Непентес Марианны Норт

Перед вами одна из самых знаменитых картин, принадлежащих кисти британской художницы и путешественницы XIX века Марианны Норт. На ней изображены ловчие кувшинчики непентеса нортиана (Nepenthes northiana) — крупного плотоядного растения, названного в честь художницы, познакомившей с ним мир.

Яркие кувшинчики непентесов представляют собой видоизменения листа. За них непентесы (а также насекомоядные саррацении) в английском языке называют pitcher plants (pitcher — «кувшин»). Кувшинчики помогают растению обеспечить себя достаточным количеством азота в условиях высокой конкуренции за питательные вещества в тропическом лесу, переваривая продукты животного происхождения. Непентесы заманивают в ловушку насекомых и других беспозвоночных, а иногда — даже некрупных позвоночных. Своих жертв они соблазняют цветом, запахом, нектаром и ультрафиолетовыми указателями на него, а также питательными выростами. Край кувшинчика покрыт восковым налетом, чтобы жертва легче проваливалась внутрь (см. Хищное растение непентес для ловли разных жертв использует разные стратегии, «Элементы», 24.11.2011). Но не все непентесы столь кровожадны, некоторые удовлетворяются экскрементами животных (см. картинки дня Тупайя на непентесе и Летучая мышь в кувшине).

Большинство непентесов — обитатели влажных тропических лесов, их наивысшее разнообразие приходится на остров Борнео, где и была написана картина Марианны Норт. В то время как ее соотечественницы вышивали узоры на подушках и чинно разливали гостям чай, мисс Норт пробиралась сквозь джунгли Нового или Старого Света с мольбертом наперевес. В свои сорок лет эта викторианская дама, не побоявшись тягот морских и сухопутных путешествий, покинула Туманный Альбион и следующие 19 лет своей жизни в одиночку исследовала все земные континенты, за исключением Антарктиды. Однако это был далеко не гранд-тур по Европе, как было принято среди представителей утонченного класса. Марианна исследовала дикие тропики Борнео и Ямайки, сплавлялась на каноэ по рекам, снимала с себя гроздья пиявок, знакомилась с необычными растениями Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии по просьбе самого Чарльза Дарвина, а главное — не выпускала из рук кисти и палитру. Она оставила после себя несколько сотен изображений растений, некоторые из которых были найдены и описаны благодаря ее живым и красочным рисункам, а также двухтомник мемуаров с характерным названием «Воспоминания о счастливой жизни» (“Recollections of a happy life”).

Карта путешествий Норт

Карта путешествий Марианны Норт. Красным отмечены посещенные художницей места, зеленым — области, растения из которых она изображала по имеющимся коллекциям. Изображение из книги “Recollections of a happy life”

Марианна Норт родилась в английском городе Гастингс в 1830 году в семье состоятельных и образованных людей. Ее отец Фредерик Норт (Frederick North) был землевладельцем, политиком-либералом и некоторое время исполнял обязанности мирового судьи Норфолка. Вопреки предубеждениям общества, он относился серьезно к образованию не только сына, но и дочерей. Марианна была его любимицей, ей он показывал красоту природы вокруг их поместья в Гастингсе, где она еще в детстве, начитавшись энциклопедии о грибах Великобритании, собирала их по всей округе, и, к ужасу прислуги, хранила в своей комнате, учась достоверно их изображать.

Когда же после смерти супруги в 1855 году мистер Норт переехал с семьей в Лондон, он познакомил Марианну с Королевскими ботаническими садами и оранжереями Кью. Именно там она и влюбилась в тропики. Однажды друг ее отца и директор ботанического сада Джозеф Дальтон Гукер показал им впервые зацветшую в оранжерее амхерстию благородную (Amherstia nobilis), которую Марианна сразу же запечатлела. «Один из величайших цветов» — так она написала о нем в своих мемуарах.

