Перед вами образец из Микологического гербария Ботанического института РАН в Санкт-Петербурге. Внутри спичечного коробка лежит высушенный миксомицет Lamproderma violaceum (см. картинку дня Нивальный миксомицет), а этикетка сообщает не только о названии, месте и авторе сбора, но также о том, что этот образец — эксикат (от латинского exsiccatum — «высушенный»). Эксикаты являются ценной и неотъемлемой частью большинства мировых гербариев, в особенности тех, чья история перешагнула за столетний порог. Микологическому гербарию БИН РАН — 127 лет (он основан в 1898 году), а некоторым его образцам — более двухсот лет.
Эксикат — это не совсем обычный гербарный образец, поскольку предназначался он не просто для сохранения, но и специально для распространения среди заинтересованных научных заведений, ученых и натуралистов. Для этого растение или гриб собирали в большом количестве и формировали набор дублетов (иногда насчитывающий до сотни штук), каждый из которых снабжали единообразной печатной этикеткой с указанием места и времени сбора, а также автора сбора и определения. После формирования серии из наборов таких образцов их рассылали (и в некоторых случаях обменивали или продавали) по всему миру. Таким образом эксикаты значительно облегчали коммуникацию и взаимопонимание между специалистами, которые благодаря эксикатам могли изучать идентичные объекты, находясь за тысячи километров друг от друга. В наше время отыскать такие дубликаты становится всё легче по мере того, как оцифрованные гербарии становятся нормой (см. картинку дня Оцифрованный гербарий).
Образцы миксомицета Arcyria punicea, собранные в Венгрии в конце октября 1882 года. Эксикат №83 серии Fungi hungarici из микологического гербария БИН РАН в Санкт-Петербурге (LE) и его «братья-близнецы» из гербариев США: CHRB (The Chrysler Herbarium at Rutgers University, штат Нью-Джерси), NEB (University of Nebraska State Museum, штат Небраска) и PUL (Purdue University, штат Индиана). Фото в нижнем ряду с сайта mycoportal.org
Первые серии эксикатов были изданы еще во второй половине XVIII века ботаником Якобом Фридрихом Эрхартом, однако расцвет этого научного «жанра» пришелся на XIX век. Эксикаты издавались не только ведущими специалистами в области флористики и систематики, но и любителями, к которым можно отнести и Отто Яапа (Otto Jaap) — немецкого школьного учителя и увлеченного натуралиста, подготовившего две серии эксикатов, грибную (“Fungi Selecti Exsiccati”) и миксомицетную (“Myxomycetes Exsiccati”), образец №116 из которой представлен на заглавном фото.
Серии эксикатов чаще всего формировались по географическому признаку (“Flora Bohemiae et Moraviae exsiccata”, “Fungi Brittannici”, “Fungi Rossici Exsiccati”, “Mycotheca Fennica”) или таксономической принадлежности объектов гербаризации (“Discomycetes exsiccati”, “Lichenes Exsiccati”, “Polyporales exsiccati Čechoslovaciae”, “Ustilaginales exsiccata”), но иногда — на основе экологических особенностей (“Fungi Fimicoli Exsiccati” — копрофильные грибы) или их практической значимости (“Economic Fungi”).
Всего же, начиная с XVIII века, по подсчетам исследователей из Мюнхена, курирующих базу IndExs (Index of Exsiccatae), было издано уже 2449 разных серий эксикатов растений и грибов. Даже учитывая весьма дробный характер этой базы данных (крупные серии разделены по периодам издания или редакторам), масштабы впечатляют! Некоторые серии эксикатов насчитывали лишь пару десятков номеров, некоторые же, издаваемые на протяжении многих лет, — несколько тысяч номеров (например, известные серии “Flora exsiccata Austro-Hungarica” или “Fungi Europaei”).
Эксикат Physarum cinereum, изданный под номером 4481. Всего же три последовательные серии Fungi Europaei, издаваемые с 1859 по 1903 год, в сумме насчитывали 4500 эксикатов
Эксикаты служили не только своеобразными эталонами для международной коммуникации, но и важнейшим таксономическим источником, поскольку в них часто публиковали новые для науки таксоны. В таких случаях протологом нового вида или разновидности является сама этикетка образца, а все дубликаты одного эксиката считаются равноправными типовыми образцами — синтипами.
Типовой образец (синтип) миксомицета Arcyria ferruginea из микологического гербария БИН РАН
Несмотря на то что единообразность всех дублетов, изданных под одним номером, является одним из ключевых требований к подготовке эксикатов, это правило в прошлом нередко нарушалось. Например, британский миколог Артур Листер (Arthur Lister) изучил два образца миксомицета Didymium neapolitanum, относящихся к одному эксикату, и обнаружил, что образец из коллекции Королевских ботанических садов Кью относится к виду Didymium squamulosum, а образец из Британского музея — к виду Crateriachea mutabilis. В современной систематике D. neapolitanum принят как синоним Craterium crateriachea (= Crateriachea mutabilis).
Недобросовестные издатели в погоне за наживой (во второй половине XIX века коллекционирование гербария стало модным занятием) намеренно смешивали разные сборы, выдавая их за единую сущность, чтобы быстрее сформировать новый выпуск эксикатов. Иногда же такое нарушение было непреднамеренным или (по мнению составителя) не слишком существенным.
Пример явного нарушения принципа единообразия эксиката. Указано, что образец собран в разное время (в июле и августе 1912 года) и в разных местах — между Wet Mountain Valley и Cheyenne Mountain в штате Колорадо порядка 90 километров по прямой
Продажа эксикатов могла быть продиктована не жадностью, а жизненными обстоятельствами. Так, архивные документы зафиксировали, что в середине 1927 года русский ботаник из Петербурга Сергей Сергеевич Ганешин был, по-видимому, вынужден продать имеющийся у него «гербарий грибов Клотщ-Рабенгорста» (имеется в виду одна из серий эксикатов Готтлоба Людвига Рабенхорста, изданных в середине XIX века) за 192 рубля.
Налоговая декларация о доходах Сергея Сергеевича Ганешина, содержащая сведения о продаже учебного и собственного гербария, а также эксикатов Рабенхорста. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
В наше время из-за чрезвычайной бюрократизации международного почтового обмена растительными ресурсами, а также развития современных технологий цифровизации коллекций и их генетического штрихкодирования, издание серий эксикатов значительно сократилось. Тем не менее оно не исчезло совсем и остается важной частью гербарной науки.
Один из современных эксикатов слизевика Didymium difforme
Фото Федора Бортникова (если не указано иное).
Федор Бортников




Так выглядит содержимое коробка — лампродерма — под микроскопом