На фото — спускаемый аппарат «Викрам» индийской автоматической межпланетной станции (АМС) «Чандраян-3». Снимок сделал луноход «Прагъян» 30 августа 2023 года, через неделю после посадки станции на Луну. Станция была запущена 14 июля 2023 года ракетой LVM-3 с космодрома имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе. Спустя месяц после старта «Викрам» отделился от перелетного модуля на высоте 100 км над поверхностью Луны, а еще через шесть дней, 23 августа 2023 года, сел на широте 69°. До того ни один аппарат не совершал мягкую посадку так близко к Южному полюсу. Индия стала четвертой страной после СССР, США и Китая, осуществившей мягкую посадку АМС на Луну. А еще через пять месяцев, после посадки японской станции SLIM, список таких держав расширился до пяти.

Место посадки «Викрама» получило название в честь индуистских божеств Шивы и Шакти (см. Statio Shiv Shakti). Сам аппарат назван в честь основоположника индийской космической программы Викрама Сарабхая. А название «Чандраян» переводится с хинди как «Лунный корабль». Индекс «3» сообщает о том, что это третья индийская АМС, направившаяся на исследование Луны. Первая, «Чандраян-1», была запущена в 2008 году. В этой экспедиции посадка на Луну не планировалась, станция лишь сбросила на поверхность спутника ударный зонд. Спускаемый аппарат (посадочный модуль) АМС «Чандраян-2» (2019 год) должен был совершить мягкую посадку, но разбился о поверхность Луны.

Чандраян-3 в цеху

«Чандраян-3» в цеху: в нижней половине снимка — перелетный модуль, на нем — спускаемый аппарат «Викрам». Черные панели — солнечные батареи. Фото с сайта isro.gov.in

«Викрам» был оборудован несколькими научными инструментами. Один из них — ChaSTE (Chandra’s Surface Thermophysical Experiment) — измерил теплопроводность и температуру реголита (см. картинку дня Частица лунного грунта) на поверхности и на глубине до 10 см. Свойства реголита важны, в частности, при проектировании лунных баз и поселений. Результаты принесли первый сюрприз: температура поверхности составила 50° C, в то время как ученые, опираясь на результаты предыдущих исследований, ожидали величины 20–30°. Температура быстро убывала с глубиной: в 8 см от поверхности грунт оказался на 60° холоднее.

Другой прибор, ILSA (Instrument for Lunar Seismic Activity), измерял сейсмическую активность. Его чувствительность позволила даже зафиксировать колебания лунной поверхности, вызванные проездом лунохода. А 26 августа сейсмограф зарегистрировал небольшое сотрясение, обусловленное естественными причинами. Это было лунотрясение или падение крошечного метеорита.

Третий прибор — зонд Ленгмюра RAMBHA-LP (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere) для измерения концентрации ионов и электронов в плазме в ионосфере Луны. Результаты этого исследования будут важны на последующих этапах освоения Луны, при создании лунных систем навигации и связи: чем концентрированнее плазма, тем больше задержка радиосигнала при его прохождении через ионосферу. Также «Викрам» был оснащен небольшим массивом уголковых отражателей LRA (LASER Retroreflector Array), которые будут использоваться для лазерной локации Луны. И, наконец, «Викрам» доставил луноход «Прагъян» (в переводе с санскрита — «мудрость»), который покинул посадочный модуль и приступил к работе 24 августа.

Луноход "Прагъян"

«Прагъян» покидает «Викрам». Фото с сайта commons.wikimedia.org

«Прагъяном» управляли с Земли по изображениям, получаемым двумя его навигационными камерами. При необходимости маршрут лунохода оперативно корректировался: например, 27 августа камеры обнаружили большой кратер прямо по направлению его движения. Изменив курс, «Прагъян» благополучно миновал опасность. Агрегируя данные с камер, команда сопровождения лунохода создала цифровую модель рельефа (см. Digital elevation model).

