Бегемот без ног

На фото — древнеегипетская фаянсовая статуэтка бегемота. Как же она утеряла свои ноги?

Отношение древних египтян к бегемотам было двойственным. С одной стороны, бегемоты ассоциировались с жизнью: они обитали в реке Нил, источнике жизни. Эти животные погружаются на несколько минут под воду, затем всплывают подышать, и всё повторяется. Такое чередование исчезновения и появления на поверхности символизировало перерождение и возрождение. Рычание бегемотов (см. видео) на рассвете и на закате египтяне могли интерпретировать как приветствие Солнцу и прощание с ним. Путешествие Солнца рассматривалось как вечный цикл перерождения, и бегемоты ассоциировались с этим циклом. Поэтому статуэтки бегемотов клали в гробницы, чтобы они способствовали возрождению умершего для загробной жизни.

Фаянсовый бегемот, Турин

Фаянсовая статуэтка бегемота периода Среднего царства, 1980–1700 до н.э. У нее тоже отбиты ножки. Фото © Юлия Михневич, Египетский музей в Турине, Италия.

С другой стороны, бегемоты — опасные животные (например, в наше время они убивают людей чаще чем любые другие животные Африки), и древние египтяне боялись встречи с потревоженным зверем. Охота на опасного зверя считалась признаком мужества. Египтяне охотились на бегемотов в течение трех тысячелетий, начиная с периода 4400–3100 гг. до н. э.: использовали мясо, жир, кожу, зубы добытых животных. Поводом для охоты могло служить и то, что ночью бегемоты паслись на полях и уничтожали урожай.

Чтобы нейтрализовать потенциальную угрозу для успошего в его путешествии к новой жизни, перед тем, как положить фаянсового бегемота в гробницу, ему отбивали ноги. Более 100 фаянсовых фигурок бегемотов хранятся в музеях по всему миру, у большинства из них отбиты ноги. Но часто реставраторы восстанавливали конечности, чтобы показать, как изначально выглядели фигурки.

Бегемот Уильям

Фаянсовая статуэтка бегемота по прозвищу «Уильям» (William the Faience Hippopotamus) в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Длина фигурки — 20 см, высота — 11,2 см. Три отбитые перед захоронением в гробницу ноги восстановлены реставраторами. Среднее Царство, 1961–1878 гг. до н.э. Прозвище «Уильям» закрепилось после упоминания в юмористическом журнале «Панч» (Punch) в 1931 году. Фото с сайта metmuseum.org

Фаянсовые статуэтки из гробниц датируются Средним царством (2030–1650 гг. до н.э.) и Вторым переходным периодом (1650–1550 гг. до н.э.). Изготовлялись они из толченого кварца и покрывались щелочной глазурью (см. Египетский фаянс).

Тела большинства фаянсовых бегемотов украшены изображениями речных растений. Они подчеркивали местообитание животных, а также ассоциировались с ростом и жизнью. Чаще всего изображали лотосы — символы возрождения и перерождения (так как цветок открывается утром и закрывается вечером, и цикл повторяется). Изображали и другие растения, например рдест, а также животных: лягушек, птиц, бабочек и иногда стрекоз.

Бегемот с бабочкой

Фаянсовый бегемот с изображенным на нем рдестом, лотосами, крылом бабочки и птицы. Длина — 20,3 см, высота — 7,8 см. Среднее царство, 2040–1638 гг. до н.э., Музей искусств школы дизайна Род-Айленда, США (RISD museum). Фото с сайта музея

Сейчас на территории Египта бегемоты не обитают. С начала 1700-х годов сведения о встречах были скудны, последние записи датируются началом 1800-х годов. Основная причина исчезновения этих животных — охота.

Фото © Юлия Михневич, Египетский музей в Турине, Италия. Среднее Царство, 11–13 Династия, 1980–1700 гг. до н. э.

Юлия Михневич


12
Показать комментарии (12)
Свернуть комментарии (12)

  • protopop  | 22.08.2019 | 06:14 Ответить
    Прелестные статуэтки! Поставил бы себе такую на стол. Но такой вопрос: фаянс разве не в Китае изобрели? Или там только фарфор?
    Ответить
    • meerkat147 > protopop | 22.08.2019 | 11:30 Ответить
      Насколько я знаю, египетский фаянс и китайский фаянс отличаются по методике изготовления как от "обычного" фаянса, так и друг от друга. А фарфор впервые изготовили в Китае, да.
      Ответить
    • Bedal > protopop | 22.08.2019 | 12:46 Ответить
      фаянс - везде, это просто приличного качества обожжённая глина. Пористый.