Амхерстия

Амхерстия благородная — эндемик Мьянмы, в дикой природе ее не находили с 1865 года. Слева — работа кисти Марианны Норт; изображение из Гида по галерее Марианны Норт в Королевских садах Кью (A guide to the Marianne North Gallery). Справа — фото © Dinesh Valke с сайта en.wikipedia.org

Как и было положено молодой особе ее положения, мисс Норт изначально рисовала акварелью, но однажды открыв для себя масляные краски, она уже не смогла остановиться. Большинство растений ее кисти написаны не в традиции ботанической иллюстрации — тушью или акварелью, — а именно маслом. Поскольку Марианна Норт удивительно точно передавала все ботанические детали, а главное — цвет (тогда еще не было цветной фотографии), ее картины имели существенную научную ценность.

Несмотря на то, что женщинам в те времена не было доступно высшее образование, мисс Норт не была единственным ботаническим иллюстратором в Кью. Примерно в тот же период времени там трудились еще несколько художниц, не смущаясь брать оплату за свой труд (что считалось тогда зазорным для леди). Одной из них была дочь директора Герриет Энн Тизелтон-Дайер, урожденная Гукер. Она делала ботанические иллюстрации для Curtis's Botanical Magazine (самый старый ботанический журнал). Ее сменила Матильда Смит, прослужившая на этой должности более 40 лет. Одна из ее работ — изображение первого цветения аморфофаллуса титанического в Королевских ботанических садах Кью в 1889 году (см. картинку дня Огромный, теплый и вонючий).

Однако мисс Норт не только рисовала растения, сидя под сводами викторианского стеклянного дворца оранжерей, но сама отправлялась туда, где они росли в природе. От традиционных ботанических иллюстраций картины Марианны Норт также отличало то, что она изображала растения в среде их обитания, вписывая в окружающий пейзаж.

Картины Норт

Слева — «Банксия на острове Тасмания», 1881. Справа — «Защищенное птичье гнездо на ветвях акации, Чили», 1880. Изображения с сайта theartwanderer.co.uk

Пока были живы родители мисс Норт, они путешествовали всей семьей по Европе. Кокда мать умерла, а сёстры вышли замуж, она уже только с отцом посетила Сирию и Египет. Отец был для Марианны ее лучшим другом и учителем, и когда в 1869 году он умер, это стало тяжелым ударом для нее. Тогда она решила навсегда покинуть наполненное воспоминаниями поместье в Гастингсе и только изредка останавливалась в лондонской квартире. Теперь вся основная часть ее жизни проходила в путешествиях. «Юмор был моим наиполезнейшим попутчиком в путешествиях в одиночку и куда существеннее помогал продвинуться на моем пути, чем деньги (или помощь мужчины) могли бы» — писала она в своих мемуарах. Мисс Норт, как истинная художница, находила красоту во всем — в диковинной и в обыденной природе, а также в людях. Она умела договариваться, толком не зная местного языка, и с аборигенами, и с махараджами. Путешествуя, мисс Норт использовала систему рекомендательных писем, которые открывали ей дорогу во многие дома.

Именно такое письмо привело ее в 1876 году в дом правителя королевства Саравак (ныне — малазийский штат Саравак) на острове Борнео. Туда мисс Норт прибыла через Гонконг и Сингапур после путешествия по Японии, всё еще не полностью оправившись от последствий перенесенной там лихорадки. В это время Сараваком правил Чарльз Брук из династии так называемых «Белых раджей» — потомков офицера Ост-Индской компании Джеймса Брука. Остановившись в его доме в Кучинге (столица Саравака), она сразу же сдружилась с его супругой, описывая ее как «очень красивую английскую леди», хотя не все современники были согласны с ней. Вначале мисс Норт весьма активно исследовала сад и близлежащий лес, но вскоре ей представилась возможность отправиться глубже в джунгли.

Она совершила не одну вылазку по диким лесам Борнео в окрестностях Кучинга, порой пробираясь без троп и останавливаясь в небольших хижинах на сваях, пока не заканчивалась еда, а остатки хлеба не покрывались плесенью, но главное — пока не заканчивались запасы взятой с собой бумаги для рисования. В нескольких походах по местным лесам ее сопровождал Альфред Харт Эверетт (Alfred Hart Everett), служивший в Британской компании Северного Борнео (North Borneo Chartered Company), он тоже был увлеченным натуралистом. В одну из таких прогулок мистер Эверетт, по словам мисс Норт, «пробираясь через непроторенные джунгли, не побоявшись ни змей, ни пиявок», залез на известняковый склон (около 300 м над уровнем моря) и принес ей вьющийся стебель непентеса с ловчими кувшинчиками. На тот момент Марианна Норт была весьма увлечена поиском плотоядного растения.

