Чиабатта и «Главпивмаг»

При расшифровке аудиозаписей иногда какие-то их отрезки оказываются поврежденными и отдельные звуки не получается точно разобрать. В этом случае определить, какой именно звук был произнесен, может помочь знание того, как устроен язык. В приведенной ниже задаче мы предлагаем вам поработать экспертами по расшифровке.

Задача

1. Слово чиабатта (возможно также написание чиабата) в современном русском литературном языке может быть четырех- или трехсложным в зависимости от того, какой звук произносится в нем после [ч’] — гласный [и] или очень похожий на него в безударном слоге согласный [j].

Если аудиозапись повреждена в самом начале, как можно понять, какой именно звук — [j] или [и] —  был произнесен в этом слове, уже после того, как он был произнесен (то есть на основании того, что произнесено на отрезке после него)?

2. В некоторых словах русского языка (например, кинотеатр) гласные, обозначенные двумя буквами, могут произноситься в один слог или в два.

Дефект аудиозаписи не позволяет разобрать конец слова. Как понять, сколько гласных — один или два — будет на месте такого сочетания, ещё до того, как оно будет произнесено (то есть на основании того, что произнесено на отрезке до него)?

3. В Москве есть магазин напитков «Главпивмаг». Это название может быть произнесено как с одним ударением, так и c тремя.

а) Как понять, было ли ударение на гласном [и] (ударный и безударный [и] сами по себе очень похожи), уже после того, как он был произнесен, если сам этот гласный и всё, что находится перед ним, оказалось на поврежденном участке записи?

б) Как понять, будет ли ударение на гласном [и], ещё до того, как он будет произнесен, если сам этот гласный и всё, что находится после него, оказалось на поврежденном участке записи?


Подсказка 1

Произношение звуков зависит от их позиции, а она определяется соседними звуками и положением звука в слове.


Подсказка 2

В русском языке произношение гласных определяется их положением относительно ударения и левым контекстом (тем, что находится перед ними), а произношение согласных — правым контекстом (тем, что находится после них).


Подсказка 3

Для гласных важно, в каком слоге они находятся — в ударном, первом предударном или в другом безударном, а также то, есть ли согласный перед ними, а если есть, то какой — твердый или мягкий.

Для согласных важно, находятся ли они на конце слова (то есть как бы «перед паузой», «перед ничем»), а также какой звук следует после — гласный или согласный, а если согласный, то какой — сонорный или шумный (сонорные согласные — это [р], [л], [м], [н], [в] и [j]/[й]).


Решение и послесловие

Обратите внимание: формат этой задачи несколько отличается от обычного: послесловие здесь совмещено с решением. Поскольку вопросов и ответов в задаче несколько, и они довольно разнородные, единое послесловие оказалось бы слишком общим.

1. По произношению следующего гласного.

В русском языке произношение гласных определяется их положением относительно ударения и левым контекстом (тем, что находится перед ними). Для гласных важно, в каком слоге они находятся — в ударном, первом предударном или в другом безударном, а также то, есть ли согласный перед ними, а если есть, то какой — твердый или мягкий.

Ответ на вопрос № 1:

  • если бы в слове чиабат(т)а после [ч’]1 был произнесен мягкий согласный ([j]), то после него в первом предударном слоге на месте а произносился бы гласный [и] (ср. [п’итáк] пятак, [j’иj’цó] яйцо);
  • если бы в слове чиабат(т)а после [ч’] был произнесен гласный ([и]), то после него в первом предударном слоге на месте а будет произноситься гласный [а] (ср. [н’иагáра] Ниагара, [п’иан’и́ст] пианист), после гласного ([и]) — [а].

2. По произношению предшествующего гласного.

Прежде чем начать говорить, мы создаем в голове специальную программу произнесения слова целиком. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы приспособить друг к другу движения произносительных органов — разные для разных звуков. Фонетическая программа позволяет произносить звуки быстро (мы можем произнести до 20 звуков в одну секунду!) и слитно, плавно переходя от артикуляции одного звука к артикуляции другого. Следствием такой плавности является влияние звуков — особенно соседних — друг на друга: иногда артикуляция одного сегмента начинается ещё до того, как закончилась артикуляция его соседа (например, от твердости/мягкости согласного зависит, какой гласный будет произноситься после него — [и] или [ы], ср. дать Игорю // брат Игоря ).

В русском литературном языке2 произношение гласных определяется их положением относительно ударения и левым контекстом (тем, что находится перед ними).

Специфика русского языка заключается в том, что под ударением и в первом предударном слоге (то есть в слоге непосредственно перед ударением) в нем произносятся обычные («полные») гласные [э], [о], [у], [и], [ы], [а] (первые два — только под ударением), а в других безударных слогах — краткие («редуцированные»), в транскрипции они обычно обозначаются знаками [ъ], [ь]. Такой ритмической структуры нет больше ни в одном языке: обычно гласный первого предударного слога по своим физическим характеристикам (длительность, интенсивность и др.) больше похож на другие безударные, чем на ударный.

Различие между полным и редуцированным гласным на месте буквы а можно постараться услышать и осознать, сравнив произношение слов травка или трава (где произносится [a]) с произношением слова травяной (где произносится редуцированный [ъ] во втором предударном слоге).

На основании знаний об устройстве фонетического слова в русском языке можно дать ответ на вопрос № 2:

  • если в слове кинотеатр подчеркнутые гласные будут произнесены в один слог, то гласный после [н] окажется в первом предударном слоге и будет произнесен как [а],
  • если в слове кинотеатр эти гласные будут произнесены в два слога, то после [н] во втором предударном слоге будет произнесен редуцированный [ъ] (= не [а] // другой гласный).

3 а). По произношению следующего согласного. Точнее по тому, будет он глухим или звонким.

