Ученые знают о существовании примерно шестисот видов растений, которые способны ловить и переваривать мелких животных, тем самым восполняя недостаток питательных веществ, содержащихся в почве. До сих пор считалось, что ловля добычи у таких растений происходит только над землей, поэтому ползающие в земле черви и муравьи находятся в относительной безопасности. Но природа в очередной раз доказала, что из каждого правила существуют свои исключения: на севере острова Калимантан ботаники обнаружили необычного представителя непентесов, который отращивает ловчие кувшины как над, так и под землей.
Насекомоядные растения встречаются по всему миру, от арктических широт до тропиков и от приморских низменностей до альпийских лугов. Они принадлежат к различным порядкам и выглядят абсолютно по-разному, но всех их объединяет произрастание в местах, где слой плодородной почвы тонок или слишком скуден, чтобы обеспечить потребности растения в питательных веществах. Учитывая, что хищничество независимо возникло среди растений как минимум 12 раз (Q. Lin et al., 2021. A new carnivorous plant lineage (Triantha) with a unique sticky-inflorescence trap), стоит признать, что это на удивление эффективный способ питания, не уступающий «классическому» фотосинтезу.
Чтобы ловить мелких животных, многие хищные растения используют модифицированные листья, которые, скажем, у росянки выделяют липкий секрет, к которому прилипают садящиеся насекомые, а у саррацении срастаются в виде узкой трубки, в которую и соскальзывает севшая на край листа добыча. Чтобы привлечь своих жертв, насекомоядные растения используют яркую окраску листьев или сладкий аромат, а после того, как насекомое (или улитка, лягушка, мелкая ящерица...) угодит в ловушку, растение выделяет смесь ферментов и органических кислот, которые расщепляют животные белки на составляющие аминокислоты. Получившийся «бульон» растение всасывает через кожицу, пополняя свои запасы фосфора, калия, азота и других микроэлементов.
Библис гигантский (Byblis gigantea) — самое крупное плотоядное растение, достигающее полуметра в высоту: его листья и стебли покрыты волосками, выделяющими клейкий секрет, в который может попасться даже мелкое позвоночное — ящерица или птица. Фото © Jean and Fred Hort с сайта flickr.com
Около трети всех известных видов насекомоядных растений относится к роду непентесов (или кувшиночников, Nepenthes), представители которого встречаются по всей Юго-Восточной Азии: всего их более 150 видов. Некоторые виды непентесов произрастают на Мадагаскаре, в Австралии и Индии, но наибольшее число видов встречается на островах Малайского архипелага: на одном только Калимантане их около 40 видов!
К сожалению, благополучию этих хищных растений, равно как и многим другим обитателям Калимантана (например, одному из двух видов дымчатых леопардов или раффлезии Арнольда, обладающей самыми большими цветами на планете) угрожает человеческая деятельность. Коммерческая вырубка деревьев, в основном под плантации масличной пальмы, серьезно сократила площадь девственного леса Калимантана: с 55,8 миллионов гектаров в 1973 году до 20,6 миллионов гектаров в 2015 году (J. Miettinen et al., 2011. Deforestation rates in insular Southeast Asia between 2000 and 2010). При этом с ботанической точки зрения Калимантан хорошо изучен только в северной его части, на территории Малайзии и Брунея, тогда как южная его часть, принадлежащая Индонезии, — это «горячая точка» биоразнообразия растений, которая сейчас находится под угрозой исчезновения.
Вырубка калимантанских лесов может привести к настоящему массовому вымиранию, ведь они являются домом примерно для 6 тысяч растений-эндемиков, не встречающихся более нигде на планете, — и многие из них еще даже не описаны. Фото с сайта en.wikipedia.org
Крохотный сцинк Lipinia inexpectata, зубастый сом Glyptothorax exodon, бегония с «драконьей шкурой» Begonia dracopelta и прекрасная горная орхидея Thrixspermum erythrolomum — вот лишь немногие из калимантанских видов, открытые за последние пятнадцать лет. Теперь этот и без того внушительный список увеличился еще на одну позицию: в горных дождевых лесах острова был обнаружен новый вид непентеса, который отличается от своих сородичей, равно как и от всех плотоядных растений тем, что охотится не только над, но и глубоко под землей.
