Череп древнего человека из Харбина, жившего более 146 тысяч лет назад, был описан в 2021 году и отнесен к новому виду Homo longi. Харбинский череп заметно отличается от черепов других плейстоценовых Homo, включая неандертальцев и сапиенсов. Попытки выделить из черепа древнюю ДНК не увенчались успехом. Однако из зубного камня единственного сохранившегося зуба удалось получить достаточное количество аутентичной митохондриальной ДНК, чтобы понять, что череп принадлежал денисовцу. К тому же выводу независимо привел анализ фрагментов белковых молекул, сохранившихся в каменистой части височной кости. Открытие знаменует собой новый этап в изучении денисовцев, от которых до сих пор были известны только отдельные зубы, пара нижних челюстей и несколько морфологически неинформативных костных фрагментов. Кроме того, открытие подтвердило, что ареал денисовцев был весьма обширным. Помимо Алтая, их присутствие надежно установлено в восточном Тибете, Тайване, с чуть меньшей уверенностью — в северном Лаосе, а теперь еще и на северо-востоке Китая. Судя по морфологическому сходству с харбинским черепом, к денисовцам, возможно, следует отнести ряд находок из центрального и восточного Китая.
Денисовский человек впервые был описан 15 лет назад по ДНК из фаланги мизинца, найденной в Денисовой пещере на Алтае (см. Прочтен ядерный геном человека из Денисовой пещеры, «Элементы», 23.12.2010). На сегодняшний день в пещере найдены зубы и небольшие фрагменты костей примерно десятка денисовцев (см. Раскопки в Южной галерее Денисовой пещеры уточнили хронологию заселения Алтая, «Элементы», 11.06.2025). Однако весь этот материал морфологически мало информативен. Поэтому до недавних пор идентифицировать денисовцев можно было только по ДНК или по белкам, которые иногда сохраняются в древних костях лучше, чем ДНК.
Вплоть до 2019 года Денисова пещера оставалась единственным местом, где присутствие денисовцев было надежно установлено. Тем не менее, многие антропологи были почти уверены, что реальный ареал денисовцев простирался далеко за пределы Алтая. На это указывали и многочисленные азиатские находки спорной таксономической принадлежности, в которых ДНК не сохранилась из-за жаркого климата, и замысловатое географическое распределение денисовских примесей в геномах современных людей (см. Предки китайцев и японцев скрещивались с двумя разными популяциями денисовцев, «Элементы», 19.03.2018).
Начиная с 2019 года известный ареал денисовцев начал быстро расширяться. Сначала палеопротеомный анализ показал, что челюсть Сяхэ-1 возрастом 160 тысяч лет, найденная в пещере Байшия на северо-востоке Тибета, принадлежала денисовскому человеку. Последующие раскопки показали, что денисовцы жили в Тибете очень долго, а к челюсти добавился обломок ребра возрастом около 40 тысяч лет (см. Денисовцы прожили в Тибете более ста тысяч лет, «Элементы», 22.07.2024).
Ученые сразу обратили внимание на сходство челюсти тибетского денисовца с челюстью Penghu 1 из Тайваня. И действительно, в 2025 году палеопротеомный анализ подтвердил, что челюсть Penghu 1 — тоже денисовская (T. Tsutaya et al., 2025. A male Denisovan mandible from Pleistocene Taiwan). Таким образом, Тайвань стал третьей точкой на карте распространения денисовского человека.
Четвертая точка — северный Лаос, где нашли моляр возрастом 160–130 тысяч лет, очень похожий на моляры денисовцев. Правда, ДНК из этого зуба не выделили, а палеопротеомика показала только принадлежность к роду Homo. Поэтому присутствие денисовцев в Лаосе считается установленным с меньшей степенью уверености, чем на Алтае, Тайване и в Тибете (F. Demeter et al., 2022. A Middle Pleistocene Denisovan molar from the Annamite Chain of northern Laos).
Две новые статьи китайских антропологов при участии коллег из США и Германии, опубликованные в журналах Cell и Science, добавляют на эту карту еще одну, пятую точку, причем далекую от остальных четырех — Харбин на северо-востоке Китая.
Исследователи работали с хорошо сохранившимся черепом древнего человека, который предположительно был найден китайским рабочим при строительстве моста в Харбине в 1933 году (рис. 1, 2). Рабочий якобы спрятал череп в заброшенном колодце, чтобы тот не достался японцам, и только перед смертью рассказал о находке своим близким. Достоверность этой истории вызывает некоторые сомнения, но факт состоит в том, что человек, представившийся внуком того рабочего, передал череп ученым в 2018 году (подробнее об истории находки см. Homo longi).