В русском языке произношение согласных определяется их правым контекстом (тем, что находится после них).

Для согласных важно, находятся ли они на конце слова (то есть как бы «перед паузой», «перед ничем»), а также какой звук следует после — гласный или согласный, а если согласный, то какой — сонорный или шумный.

Внутри фонетического слова перед гласным и перед сонорным согласным (а также перед [в], если потом следует гласный или сонорный согласный) могут произноситься и звонкие, и глухие: код — год, слой — злой, сват — звать.

В конце фонетического слова (если это абсолютный конец фразы или если следующее слово начинается с гласного, сонорного или [в]) на месте звонких шумных произносятся глухие: код = кот, код Маши = кот Маши, код Васи = кот Васи (в словах код и кот везде произносится [т]).

Фонетическое слово — это такая часть высказывания, которая содержит одно ударение. Слово Главпивмаг может содержать либо одно ударение (Главпивмáг), либо три (Глáвпи́вмáг), поэтому в нем может быть либо одно фонетическое слово, либо три.

Ответ на вопрос № 3 а):

  • Если ударение одно (и на и ударения нет), то Главпивмáг — это одно фонетическое слово, сочетание вм находится внутри слова, и произносится как [вм] ([глъфп’ивмáк]).
  • Если же ударений три (и на и ударение есть), то Глáвпи́вмáг — это три фонетических слова (Глáв, пи́в и мáг), тогда сочетание вм находится на стыке слов, в оказывается в конце фонетического слова и произносится как [ф] ([глáф п’и́ф мáк]3).

Такие закономерности — различное произношение одних и тех же единиц внутри слова и на его конце — часто позволяют не только определить, где проходят границы между словами, но и правильно понять смысл высказывания. Например, по тому, как произносится звук на месте буквы с, можно решить, что именно было произнесено:

1) но с тигра или 2) нос тигра. Догадались, как? Верно: в первом случае произносится мягкий [c’], он смягчается перед [т’], так как находится с ним в одном фонетическом слове, а во втором случае смягчения нет, поскольку они в разных фонетических словах.

3 б). По произношению предшествующего гласного (как и в вопросе № 2).

Слово Главпивмаг может содержать либо одно ударение (Главпивмáг), либо три (Глáвпи́вмáг).

Ответ на вопрос № 3 б):

  • если в слове Главпивмаг есть ударение на и, то оно будет и на первом гласном слова, и там будет произнесен звук [а],
  • если в слове Главпивмаг нет ударения на и, то первый гласный слова оказывается во втором предударном слоге и будет произнесен как редуцированный [ъ] (= не [а] // другой гласный).

Задача использовалась на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2015 году.


1 Апостроф «’» обозначает в транскрипции мягкость согласного.
2 Точнее, в том его варианте, на котором говорят в Москве, Санкт-Петербурге и на большей части европейской территории России.
3 Следует, конечно, понимать, что пробел в транскрипции обозначает именно границу между самостоятельными словами, но не паузу.


7
Показать комментарии (7)
Свернуть комментарии (7)

  • Олег Чечулин  | 18.03.2016 | 03:26 Ответить
    Объясните мне тонкую разницу между этими двумя случаями:

    если в слове кинотеатр подчеркнутые гласные будут произнесены в один слог, то ...
    если в слове кинотеатр эти гласные будут произнесены в один слог, то ...

    Тут явно где-то опечатка.
    Это во-первых.

    Во-вторых. Ссылка на русский литературный язык есть только в первом задании, и ещё в третьем задании она предполагается неявно (так как там речь идёт именно о московском магазине). Но во втором задании упоминается русский язык в целом, поэтому, мне кажется, некорректно решение второго задания основывать на фонетике конкретного диалекта. Ни разу не слышал в слове "кинотеатр" звук "не-а" на месте буквы "о", как бы не произносились "еа" - в один слог или в два.

    Ну и, кроме того, под литературным языком обычно принято понимать письменную речь, разве нет?
    Ответить
    • editor > Олег Чечулин | 18.03.2016 | 04:32 Ответить
      > Тут явно где-то опечатка.
      Большое спасибо, исправили.
      Ответить
    • Александр Бердичевский > Олег Чечулин | 18.03.2016 | 13:09 Ответить
      Так уточнение про русский литературный как раз во втором задании (именно потому, что редукция гласных заметно различается в разных диалектах).
      Под литературным языком понимают как устную, так и письменную речь (поэтому можно сказать, что термин не вполне удачен, но уж как сложилось).
      Ответить
      • Олег Чечулин > Александр Бердичевский | 19.03.2016 | 19:04 Ответить
        Перечитываем второе задание:

        "2. В некоторых словах русского языка (например, кинотеатр) гласные, обозначенные двумя буквами, могут произноситься в один слог или в два.
        Дефект аудиозаписи не позволяет разобрать конец слова. Как понять, сколько гласных — один или два — будет на месте такого сочетания, ещё до того, как оно будет произнесено (то есть на основании того, что произнесено на отрезке до него)?"

        Где тут про литературный язык написано?
        Ответить
        • Александр Бердичевский > Олег Чечулин | 20.03.2016 | 06:13 Ответить
          А, я Вас сначала не понял. В самом задании нет, да, в принципе можно придраться.
          Ответить
  • Пащенко Дмитрий  | 20.03.2016 | 00:13 Ответить
    В третьей подсказке написано: "[j]/[й]". А в чём отличие?
    Я думал, что это один звук и всегда в фонетической записи обозначается как [j]..
    Ответить
    • Александр Бердичевский > Пащенко Дмитрий | 20.03.2016 | 06:14 Ответить
      Все так, просто пояснено для тех, кто не привык к записи латинской буквой.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»