Владельцы кошек наверняка замечали на треугольных ушках своих мурлыкающих друзей особые складочки, похожие на маленькие кармашки. Официально эта структура называется кожным маргинальным мешком, но также известна как карман Генри. Правда, никто толком не знает ни кто такой этот Генри, ни какая функция у этих кармашков — и есть ли она вообще.
Согласно наиболее популярному предположению, под Генри подразумевается Джозеф Генри, американский физик, который изучал электромагнетизм и звуковые волны. Но так это или нет, увы, неясно. Самое раннее упоминание этого названия относится к 1971 году, так что не исключено, что какой-то исследователь (возможно, из Смитсоновского института, первым секретарем которого в свое время был Генри) решил таким образом почтить память одного из величайших ученых США.
У человека таких карманов нет, но если вам хочется примерно понять, где бы такой кармашек находился у нас, нащупайте над мочкой уха, у основания наружного слухового прохода, пару хрящевых бугорков. Тот, что ближе к лицу, называется козелком (tragus), а тот, что напротив, — противокозелком (см. Antitragus); вот на месте второго примерно и располагался бы карман Генри. Зато у собак такие кармашки имеются.
Но зачем кошкам и собакам эти складки, без которых наш вид прекрасно обходится? Существует несколько предположений об их назначении, и одно из них гласит, что карманы Генри помогают кошкам (и, видимо, голодным волкам, переодевшимся бабушками) лучше слышать. У домашних кошек очень широкий диапазон слуха, от 48 Гц до 85 кГц, и карманы Генри могут помогать им улавливать высокочастотные звуки, заглушая низкочастотные, и направлять звуковые волны прямо в слуховой проход.
Есть версия, что мягкий «кармашек» обеспечивает большую подвижность ушной раковины, не стесняя ее натянутой кожей. Каждым кошачьим ухом управляют сразу 32 мышцы (у людей — всего десять), которые легко поворачивают ушную раковину почти в любую сторону, — и карманы Генри, расположенные аккурат на линии сгиба, позволяют кошкам прислушиваться даже к источникам звука, расположенным позади них.
Наконец, не исключено, что карманы Генри — всего лишь рудимент, как дарвинов бугорок на нашей ушной раковине, и их подлинная функция уже давно утрачена. Это, однако, не помешало им сохраниться на кошачьих, собачьих и даже куньих ушах, то есть как минимум дополнительная складка кожи не мешает животным. Хотя ветеринары всё же советуют владельцам домашних животных уделять этим кармашкам внимание при чистке ушей питомца: нежная мягкая кожа — отличная приманка для клещей, блох и других наружных паразитов.
Приглядитесь к ушам этого солонгоя — у него тоже «пришиты» карманы на ушах! Фото © Karunakar Rayker с сайта commons.wikimedia.org, Индия, 17 февраля 2008 года
Фото Юлии Михневич, модель — кошка Булка.
Анна Новиковская
Можно увидеть такие кармашки и на собачьих ушах, особенно у пород со стоячей ушной раковиной, например, у чихуахуа. Фото с сайта commons.wikimedia.org