До сих пор у хищных растений не наблюдалось ничего подобного: хотя известно, что отдельные виды могут частично погружать свои ловчие приспособления в землю, не было зарегистрировано ловушек, «заточенных» именно на подземную охоту. Иными словами, разница между известными до этого хищными растениями, добывающими подземных жителей, и новым видом непентеса, названным Nepenthes pudica, или непентесом стыдливым, примерно такая же, как между ягуаром, способным поймать на обед рыбу или каймана, и тюленем — специализированным водным хищником.
Зарисовка внешнего вида нового вида непентесов Nepenthes pudica: A — общий вид, B — нижний кувшин, C — соплодие, D — мужское соцветие, E — фрагмент стебля с листом. Рисунок © K. Janošíková из обсуждаемой статьи в PhytoKeys
Хотя у Nepenthes pudica есть и надземные ловчие кувшины, сформированные на кончиках листьев, большинство его ловушек находятся в почве и образуются на подземных прикорневых побегах. От надземных кувшинов они отличаются большими размерами и прочностью, благодаря чему способны сохранять свою форму под землей и ловить добычу того же размера, что и надземные кувшины других видов непентесов.
Несмотря на необычный выбор места для охоты, непентес стыдливый прекрасно удовлетворяет свои потребности: изучив содержимое кувшинов пяти растений (пяти подземных и одного надземного), ученые обнаружили остатки животных, принадлежащих к 25 таксонам! В основном добычей непентеса становились клещи, жуки и муравьи, причем последних в рационе растения было большинство — до 98% от всего содержимого кувшина. Помимо остатков жертв, ловчие органы непентеса содержали также многочисленных сожителей, в основном представленных личинками комаров, нематодами и кольчатыми червями. Интересно, что в процессе изучения пищевых привычек нового вида растений ученые смогли обнаружить и описать новый вид животных: кольчатый червь Pristina armata, по-видимому, не встречается за пределами ловчих кувшинов Nepenthes pudica (J. Schenková, V. Čermák, 2013. Description of Pristina armata n. sp. (Clitellata: Naididae: Pristininae) from a carnivorous plant (Nepenthes sp.) in Borneo, Indonesia).
Непентес стыдливый с выкопанными подземными кувшинами (внизу снимка). Обратите внимание, что надземные побеги растения несут зеленые листья, сохраняющие способность к фотосинтезу. Фото © M. R. Golos из обсуждаемой статьи в PhytoKeys
Почему же все виды непентесов не используют столь эффективный способ расширить свой рацион за счет подземной охоты? Исследователи предполагают, что причиной тому — сложность пространственного разнесения метаболически затратного органа (ловушки-кувшина, выделяющего пищеварительные ферменты) и фотосинтезирующих тканей, которые должны обеспечивать его потребности в питательных веществах (A. Pavlovič, M. Saganová, 2015. A novel insight into the cost–benefit model for the evolution of botanical carnivory). У большинства непентесов и фотосинтезирующая, и ловчая части являются половинками одного и того же листа, тогда как Nepenthes pudica использует специализированные подземные побеги исключительно для ловли мелких животных, а фотосинтезом занимается верхняя часть растения — ползучая лиана.
Специализация на ловле подземных животных снижает конкуренцию со стороны других хищных растений и позволяет живущему в сухих горных лесах непентесу терять меньше влаги во время охоты (за счет меньшего испарения из открытого кувшина). Однако этот эволюционный шаг вынудил непентес стыдливый отращивать более толстые и прочные кувшины, которые требуют регулярного обновления и, как следствие, увеличивают метаболическую нагрузку на верхнюю, фотосинтетическую часть растения. Вероятно, именно поэтому большинство непентесов сохранили верность «классической» схеме с листьями-кувшинами, тогда как причудливый Nepenthes pudica пока остается «белой вороной» в своем многочисленном роду.