Этот непентес с яркими багряными нижними кувшинчиками и чуть меньшего размера зеленовато-бурыми верхними художница развесила на перилах веранды домика, в котором ночевала, и сразу же взялась за кисти, изобразив очаровавшее ее растение на последнем оставшемся у нее листе бумаги. Она расположила оба типа кувшинчиков рядом на фоне горного пейзажа в отдалении, что теперь и мы можем наблюдать на ее знаменитой картине.

Диморфизм ловчих кувшинчиков характерен для большинства видов непентесов. Изначально молодое растение образует только наземные (нижние) кувшинчики — они, как правило, широкие, эллиптической формы, вдоль идут два выраженных крылообразных ребра. По мере роста наряду с нижними формируются также воздушные (верхние) кувшинчики. Они, как правило, у́же нижних, цилиндрические с широким горлышком, иногда воронкообразным, а продольные крыловидные ребра выражены слабее или не выражены. Все кувшинчики имеют вырост в виде крышечки, а сами располагаются на усике, являющемся продолжением средней жилки листа. У верхних кувшинчиков этот усик обвивается вокруг опоры, по которой карабкается непентес, — как правило, дерева. Время жизни кувшинчиков варьирует в зависимости вида. Например, у непентеса удивительного (N. mirabilis) кувшинчик функционирует около месяца, а у непентеса Раффлза (N. rafflesiana) — до трех месяцев.

При этом оба типа кувшинчика секретируют нектар для привлечения жертв. И лишь немного различаются по их составу — верхние более ориентированы на летающих насекомых. Однако на состав жертв влияет не только расположение кувшинчиков. Было показано, что если у вида более широкая апертура у нижних кувшинчиков, процент ловли летающих насекомых также выше у нижних. Ученые связывают это с тем, что в кувшинчиках с более широким горлышком заметнее, что он заполнен жидкостью. Отражение света на ее поверхности привлекает насекомых, в том числе комаров, личинкам которых нужна вода.

Нижний и верхний кувшинчики

Слева — нижний кувшинчик N. northiana, он эллиптический, 14–36 см высотой и 5,8–12,5 шириной, с двумя крылообразными ребрами. Фото с сайта en.wikipedia.org. Справа — верхний кувшинчик непентеса нортиана, цилиндрический, 20–36 см высотой и 6–8 см шириной, несет бахромчатые ребра. Фото с сайта en.wikipedia.org

Когда Марианна Норт писала кувшинчики непентеса, расположив их рядом с друг другом, она еще не знала, что именно эта картина станет самой известной среди всех ее изображений и что по ней даже определят новый вид. В точном и ярком изображении непентеса новый вид опознал владелец крупнейших питомников растений в Великобритании (The Veitch Nurseries) Гарри Вейтч (Harry Veitch), увидев картину мисс Норт, которую она передала Джозефу Гукеру. В Викторианской Англии охота за редкими и новыми растениями была весьма популярна среди садоводов и особенно важна для Королевского ботанического сада Кью, одной из целей создания которого было стать крупнейшей коллекцией растений в мире. Поэтому Гарри Вейтч сразу же отправил на поиски заветного непентеса в лесах Борнео ботаника Чарльза Кёртиса (Charles Curtis), собиравшего по заказу компании Вейтча семена редких растений. Кёртису удалось отыскать растение и привезти вместе с семенами для посадки. В «Садовых Хрониках» (The Gardeners' Chronicle) за 1881 год, где впервые упоминается новый вид непентеса, также отмечено, что в питомниках мистера Вейтча семена уже проросли и молодые растения несут пока еще маленькие кувшинчики — размером в два дюйма (около 5 см).