Кратер на пути лунохода

Кратер, встретившийся «Прагъяну» 27 августа. Фото с сайта commons.wikimedia.org

На «Прагъяне» были установлены рентгеновский спектрометр альфа-частиц APXS (Alpha Particle X-Ray Spectrometer) и лазерно-искровой эмиссионный спектрометр LIBS (Laser Induced Breakdown Spectroscope) для определения химического и минералогического состава лунного грунта и горных пород в районе места посадки. Эти приборы смогли обнаружить серу, алюминий, кремний, магний, кальций, железо, хром, титан, марганец, кислород. Особый интерес в этом списке представляет сера. Согласно распространенной гипотезе, Луна сформировалась из обломков, выброшенных на околоземную орбиту в результате столкновения Земли с другой планетой. В течение 100 миллионов лет после этого вся поверхность Луны была покрыта затвердевшим впоследствии слоем расплавленной магмы (см. Луна могла сформироваться из выплеснувшейся на орбиту земной магмы, «Элементы», 16.05.2019) с заметным содержанием серы. Измерение концентрации различных изотопов серы на поверхности Луны, в грунте и горных породах может дать ученым ценные сведения о геологической истории Луны.

Следы лунохода

Следы «Прагъяна», запечатленные его навигационной камерой. Фото с сайта isro.gov.in

Посадочный модуль и луноход могли выполнять исследования только лунным днем, который длится 14 земных суток. На аппаратах отсутствовала теплоизоляция, а их электроника не годилась для работы холодной ночью, когда температура опускается до минус 120–130° C. Поэтому с приближением ночи, 2 сентября, луноход был переведен в спящий режим. К этому моменту он проехал чуть больше 100 метров. Посадочный модуль «уснул» утром 4 сентября. Незадолго до того он совершил эксперимент, запустив двигатель и подпрыгнув на 40 сантиметров, одновременно переместившись на 30–40 сантиметров вбок. Этот эксперимент важен для проектирования будущих миссий, в которых спускаемый аппарат будет стартовать с Луны, чтобы вернуться на Землю.

22 сентября, на рассвете нового дня, «Викрам» и «Прагъян» получили сигнал к выходу из спящего режима. Хотя основная программа исследований была завершена, ученые надеялись, что, проснувшись, аппараты смогут провести еще некоторые эксперименты. К сожалению, этого не произошло: ни посадочный модуль, ни луноход не отреагировали на сигнал.

Перелетный модуль проработал дольше. После отделения «Викрама» он продолжил обращаться вокруг Луны и проводил наблюдения за Землей, сочетающие методы спектрометрии и поляриметрии. Такое исследование дает информацию об особенностях поверхности и атмосферы планеты: о наличии океанов, об облачном покрове, атмосферных газах и аэрозолях. В данном случае оно носило тестовый характер, но в будущем эти методы могут помочь в изучении экзопланет и определении того, насколько они пригодны для жизни. Сперва планировалось оставить перелетный модуль на орбите вокруг Луны, но достаточный остаток топлива позволил вернуть его к Земле. Соответствующий расчет траектории стал хорошим «упражнением» перед будущими миссиями, предполагающими возвращение аппаратов с Луны. Два импульса, выданных в октябре 2023 года, перевели аппарат с окололунной на околоземную орбиту, где он продолжал свои исследования до августа 2024 года.

Тем временем Индийская организация космических исследований уже готовит новые экспедиции. В прошлом году завершилось проектирование АМС «Чандраян-4» (см. Chandrayaan-4), ее полет намечен на 2028 год. Планируется, что АМС должна будет доставить на Землю 3 кг лунного грунта. После этого в рамках проекта Lunar Polar Exploration Mission к Луне отправится японо-индийская станция, основной задачей которой станет разведка водных запасов вблизи Южного полюса (см. Вода на поверхности Луны образуется под действием солнечного ветра, «Элементы», 10.04.2024). Планируются в Индии и пилотируемые экспедиции на Луну, хотя это — дело отдаленного будущего.