Источник: М. Dančák, Ľ. Majeský, V. Čermák, M. R. Golos, B. J. Płachno, W. Tjiasmanto. First record of functional underground traps in a pitcher plant: Nepenthes pudica (Nepenthaceae), a new species from North Kalimantan, Borneo // PhytoKeys. 2022. DOI: 10.3897/phytokeys.201.82872.
Анна Новиковская
где слой плодородной почвы тонок или слишком скуден, чтобы обеспечить потребности растения в питательных веществахТут можно было добавить что тропические леса с очень бедными почвами, т.к. все вещества моментально поглощаются растениями. Для жителей средней полосы это удивительно т.к. у нас пышная растительность равнозначно богатым почвам, и многообразие тропического леса порождает ощущение что почвы там такие же богатые. А в итоге все наоборот и большинство растений тропиков имеют те или иные приспособления к росту в условиях дефицита всех элементов.
которые могут быть принесены с водой, с гор, откуда угодно...это не так, если большой лес то с гор достается только тем кто совсем в плотную и вдоль речек, основная площадь этого леса полностью лишена потока минералов. А "откуда угодно" это пылевой перенос, он есть в определенных районах и он совсем не панацея. И не только растения в тропических лесах испытывают недостаток минералов, но и животные и птицы, многие проходях десятки километров в поисках выходов минералов на поверхность и едят их.
азот взять практически негде, его источники вполне известны и даже измеряемы.Я в принципе сказал то же самое
чаще всего конечно лимитирует азот как и легкоподвижный и легко теряемый в виде газа и трудно усвояемый.Но с азотом все не просто чтобы его усваивать нужен марганец и железо, и ситуации когда азота полно а растение испытывает азотной голод весьма распространены, и если азотфиксаторы могут его получить из воздуха то с железом и марганцом такой фокус не выйдет.
если большой лес то с гор достается только тем кто совсем в плотную и вдоль речек, основная площадь этого леса полностью лишена потока минералов.Вашим словам противоречит всё та же история с лососем.
пылевой перенос, он есть в определенных районах и он совсем не панацея.ничто не панацея, но пылевой перенос играет очень серьёзную роль для экосистем к западу от Сахары.
с азотом все не просто чтобы его усваивать нужен марганец и железоОпять же: марганец, железо, фосфор и прочее может быть просто в почве. Азот - нет. Потому круговорот азота - критический фактор, по значимости больший прочих (ну, разве кроме воды).
Почему же все виды непентесов не используют столь эффективный способ расширить свой рацион за счет подземной охоты? .... Вероятно, именно поэтому большинство непентесов сохранили верность «классической» схеме с листьями-кувшинами, тогда как причудливый Nepenthes pudica пока остается «белой вороной» в своем многочисленном роду.Написано, как будь то они знают, как надо эволюционировать. И сами могут выбрать свой путь эволюции. Тут можно только предположить действие природных духов рода непентеса как участников "разумного сотворение", так как сами непентесы разумом не обладает. Другое дело, лесные нимфы;)
"растения сумели только за счёт информации, хранящейся в ДНК, "придумать" как эффективно охотиться на насекомых".Можно предположить покровительствующих духов, придумывающих всё за этих цветов, или же придётся признать, что многие процессы в мире происходят сами по себе, без какого то смысла вообще. Что сильно противоречит обыденной логике, говорящей, что когда то что то происходит, это лишь потому, что это кому то нужно.
В отличие от своих ближайших родственников, новый вид хищных растений непентесов расставляет свои ловчие кувшины не только над, но и под землей. Фото © M. Dančák из обсуждаемой статьи в PhytoKeys