Сам вид описал Джозеф Гукер и назвал его в честь художницы — Nepenthes northiana. Этот вид является эндемиком острова Борнео, его ареал расположен в области провинции Саравак, это лазающее растение, как и большинство непентесов, и предпочитает поросшие влажным тропическим лесом меловые скалы.

Незадолго до появления нового вида непентеса в анналах ботаники в 1879 году Марианна Норт написала Джозефу Гукеру с предложением передать коллекцию своих картин ботаническому саду Кью и построить для них на территории сада небольшую галерею, причем на собственные средства. Она сама выбрала место для здания в глубине сада, нашла для этого проекта знакомого архитектора и сама же следила за строительством. Художница хорошо представляла, какой должна быть галерея и как разместить там картины. Она также хотела, чтобы посетителям предлагали чай или кофе, но когда Гукер сказал, что это не представляется возможным из-за их количества, мисс Норт изобразила на входных дверях два растения: на одной створке — чайный куст, на другой — кофейное дерево. О строящейся галерее упоминается в том же выпуске журнала «Садовых хроник» за 1881 год, где сообщается о новом виде непентеса. А в 1882 году двери галереи были распахнуты для широкой публики, где и по сей день можно любоваться ее яркими ботаническими картинами — всего выставлено 838 полотен.

Галерея Марианны Норт

Художественная галерея Марианны Норт. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Уже после смерти Марианны Норт вышли ее великолепно написанные мемуары в редактуре ее сестры. На обложке было позолоченное изображение того самого непентеса, ставшее визитной карточкой художницы.

Мемуары

Обложка мемуаров “Recollections of a happy life” и фотография Марианны Норт

Изображение с сайта en.wikipedia.org.

Полина Сутягина


6
Показать комментарии (6)
Свернуть комментарии (6)

  • Аннаэйра  | 10.10.2025 | 09:38 Ответить
    Спасибо за историю об этой великолепной женщине! Пусть непентес леди Норт цветет и размножается еще долгие века!
    Ответить
  • bonacon  | 10.10.2025 | 21:22 Ответить
    Разносторонний человек! Завидую белой завистью. Путешествовать в те времена было непросто.
    Ответить
  • antiximik  | 14.10.2025 | 15:18 Ответить
    19 лет своей жизни в одиночку
    в путешествиях в одиночку
    В это сразу верю я!! (Нет) :]
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > antiximik | 16.10.2025 | 14:29 Ответить
      Думаете, скрывала часть своих увлечений?
      Мне тоже подумалось - а что, если этот Эверетт полез на жуткую ивестняковую трехсотметровую гору неспроста? (Не в честь ли этого подвига назван Эверест?)
      Не было ли это испытанием для влюблённого рыцаря - испытанием, за исполнение которого надменная и недоступная Дама обещала снисхождение, а быть может даже... благосклонность?

      Представил виноград, мысленно заместил ягоды пиявками. Гроздь пиявок.
      получилась.

      Ну и, конечно, интригой осталось
      отсутствие согласия меж современниками в оценке упомянутой английской леди, как "очень красивая".
      Оно загадочно и порождает бесчисленные версии.
      Ответить
      • antiximik > Юрий Фёдоров | 16.10.2025 | 14:54 Ответить
        Думаете, скрывала часть своих увлечений?
        Думаю, сии приукрашивания, пестрящие (элементарными!) логическими нестыковками/дырами, уместны в каких-то иных местах и другой аудитории, но не здесь (этом сайте). :з
        Ответить
        • Юрий Фёдоров > antiximik | 18.10.2025 | 05:50 Ответить
          Все мы из детства.
          Сказки чаруют. убаюкивают.
          Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Медаль Нобелевской премии по физике и химии (фото с сайта www.collectnobel.com)
Нобелевская премия по химии — 2025

Нейрональные стволовые клетки из поджелудочковой зоны (SVZ-NSC), смешанные с клетками рака молочной железы 4T1
Нейроны «подкармливают» рак, снабжая клетки опухоли митохондриями

Червь-альвинеллида Paralvinella hessleri
Многощетинковый червь из гидротермальных источников нейтрализует мышьяк серой

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu
Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2025

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»