Чандраян-4

Схема АМС «Чандраян-4». Рисунок из презентации индийской делегации на 67-й сессии Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (COPUOS)

Большие планы по исследованию Луны строят и другие космические агентства, в первую очередь — США, Китая и России. В планах — автоматическая доставка лунного грунта (Китай уже сделал это в 2020 году в ходе миссии «Чанъэ-5»), возвращение человека на Луну (американская экспедиция «Артемида-3» намечена на 2027 год), создание обитаемых баз как на Луне (МНЛС), так и на орбите вокруг нее (Lunar Gateway).

Интерес к исследованию Луны космическими аппаратами, почти угасший во второй половине 1970-х годов и вновь возникший в начале XXI века, объясним. Сейчас Луна рассматривается как потенциальный источник полезных ископаемых, малораспространенных на Земле или таких, с дефицитом которых человечество может столкнуться в ближайшие десятилетия. Это, например, редкоземельные элементы и платина, используемые в электронной промышленности, или гелий-3, который теоретически мог бы использоваться в термоядерном синтезе. А лунные базы могут стать пересадочными и заправочными станциями в дальних космических экспедициях — в частности, пилотируемых полетах к Марсу. В некоторых СМИ нынешнюю активность в исследованиях Луны даже окрестили «второй лунной гонкой» — по аналогии с «первой», развернувшейся в 1960-х годах между СССР и США.

Фото с сайта isro.gov.in.

Алексей Деревянкин


40
Показать комментарии (40)
Свернуть комментарии (40)

  • гравицап  | 07.02.2025 | 11:30 Ответить
    а фото лунной поверхности черно-белые это, чтобы избежать нападок со стороны адептов лунного заговора? )
    Ответить
    • kbob > гравицап | 08.02.2025 | 05:23 Ответить
      звезд не видно, понятно что в Боливуде снимали, никто никуда не летал )))
      Ответить
    • Woody > гравицап | 08.02.2025 | 11:10 Ответить
      Черно-белая съемка позволяет рассмотреть больше мелких деталей: в этом случае камера принимает больше света, чем при использовании светофильтров.
      Ответить
      • Kostja > Woody | 09.02.2025 | 09:48 Ответить
        Там света достаточно. Информация без цвета теряется.
        Ответить
        • Woody > Kostja | 09.02.2025 | 16:26 Ответить
          Ну я бы не стал так голословно утверждать, достаточно там света, или нет (и для чего именно).
          Ответить
    • Woody > гравицап | 09.02.2025 | 16:29 Ответить
      Также могу предположить, что цвет не нужен, так как камеры использовались только для навигации, а там и чёрно-белая картинка сойдёт. Ну а устройство таких камер проще, чем цветных.
      Ответить
    • Юрий Фёдоров > гравицап | 09.02.2025 | 17:11 Ответить
      Сходите на сайт, там первыми бросаются в глаза стереофотки. Те самые, которые красно-синие.
      И это, полагаю, все сразу объясняет: монохромные были две, видать, камеры: красная и синяя. И именно для навигации, потому как стереоизображение давали. А это лучше для ориентации, чем даже суперцветная, но плоская картинка.
      А черно-белость - это уже крашеная синяя или красная фотка. В красном и синем смотреть же было бы противно их по-отдельности...
      Но это лишь мои соображения-предположения (хотя и, тешу себя, стройные и убедительные)), а не факт.
      Ответить
  • antiximik  | 07.02.2025 | 16:15 Ответить
    Они мягкую посадку делали на антигравах сразу?.. Или, по примеру старших товарищей, в Болливуде?.. :О
    Ответить
    • Woody > antiximik | 08.02.2025 | 11:10 Ответить
      Двигатели.
      Ответить
      • antiximik > Woody | 10.02.2025 | 12:07 Ответить
        Вот было/есть оф.видео: https://www.youtube.com/watch?v=p5NpEB6wyHM
        Прилунение обрывается на 2:14, клубАми сдутой пыли. Где эта (наэлектризованная/устойчивая) стена грязюки? оО

