть техническая физика. Однако в связи с недавними радикальными переменами выпускники этих институтов стали с успехом заниматься, скажем, биржевой или другой коммерческой деятельностью, которая, очевидно, не является технической физикой. Поэтому лучше все-таки как-то определить техническую физику, а это можно сделать следующим образом.
Несомненно, что многие достижения фундаментальной физики находят жизненно важные для нас применения в технических устройствах. Но вообще-то путь от уравнений Максвелла до единой энергетической системы трехфазного тока довольно длинный, и было бы неразумно требовать, чтобы его прошел лично Максвелл. Какие-то люди (и среди них Доливо-Добровольский) должны были его пройти. Вот этот путь от физического открытия до технического устройства и есть техническая физика. Конечно, когда один экземпляр устройства создан и ясно, что получилось хорошо и надо это устройство тиражировать в общечеловеческих масштабах, возникают свои специфические проблемы, которые составляют предмет техники. Как философия занимает место между наукой и религией, так техническая физика занимает место между физикой и техникой. Цикл Карно — несомненно, теоретическая физика. Двигатель внутреннего сгорания, идея которого навеяна циклом Карно — это техническая физика. Ну а массовое производство автомобилей — это техника.
Небезынтересно сравнить уровень математизации технической физики и экологии (на примере моделей, рассмотренных в предыдущих главах): правда ли, что первая наука в смысле математизации намного мудрее, чем вторая? Но мы будем отправляться все-таки от некоторых замечаний о математизации собственно физики.