Как вы думаете, когда на Земле появились первые двуногие бегуны? Это были люди? Нет. Динозавры? Тоже нет, еще раньше! Первым бегуном, способным передвигаться на двух задних лапах, считается вот это симпатичное существо — эудибам (Eudibamus), живший целых 280 млн лет назад на территории современной Германии.
Несмотря на сходство с современными ящерицами, эудибам — парарептилия, представитель сестринской группы по отношению к эурептилиям (Eureptilia), куда относятся все современные пресмыкающиеся. Парарептилии процветали на Земле пермского периода, достигнув небывалого разнообразия форм и размеров. Среди них были и мезозавры, первыми из рептилий вернувшиеся в воду, и бронированные парейазавры, достигавшие веса в целую тонну (см. картинку дня Парейазавр Владимирович), и похожие на толстых ящериц проколофоны (см. картинку дня Проколофон из керна).
Эудибам, кстати, относился к близким родственникам проколофонов — болозавридам. Они просуществовали на Земле около 30 миллионов лет, а их остатки находили в Северной Америке, Европе и Китае. В отличие от своих родственников, болозавра (Bolosaurus) и белебея (Belebey; его, кстати, впервые нашли в Башкортостане), эудибам оказался монотипическим родом, содержащим один-единственный вид — Eudibamus cursoris, что переводится как «настоящий двуногий бегун».
Кости эудибама были найдены в верхней части раннепермской формации Тамбах (Tambach Formation) в Центральной Германии. На протяжении более полутора веков в местных карьерах добывали песчаник, и в конце XIX века там обнаружили следы позвоночных животных, которые тут же привлекли внимание ученых. Правда, кости начали извлекать из карьеров существенно позже — лишь в 1970-х годах, а скелет эудибама и вовсе нашли только в 1993 году. Описали же новый вид лишь семь лет спустя, поскольку другие, более крупные окаменелости затмили мелкую «ящерку» (длиной всего 25 см) в глазах исследователей. Кроме того, поначалу ученые ошибочно приняли остатки эудибама за скелет тюринготириса (Thuringothyris mahlendorffae), примитивной рептилии из семейства капторинид.
Подсказку об истинной сущности животного дали зубы, настолько крохотные, что их пришлось рассматривать под микроскопом. Изучив их форму, а также отметив характерные особенности строения черепа (например, беззубое нёбо и сильно редуцированный поперечный фланец крыловидной кости), исследователи поняли, что имеют дело с болозавридой. И это явно был новый вид, ведь прежде болозаврид в Центральной Европе не находили. Вдобавок, до сих пор в руки исследователей попадали лишь фрагментарные остатки представителей этого семейства, тогда как скелет эудибама сохранился почти целиком, за исключением части черепа, фрагментов передних конечностей и кончика хвоста.
Позже нашли и второй, хуже сохранившийся, но чуть более крупный образец эудибама. По строению двух скелетов можно заключить, что при жизни это было длинноногое растительноядное существо, похожее на современных василисков, также способных перемещаться в двуногой позе (см. картинку дня Бегущие по воде). Как и у василиска, у эудибама был очень длинный тонкий хвост (сохранилось целых 55 позвонков) и сравнительно длинные ноги, особенно задние. Судя по строению суставов и форме костей (например, наличию на вертлужной впадине специального гребня, ограничивающего боковые движения головки бедра), эудибам бегал на полностью выпрямленных ногах, опираясь лишь на кончики удлиненных пальцев и совершая маятниковые движения ногами вперед-назад. Такой способ передвижения уникален для палеозойских сухопутных позвоночных и как минимум на 30 миллионов лет опережает появление парасагиттального («нерастопыренного») положения конечностей у раннетриасовых архозавров, предков быстро бегающих динозавров и птиц (см. статью Как оживают кости ящеров).

Задняя нога эудибама (слева) и примитивной рептилии-капторина (справа), масштабированные до одинаковой длины туловища обоих животных. У капторина, явно четвероногого и не очень подвижного животного, все пять пальцев задней ноги были развиты примерно в равной степени, тогда как у эудибама явно выделяются третий, четвертый и пятый палец, по-видимому, служившие опорой при беге. Рисунок с сайта carnegiemnh.org
Но зачем же эудибаму потребовались «спринтерские» ноги? Скорее всего, затем же, зачем и зайцу, — спасаться от хищников. В древнем Тамбахе плотоядных водилось с избытком, и некоторые из них «ящерку» проглотили бы целиком. Тяжеловесные рептилиоморфы сеймурии и дальний родственник млекопитающих, примитивная синапсида тамбакарнифекс (Tambacarnifex) были весьма грозными хищниками. Хотя, скорее всего, эудибаму следовало бы опасаться куда более мелкого европейского диметродона (см. картинку дня Под парусом на суше): тот хоть и вырастал «всего» до 60 сантиметров в длину, но был явно пошустрее грузных конкурентов, и эудибаму рядом с ним наверняка приходилось быть настороже. Также не исключено, что наличие столь шустрого животного в перми указывает на существование в экосистеме еще не открытых крупных хищников, способных угнаться за «ящеркой в семимильных сапогах».
В ранней перми Центральная Германия была горной местностью, изолированной от низменных пойм. Источниками воды здесь служили эфемерные озера, так что остатков рыб или полуводных тетрапод в Тамбахе найдено не было. Обратите внимание на животное в верхнем правом углу: это пока не описанная болозаврида, по предварительным оценкам достигавшая метра в длину. Был ли это родственник эудибама — или, возможно, взрослая особь этого же вида? Рисунок © Bálint Benke с сайта artstation.com
Нам же остается надеяться на палеонтологов, работающих в поисках новых окаменелостей. Возможно, ископаемые следы эудибама, доказывающие его своеобразную манеру передвижения, или новые остатки этих миниатюрных рептилий уже ждут своего первооткрывателя. Своеобразные условия древней Германии, чередующие разрушительные наводнения с продолжительными засухами, поспособствовали сохранению уникальной местной фауны, так что кто знает, что еще мы найдем в слоях красноватого песчаника? Очаровательная парочка сеймурий, прозванная «тамбахскими любовниками» или следы «косолапого» Orobates, сохранившиеся вместе с самим животным (см. Пермские парарептилии сухонопусы ходили иноходью, «Элементы», 13.07.2020) — лишь малая толика скрывающихся здесь сокровищ.
Рисунок © Bálint Benke с сайта artstation.com.
Анна Новиковская




Скелет эудибама и его прорисовка. Обратите внимание на необычайно длинные задние конечности: их общая длина составляет около 135% от длины туловища животного. Изображение из статьи D. S. Berman et al., 2021. The Early Permian Bolosaurid Eudibamus cursoris: Earliest Reptile to Combine Parasagittal Stride and Digitigrade Posture During Quadrupedal and Bipedal Locomotion