        Апд. Две (2!!) тонны с копейками по их собственным оценкам... https://www.isro.gov.in/Ch3_ScienceResults.html
        Ответить
  • bonacon  | 07.02.2025 | 22:29 Ответить
    После американских Аполлонов, все остальные лунные достижения выглядят смешно. И будут выглядеть так же смешно еще много лет, к сожалению. За эти годы научные приборы должны были шагнуть далеко вперед, но из статьи не понятно, что такого принципиально нового получили индусы в научном плане. Я так понял, что ничего.
    Ответить
    • kbob > bonacon | 08.02.2025 | 05:11 Ответить
      что такого принципиально нового получили индусы
      Принципиально-новый индусский лунный корабль научно прилунился так близко к Южному полюсу.
      Ответить
    • Kostja > bonacon | 09.02.2025 | 09:50 Ответить
      Что такого важного открыли аполоны?
      Ответить
    • Юрий Фёдоров > bonacon | 09.02.2025 | 16:29 Ответить
      !))))
      Да уж!)
      Штаты - возглавляют парад комиков!)) Задали они тон энтому делу знатно!)))
      Ответить
  • kbob  | 08.02.2025 | 18:08 Ответить
    Главу Роскосмоса сняли - все идет по плану!
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 09.02.2025 | 04:36 Ответить
    "50° C... Температура быстро убывала с глубиной: в 8 см от поверхности грунт оказался на 60° холоднее"

    На 60 холоднее, это же 10 мороза!!
    Вот интересно, это отчего так? Вроде как похоже на песок, а теплоизоляция ух какая!
    Представляю, у нас такое было бы: пришел на пляж, солнышком нагретый песок 50 градусов, ногу обжигает. Черпанул, наподдал песок ногой, а там - бабах - минус десять!! Вот нифига себе, сразу замёрз!
    Это отчего у них, у лунатиков, там так-то?
    Совсем непонятно мне...
    Зато, хорошо погреб делать: можно продукты хранить под слоем всего несколько см песка!)
    И еще при таких обстоятельствах компьютеры хорошо охлаждать, наверное.
    Хотя, что я говорю: если реголит так потрясающе нетеплопроводен, то и комп там не охладить - сунешь радиатор в песок, а он как был горячим, так и остался. Чудеса!
    Вот что хорошо из реголита этого такого делать: термосы!стаканы, тарелки и чашки. Суп будет весь день теплый стоять!
    Ответить
    • гравицап > Юрий Фёдоров | 09.02.2025 | 08:28 Ответить
      воздух на Земле и в земле какой-никакой, но теплопроводник и теплоноситель. к тому же недра луны изнутри нее ничто не греет, там черпнуть поглубже всего несколько кельвинов, наверное.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > гравицап | 09.02.2025 | 15:54 Ответить
        Воздух ладно, но частички-то реголита друг дружки касаются же! должны как-то греться друг о друга...

        И это вообще интересная мысль - разобраться, какую роль в теплопроводности рыхлых пород играет воздух. Сколь весома эта роль... И, собственно, довольно нетрудно оценить: замеряем теплопроводность просто сухого песка, и его же, но в камере с отсосаннным воздухом.
        Сравниваем цифры - и всего делов!