Рис. 2. Череп из Харбина. К важнейшим признакам, отличающим этот череп от черепов неандертальцев и сапиенсов, относятся его массивность и длина, очень широкое, но при этом низкое лицо, сильно развитые надбровные дуги, резкое посторбитальное (заглазничное) сужение и очень крупные зубы. Изображение из статьи X. Ni et al., 2021. Massive cranium from Harbin in northeastern China establishes a new Middle Pleistocene human lineage
Из-за отсутствия стратиграфического контекста датировать череп было отдельной сложной задачей, но ученые в итоге неплохо с ней справились (см. Q. Shao et al., 2021. Geochemical provenancing and direct dating of the Harbin archaic human cranium). С помощью метода урановых серий (см. Uranium–thorium dating) и ряда других было показано, что череп относится к позднему среднему плейстоцену, а его минимальный возраст составляет 146 тысяч лет. Примерно в это же время в Тибете жил обладатель челюсти Сяхэ-1, в Лаосе — обладатель денисовского моляра, а в Денисовой пещере — «ранние денисовцы» (Денисова-2, 8, 19, 20 и 21; см. Раскопки в Южной галерее Денисовой пещеры уточнили хронологию заселения Алтая, «Элементы», 11.06.2025).
Тщательно изучив морфологию черепа, китайские антропологи выделили харбинского человека в особый вид Homo longi (см. Q. Ji et al., 2021. Late Middle Pleistocene Harbin cranium represents a new Homo species). К отличительным признакам харбинского черепа относятся его массивность и удлиненная форма (это чуть ли не самый длинный из всех известных черепов плейстоценовых Homo), очень широкое, но при этом низкое лицо, необычайно мощные надбровные дуги, очень широкий нос, крупные зубы, резкое сужение лобной части черепа позади широких глазниц (посторбитальное сужение). Объем черепной коробки — 1420 см3, что в пределах нормы для сапиенсов и неандертальцев, но больше, чем у всех остальных видов Homo.
Научное сообщество не было слишком впечатлено новым видом Homo из Китая, описанным по морфологии черепа. Морфологическая изменчивость плейстоценовых Homo очень велика, спорных находок множество, и некоторые из них периодически описываются под новыми видовыми названиями. Этим трудно удивить палеоантропологов, особенно сейчас, в век палеогенетики и палеопротеомики.
Конечно, ученые мечтали выделить из черепа древнюю ДНК. Это могло бы расставить точки над i в вопросе о таксономической принадлежности черепа. Однако первые попытки оказались неудачными. По-видимому, ДНК в костях черепа просто не сохранилась в количестве, достаточном для обнаружения современными методами.
На помощь пришел зубной камень с единственного зуба харбинского черепа (рис. 3). Известно, что в зубном камне, благодаря его плотной кристаллической структуре, древняя ДНК порой сохраняется лучше, чем в костях и зубах. Из зубного камня удалось выделить фрагменты митохондриальной ДНК, похожие на человеческие и прошедшие все изощренные проверки на аутентичность. Учитывая историю находки, следовало ожидать сильной ее загрязненности ДНК современного человека. Так оно и оказалось. Однако в распоряжении современной палеогенетики есть мощный арсенал средств, позволяющих отличить древнюю человеческую ДНК от современной. Одно из таких средств — анализ посмертных изменений ДНК, которые накапливаются со временем, особенно на концах фрагментов ДНК, в связи со спонтанным превращением цитозинов в урацилы (при секвенировании урацилы прочитываются как тимины). Кроме того, на сегодняшний день известны нуклеотидные последовательности митохондриальных геномов нескольких денисовцев, неандертальцев и, конечно, множества сапиенсов. Соответственно, известны нуклеотидные позиции, по которым можно отличить друг от друга мтДНК этих трех видов.
Рис. 3. Место, откуда была взята проба зубного камня, в которой обнаружилась денисовская мтДНК. Фото из обсуждаемой статьи в Cell
В человеческой мтДНК из зубного камня харбинского черепа обнаружились нуклеотидные варианты, характерные только для денисовцев и только для сапиенсов (последнее — явный результат контаминации), но не нашлось неандертальских вариантов.
В конечном итоге, после применения всех возможных фильтров и отбраковки сомнительных фрагментов (например, слишком длинных или содержащих слишком мало замен C → T), исследователям удалось реконструировать примерно половину митохондриального генома харбинского человека (8234 нуклеотидные позиции из 16,5 тысяч).
Филогенетический анализ показал, что этот митохондриальный геном вне всяких сомнений принадлежит денисовцу. С чуть меньшей уверенностью можно утверждать, что он ближе к ранним денисовцам, жившим в Денисовой пещере 217–123 тысячи лет назад, чем к поздним, жившим 84–52 тысячи лет назад (рис. 4).
