По материалам Popular Science
«Что нового в науке и технике» №1-2, 2006

КОНЕЦ 2006 ГОДА
Глобальная баня

Лори Голдмен

Повышение температуры воды в океанах оказывает влияние на все — от ледяного покрова морей до силы штормов.

Ущерб, нанесенный ураганами «Катрина», «Рита» и «Вильма», дал наглядное представление о том, как повышение температуры воды в океанах может повлиять на жизнь людей. Для ученых же необычайно сильные штормы стали еще одной деталью головоломки, связывающей рост температуры воды в мировом океане с глобальным потеплением. В 2006 году мало кто — по крайней мере, из ученых — будет обсуждать, вызвано ли глобальное потепление парниковым эффектом. Это факт. Главной проблемой станет то, как именно такое потепление повлияет на людей и экосистемы во всем мире — от зоны ураганов до самых удаленных поселений в Гренландии.

Площади ледяного покрова Северного Ледовитого океана, 1979 и 2005 гг. (изображение с сайта www.net.org)
Площади ледяного покрова Северного Ледовитого океана, 1979 и 2005 гг. (изображение с сайта www.net.org)

При подготовке прогнозов ученые все чаще обращают свои взоры в сторону океанов. «Многие из нас будут поражены тем влиянием, которое небольшие изменения температуры океанов оказали, например, на экосистему Арктики», — говорит специалист по физике моря Тим Барнет из Скрипсовского института океанографии в Ла-Джола, штат Калифорния. В прошлом году он вместе с другими учеными подготовил доклад, в котором предельно четко объясняется, почему постоянный рост температуры воды в океанах может быть объяснен только антропогенными выбросами парниковых газов. «Вы, наверное, не думали, что это влияние так велико — но это так».

В этом году ученые всего мира проведут самый полный анализ последствий глобального потепления в XXI веке: Четвертый доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) должен быть завершен в 2007 году и, как ожидается, лет на десять станет важным инструментом для выработки политики международного сообщества в области климата. Одно из самых сильных впечатлений производят данные, поступающие из Арктики, где летняя площадь ледяного покрова уменьшается с ужасающей скоростью. В 2005 году она была на 1,3 млн кв. км — целую Аляску! — меньше, чем обычно. Теперь большие темные участки открытой воды поглощают тепло, которое прежде отражалось обратно в атмосферу от яркого белого ледяного покрова. Это, в свою очередь, затрудняет формирование льда. Ученые предсказывают, что еще до окончания этого столетия Северный Ледовитый океан начнет в летнее время полностью освобождаться от своего ледяного покрова.

Ученые предостерегают, что потепление Арктики приведет к более быстрому таянию льдов и повышению уровня моря, что увеличит силу штормовых ветров и размыв берегов повсюду — от северных широт до тропиков. При этом изменение температуры океанов повлияет на скорость испарения, которая является регулятором количества осадков, выпадающих вдали от побережья; результатом повышения температуры воды в Северном Ледовитом океане может стать продолжительная засуха на западе США, находящемся в нескольких тысячах километров.

На погоду влияет множество сложнейших факторов, и климатологи не могут связать напрямую то или иное конкретное событие с глобальным потеплением. Тем не менее, многие полагают, что экстремальные погоды последних лет — жара в Европе, ливни на северо-востоке США и необычайная сила прошлогодних ураганов — отвечают сценариям изменения климата, разработанным при помощи компьютерных моделей МГЭИК. «Будьте готовы к тому, что подобные вещи будут происходить чаще, поскольку вы нарушаете равновесие», — говорит Джеральд Миль, возглавляющий отдел компьютерного моделирования МГЭИК. Другими словами, держитесь за шляпы: 2006 год может стать еще одним годом, когда погода будет сходить с ума.

Самая крупная птичка

Singapore Airlines начинает коммерческое использование крупнейшего в мире пассажирского самолета — 555-местного Airbus A380. В этом году стартует производство нового самолета, размером поменьше, призванного пополнить международный самолетный парк: 250-местного реактивного лайнера Boeing 7E7 с экономичным расходованием топлива, ввод которого в эксплуатацию запланирован на 2008 год.


1
Показать комментарии (1)
Свернуть комментарии (1)

  • Саня  | 16.04.2011 | 23:07 Ответить
    Англичане для био топлива уже сделали макет будущего автобуса
    http://carnovosti.ru/news/1276-vozrozhdenie_dabldekerov_kakim_budet_londonskiiy_a.html
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»