        а про негреющие недра - это не оч убедительно. Ведь у нас вон есть же вечные мерзлОты, и это при бесспорно наличествующих довольно-таки жарких недрах!)
        И как бы то ни было, песок на пляже не недра наши согревают, думаю, не станете спорить. А бессмертные души разморенных кайфом курортников!))
        Ответить
        • гравицап > Юрий Фёдоров | 09.02.2025 | 19:37 Ответить
          а ещё влажность надо учитывать.;)
          песок и от воздуха увлажняется, наверное. а влажный песок лучше (быстрее) тепло отбирает. вот, между прочим, в чем может быть дело - даже если реголит хорошо проводит тепло, то оно быстро уходит вглубь и рассеивается. а поскольку там, в лунных недрах всего несколько кельвинов, то и температура быстро спадает с глубиной, быстрее, чем на земле.
          что касается вечной мерзлоты, то там и снаружи не особо жарко и если бывает тепло(летом), то недолго. да ещё та самая влажность, которая усиливает отвод тепла.
          скорее всего воздух и вода - наше всё - причиной всему.;)
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > гравицап | 10.02.2025 | 15:17 Ответить
            То есть, думаете, наоборот все? Слишком хорошая теплопроводность приводит к такому перепаду температур? На 8ми сантиметрах.
            Хм...
            Но неее. Тут все же дело в плохой теплопроводности!
            Если б она была хороша, то и на поверхности было бы холодное все. Это как железяка: почему на морозе языком можно прилипнуть? Потому что теплопроводность отличная - сразу тепло убегает внутрь, слюна леденеет и лёд приклеивает.
            В случае реголита противоположно - язык к реголита не прилипнет, не примерзнет, поверхность его горячая.
            Хотя...
            Можно быть это соонечные лучи так ж по рят там?
            Нужно было проверить, если создавать тень - с какой скоростью реголит станет холодным? Если это всего секунда - Вы правы.. и жар а 50 градусов - это ежесекундная работа ничем не ограниченного солнца
            Ответить
            • antiximik > Юрий Фёдоров | 11.02.2025 | 11:35 Ответить
              Слишком хорошая теплопроводность приводит к такому перепаду температур? На 8ми сантиметрах.
              Хм...
              Там на тот график (про температуры) без слёз не взглянешь... (Вот он: https://www.isro.gov.in/Ch3_first_observation_ChaSTE_Vikram_Lander.html ) :(
              Остаётся только обнять и простить.
              Ответить
            • гравицап > Юрий Фёдоров | 11.02.2025 | 13:20 Ответить
              вот что говорит нам гугель:
              Не будучи защищена атмосферой, поверхность Луна нагревается днем до +110° С, а ночью остывает до -120° С, однако, как показали радионаблюдения, эти огромные колебания температуры проникают вглубь лишь на несколько дм вследствие чрезвычайно слабой теплопроводности поверхностных слоев. По той же причине и во время полных лунных затмений нагретая поверхность быстро охлаждается, хотя некоторые места дольше сохраняют тепло, вероятно, вследствие большой теплоемкости (так называемые «горячие пятна»).
              с одной стороны, говорится о низкой теплопроводности лунной поверхности, и это объясняет нам всё по первому способу ) - тепло плохо проникает вглубь лунного грунта.
              но с другой стороны, если на луне такие большие перепады температуры в течение суток, то накопленное тепло все же куда-то уходит, за ночь!? есть гипотеза, что в космическом вакууме быстро не замерзнешь, потому что он плохой проводник тепла. тогда куда за ночь деваются 230°, если не в грунт? да и -120°С ночью - это не смертельно, это не 4°K ). по-видимому луна достаточно прогрета солнцем.