Рис. 4. Положение харбинского митохондриального генома на эволюционном дереве. Sima — предки неандертальцев из Сима де лос Уэсос (400 тысяч лет назад; см. Прочтен митохондриальный геном гейдельбергского человека: предки неандертальцев оказались родственниками денисовцев по материнской линии, «Элементы», 16.12.2013); Denisova3, 4 — поздние денисовцы, Harbin — харбинский череп, Denisova2, 8, 19, 20, 21 — ранние денисовцы, Nea&MH — неандертальцы и сапиенсы. Масштаб — число замен на нуклеотидную позицию. Рисунок из обсуждаемой статьи в Cell
Параллельно с изучением древней ДНК из зубного камня был проведен анализ фрагментов белковых молекул, которые удалось выделить из плотной каменистой части височной кости харбинского черепа. В палеопротеомике есть свои методы, позволяющие отличить древние белки от современных загрязнений. Например, в древних белках со временем происходит дезаминирование остатков глутамина и аспарагина. В итоге удалось идентифицировать 19 299 фрагментов (пептидов) 95 разных белков (в основном стойких коллагенов и других белков внеклеточного матрикса), которые с большой вероятностью принадлежали древнему харбинскому человеку. Это внушительный улов по сравнению с предыдущими палеопротеомными исследованиями. Например, из тибетской челюсти Сяхэ-1 удалось извлечь в 11 раз меньше древних пептидов.
Филогенетический анализ, основанный на реконструированных аминокислотных последовательностях, показал, что белки харбинского человека явно ближе к денисовским, чем к неандертальским и сапиентным. Правда, в данном случае не шла речь о том, чтобы определить, к каким денисовцам ближе человек из Харбина — к ранним или поздним, потому что все анализируемые белки закодированы не в митохондриальном, а в ядерном геноме, который достаточно качественно прочтен только для одного денисовца (Denisova 3). Но, тем не менее, палеопротеомика уверенно подтвердила основной вывод палеогенетического анализа: человек из Харбина был денисовцем.
Главный практический результат состоит в том, что теперь, имея на руках целый денисовский череп прекрасной сохранности, да еще и две нижние челюсти в придачу (тибетскую и тайваньскую), антропологи наконец смогут идентифицировать находки, из которых не удается выделить ни белков, ни ДНК. В частности, хорошими кандидатами в денисовцы, судя по морфологии черепов, являются люди из пещеры Хуалун (восточный Китай, см. Hualongdong people), Дали (центральный Китай, см. Dali Man) и Цзиньнюшань (северо-восточный Китай, см. Jinniushan human).
Не совсем понятно, что теперь делать с видовым названием Homo longi. Ведь у денисовцев до сих пор нет официального латинского названия. Не следует ли нам теперь забыть термин «денисовцы» и использовать вместо него Homo longi, а харбинский череп считать голотипом? Формально такое решение возможно, но вряд ли оно понравится всем специалистам.
Источники:
1) Qiaomei Fu, Peng Cao, Qingyan Dai, E. Andrew Bennett, Xiaotian Feng, Melinda A. Yang, Wanjing Ping, Svante Paäbo, Qiang Ji. Denisovan mitochondrial DNA from dental calculus of the >146,000-year-old Harbin cranium // Cell. 2025. DOI: 10.1016/j.cell.2025.05.040.
2) Qiaomei Fu, Fan Bai, Huiyun Rao, Shaokun Chen, Yannan Ji, Aoran Liu, E. Andrew Bennett, Feng Liu, Qiang Ji. The proteome of the late Middle Pleistocene Harbin individual // Science. 2025. DOI: 10.1126/science.adu9677.
См. также:
1) Денисовцы прожили в Тибете более ста тысяч лет, «Элементы», 22.07.2024.
2) Денисовцы жили в Тибете 160 000 лет назад, «Элементы», 13.05.2019.
3) Данные по метилированию ДНК позволили воссоздать облик денисовского человека, «Элементы», 24.09.2019.
артефакт, ложно положительное срабатывание.Такие фразы, если они исходят от грамотного человека, подразумевают некоторые вероятностные оценки. Вы их сами делали?
Сами подумайте - 160 тысяч лет вид существовал и оставил только две с половиной косточки!Так это ведь генетика, ДНК-анализ. Слыщали про такое?
Нету никаких "денисовцев"....Какое еще срабатывание? На научном форуме прошу выражаться яснее:
Так и с "денисоцами" - ложно положительное срабатывание
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ошибки_первоИмелась в виду ошибка второго рода - ложноотрицательное заключение?го_и_второго_рода
Ошибка первого рода (𝛼-ошибка, ложноположительное заключение) — ситуация, когда отвергнута верная нулевая гипотеза (об отсутствии связи между явлениями или искомого эффекта).
Ошибка второго рода (β-ошибка, ложноотрицательное заключение) — ситуация, когда принята неверная нулевая гипотеза.
Рис. 1. Человек из Харбина. Реконструкция из статьи X. Ni et al., 2021. Massive cranium from Harbin in northeastern China establishes a new Middle Pleistocene human lineage