      Фарфор из очень специальной глины и обжигается практически до оплавления. Близок к стеклу, не пористый. Так что места и технологии вполне точечные.
      Ответить
      • Dik > Bedal | 17.09.2019 | 08:09 Ответить
        «Египетский фаянс» - это не обожжённая глина, а прессованный и обожжённый толчёный кварц. Глину и другие компоненты могли вводить для удешевления или получения окрашивания в массе, однако в целом материал скорее подвид стекла, чем керамики.
        Ответить
        • Bedal > Dik | 17.09.2019 | 08:45 Ответить
          Очень интересно. Но я сильно сомневаюсь, что у египтян были возможности плавить кварц, это же больше 1000°. Даже спекать - сомневаюсь.
          Потому - можно подробнее? И ещё - почему тогда "фаянс", а не "фарфор"? Фарфор ведь гораздо лучше подходит для остеклованной массы, а фаянс - нечто пористое, спечённое.

          Всё, спасибо, почитал. Интересно.
          Ответить
          • Dik > Bedal | 17.09.2019 | 12:32 Ответить
            Я вам ещё цитатку из статьи по книге Лукаса о египетском стеклоделии кину, зело полезную для понимания: “С древнейших времен широкое распространение в Египте получил фаянс из порошкообразного кварца. При изучении этих образцов под микроскопом А. Лукас установил, что зерна кварца остроугольны, получены путем искусственного измельчения и не напоминают собой окатанные зерна природного песка, близкие к шаровидной форме. Химический анализ показал, что состав этого материала соответствует почти чистому кремнезему с незначительной примесью, от 1 до 3%, окиси натрия и окиси кальция. Вместе с тем. несмотря на ничтожное содержание так называемых «плавней», т. е. легкоплавких составных частей, которые образуют стекловидную фазу и спекают черепок во время обжига в плотную массу, изделия показали большую прочность, и черепок в местах, не покрытых глазурью, с трудом царапался острым инструментом. После долгих изысканий и проверочных опытов Лукасу удалось установить, что цементирующим веществом в данном случае были сода и поваренная соль. Крепкие водные растворы этих солей придавали отформованному изделию достаточную для глазурования и обжига прочность, а во время обжига, соединяясь с кремнеземом, образовывали стекловидную фазу в достаточном количестве, чтобы «спаять» между собой остроугольные зерна кварца в точках их соприкосновения. В результате получался достаточно прочный черепок. По-видимому, положительную роль здесь играла остроугольность зерен кварца, способствовавшая их лучшему сцеплению между собой. Избыток натрия испарялся во время обжига в виде летучего хлористого соединения, которое образовывалось вследствие присутствия поваренной соли. Этим объясняется, что анализ обнаруживал в черепке лишь незначительное количество щелочного металла.”
            Ответить
            • Bedal > Dik | 17.09.2019 | 13:11 Ответить
              ух, красиво. Спасибо!
              Ответить
  • Margarita62  | 22.08.2019 | 13:50 Ответить
    Интересно, а голубой цвет символизирует Нил?
    Ответить
    • meerkat147 > Margarita62 | 22.08.2019 | 14:06 Ответить
      Да, Нил и небо
      Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 23.08.2019 | 01:26 Ответить
    первый бегемот - круче всех: у него пасть раскрыта. Да и вообще поза куда динамичнее прочих, вялых и индифферентных...
    А вот идея раскрашивать зверя тем, что его окружает - мне ну просто гениальной кажется!
    Как если бы он был зеркальным и в нем отражалась окружающая жизнь.
    Ответить
    • эцих_с_гвоздями > Юрий Фёдоров | 24.08.2019 | 23:32 Ответить
      Это просто тени. Слыхали про тени? Вооот, это они.
      Не зеркало - тени.
      Все просто
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > эцих_с_гвоздями | 25.08.2019 | 21:54 Ответить
        О нет!
        Его цвет не был бы голубым - это не тени, это отражение мира. В бегемоте. Отражение неба, воды, растений, птиц и бабочек!
        Это реально гениально.
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»