На фото — древнеегипетская фаянсовая статуэтка бегемота. Как же она утеряла свои ноги?
Отношение древних египтян к бегемотам было двойственным. С одной стороны, бегемоты ассоциировались с жизнью: они обитали в реке Нил, источнике жизни. Эти животные погружаются на несколько минут под воду, затем всплывают подышать, и всё повторяется. Такое чередование исчезновения и появления на поверхности символизировало перерождение и возрождение. Рычание бегемотов (см. видео) на рассвете и на закате египтяне могли интерпретировать как приветствие Солнцу и прощание с ним. Путешествие Солнца рассматривалось как вечный цикл перерождения, и бегемоты ассоциировались с этим циклом. Поэтому статуэтки бегемотов клали в гробницы, чтобы они способствовали возрождению умершего для загробной жизни.
С другой стороны, бегемоты — опасные животные (например, в наше время они убивают людей чаще чем любые другие животные Африки), и древние египтяне боялись встречи с потревоженным зверем. Охота на опасного зверя считалась признаком мужества. Египтяне охотились на бегемотов в течение трех тысячелетий, начиная с периода 4400–3100 гг. до н. э.: использовали мясо, жир, кожу, зубы добытых животных. Поводом для охоты могло служить и то, что ночью бегемоты паслись на полях и уничтожали урожай.
Чтобы нейтрализовать потенциальную угрозу для успошего в его путешествии к новой жизни, перед тем, как положить фаянсового бегемота в гробницу, ему отбивали ноги. Более 100 фаянсовых фигурок бегемотов хранятся в музеях по всему миру, у большинства из них отбиты ноги. Но часто реставраторы восстанавливали конечности, чтобы показать, как изначально выглядели фигурки.
Фаянсовая статуэтка бегемота по прозвищу «Уильям» (William the Faience Hippopotamus) в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Длина фигурки — 20 см, высота — 11,2 см. Три отбитые перед захоронением в гробницу ноги восстановлены реставраторами. Среднее Царство, 1961–1878 гг. до н.э. Прозвище «Уильям» закрепилось после упоминания в юмористическом журнале «Панч» (Punch) в 1931 году. Фото с сайта metmuseum.org
Фаянсовые статуэтки из гробниц датируются Средним царством (2030–1650 гг. до н.э.) и Вторым переходным периодом (1650–1550 гг. до н.э.). Изготовлялись они из толченого кварца и покрывались щелочной глазурью (см. Египетский фаянс).
Тела большинства фаянсовых бегемотов украшены изображениями речных растений. Они подчеркивали местообитание животных, а также ассоциировались с ростом и жизнью. Чаще всего изображали лотосы — символы возрождения и перерождения (так как цветок открывается утром и закрывается вечером, и цикл повторяется). Изображали и другие растения, например рдест, а также животных: лягушек, птиц, бабочек и иногда стрекоз.
Фаянсовый бегемот с изображенным на нем рдестом, лотосами, крылом бабочки и птицы. Длина — 20,3 см, высота — 7,8 см. Среднее царство, 2040–1638 гг. до н.э., Музей искусств школы дизайна Род-Айленда, США (RISD museum). Фото с сайта музея
Сейчас на территории Египта бегемоты не обитают. С начала 1700-х годов сведения о встречах были скудны, последние записи датируются началом 1800-х годов. Основная причина исчезновения этих животных — охота.
Фото © Юлия Михневич, Египетский музей в Турине, Италия. Среднее Царство, 11–13 Династия, 1980–1700 гг. до н. э.
Юлия Михневич
Фаянсовая статуэтка бегемота периода Среднего царства, 1980–1700 до н.э. У нее тоже отбиты ножки. Фото © Юлия Михневич, Египетский музей в Турине, Италия.