              а вот что говорит нам вика:
              Разрежённость атмосферы приводит к высокому перепаду температур на поверхности Луны (от −173 °C ночью до +127 °C в подсолнечной точке)[25], в зависимости от освещённости; при этом температура пород, залегающих на глубине 1 м, постоянна и равна −35 °C.
              у неё перепад температуры вообще 300° (для ровного счета что ли подогнали ))
              а стабильная температура на глубине 1м о чем может говорить?
              Ответить
              • dark > гравицап | 11.02.2025 | 20:52 Ответить
                стабильная температура на глубине 1м о чем может говорить?
                О средней температуре поверхности Луны.
                Можно ее грубо оценить вот так:
                (127 - 173) / 2 = -23°C
                Ответить
                • Юрий Фёдоров > dark | 12.02.2025 | 21:43 Ответить
                  Не, ребята, если уж на 8 см проходит 60 градусов и получается -10 град цельсия, то отчего же на 100см -35 всего мороза-то?? График линейный - просто красавец.
                  Посему экстраполируем, считаем по 60 град на каждые 8 см - выходит 125*6 = -750. то есть абсолютный нуль в спину уже и не дышит!))
                  Посему и -35 - эт только если изнутря греет штой-то.
                  Либо про эти 35 - чисто чей-то логический расчет, не проверенный практикой. То есть та самая средняя температура, которую уважаемый Дарк нам стройно и логично посчитал тока што!)
                  Ответить
              • Artemo > гравицап | 17.02.2025 | 10:19 Ответить
                то накопленное тепло все же куда-то уходит, за ночь!?
                В космос это тепло девается. Горячая Луна излучает его обратно.
                есть гипотеза, что в космическом вакууме быстро не замерзнешь,
                Это не гипотеза, это факт. Если фольгой обмотаетесь или чем-то с низким коэффициентом черноты. Если посыпете себя черным порошком, то быстро придете в лучевое равновесие с окружающим пространством, а ночью на Луне это как вы сказали -170.
                Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 09.02.2025 | 04:55 Ответить
    Хитрый вообще песочек-то!
    Тепло не передает, а вот звуки наоборот не гасит, не поглощает, и тоже невероятно как-то шибко!
    Думаю, в нашем песке если б катился тот луноходец - разве шелест песка можно бы услышать, да по воздуху при том, а вовсе не через колебания самого песка.
    А тот микрометеорит услышанный и вовсе пугает: он же любой скафандр насквозь прошьет, разве нет?
    Жутковато.

    И ещё оч жалко, что фотки такого плохого разрешения. Из цеха получше фотка, а с Луны - муть одна при приближении. Это с чем связано - что там взвесь электростатической пыли мешает четкость наводить, или трафик экономили? Или просто это не оригиналы фот, а уже для лёгкости веса обработанные?
    Ответить
    • гравицап > Юрий Фёдоров | 09.02.2025 | 08:38 Ответить
      опять же, по-видимому, на луне вибрации песка не гасятся, потому что молекул воздуха нету, которым они могли бы передаваться.
      а фотки действительно расфокусированные, замыленные. наверное из соображений секретности ) не хотят индусы делиться добытой научной информацией? )
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > гравицап | 09.02.2025 | 16:14 Ответить
        Вы прямо, похоже, влюблены в воздух!
        Все события и явления на Луне его отсутствие объясняет!))
        (И я Вас в этом деле очень понимаю и поддерживаю! ДобрыйЛюбимый наш, хороший Воздух, Воздушок, Воздушишко! Как бы мы без тебя, а? Ты же наше все!)
        Ответить
    • pale > Юрий Фёдоров | 09.02.2025 | 11:31 Ответить
      Фотографии, очень похоже, взяты из Википедии, и, надо думать, это не оригинальные снимки.
      Ещё такой момент. В статье камеры названы навигационными. То есть, они и не должны выдавать "качественную" картинку, а только достаточную для ориентации в пространстве и обнаружения препятствий для ровера. Если присмотреться, видно, что передний план чётче заднего. Возможно, дистанция фокусировки фиксирована на ближайших к роверу метрах - от того и посадочный модуль не в фокусе.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > pale | 09.02.2025 | 15:45 Ответить
        "очень похоже"??

        Уважаемый(ая) Пале!
        Тута Вам не тама, тута сугубо серьезные люди! и ежели что вставляют - обязательно ссылаются))
        Ну Вы даете!)
        Написано же, всюду, откуда картинки! И это не педия никакая, я сугубо индийский ресурс, оч похожий на офиц сайт индийских космонавтов, ну типа Индкосмоса.
        А вот на счет навигационности - таки да, интересное предположение.
        Ответить
        • pale > Юрий Фёдоров | 09.02.2025 | 18:40 Ответить
          Половина снимков, таки, с википедии. Отчего такая эмоциональная реакция?
          Где указан источник заглавного снимка - в конце статьи - да, не увидел. Но в галерее по ссылке (вы сами-то смотрели?) именно заглавного изображения нет. Если фотография и взята оттуда, она, как минимум обрезана (отрезана правая часть, с лого миссии).
          Ответить
      • kbob > pale | 09.02.2025 | 15:52 Ответить
        Китайская нейросеть и то чётче "снимки" рисует

        https://cdn.qwenlm.ai/output/eb4c0ed3-0f7c-4846-95da-b947b915f52e/t2i/6420d9d7-849d-4d72-825b-fe6c42611292/2232a456-f203-4e91-aa0e-d54ac91ebc89.png

        наверное у них индусская нейросеть, совсем слабая ((
        Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 09.02.2025 | 16:38 Ответить
    а еще мне оч понравилось в индийском спускаемом то, что садится/прыгает не на толстом движке в центре, а на нескольких маленьких по периметру.
    Это оч симпатичное решение - позволяет использовать "попу" для вставливания туда перелетного модуля. И сразу не нужно кошмарных, сложных и опасных переворачиваний с отстыковками-перестыковками в космосе. Умственно стройно!
    Как вам такое, Аполлоны, а?)

    Или я что не так понял?
    Ответить
    • гравицап > Юрий Фёдоров | 09.02.2025 | 20:01 Ответить
      только для посадки такой схемы, очевидно, вполне достаточно. а для взлета, думаю, нужен двигатель помощнее, разгонный. если бы астронавтов не предполагалось возвращать, то их вообще на парашюте/батуте сбросили бы (и голливуду "съемки" дешевле обошлись бы)) это была шутка юмора такая. в безвоздушном пространстве парашют не сработает.)
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > гравицап | 10.02.2025 | 04:07 Ответить
        Хотите сказать, что описанное в статье подпрыгивание посадочного модуля - это все, на что он с такими двигателями способен?
        А я думал, что тут как в пословице "юбишь кататься, люби и саночки возить". Вернее, в другой: "действие равно противодействию".
        Ну, то есть, если двигатель позволяет сесть, то и взлететь он позволит. Конечно, если топлива подлить. Раз с орбитальной скорости до нуля довел, то от нуля до орбитальной доведет. Там же нет ничего иного, что помогало бы тормозить - атмосферы, или чего ещё...
        Чего ещё?
        А вот чего ещё: электростатика! Все уши прожужжали рассказами о пыльных облаках на Луне - якобы заряженная электростатикою пыль взлетает и висит подолгу.
        Если и впрямь так
        То
        Думаю, можно подумать о парашюте - не атмосферном, а электростатическом!
        Чтоб отталкивался от поверхности Луны одноименным зарядом.
        Кстати, и вместо вертолета для путешествий уже на Луне можно использовать бы!
        Как думаете?
        Экономно, долговечно.дешево и сердито.
        Ответить
        • гравицап > Юрий Фёдоров | 11.02.2025 | 06:46 Ответить
          может быть тогда и взлетать на электростатическом парашюте? ) если он будет способен снизить орбитальную скорость до нуля.
          для путешествий по луне можно квадрокоптеры (или даже ранцы) на миниатюрных реактивных двигателях использовать, гравитация ведь маленькая, много топлива не понадобится. можно на тамошнем водороде. воздуха на луне нет, водород наверное будет безопасно использовать. зато вода есть. а это дополнительный водород для двигателей и кислород для реакции с водородом и для дыхания.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > гравицап | 12.02.2025 | 21:30 Ответить
            Водород - это экзотика если есть вода, зачем пыжиться?
            кипятим воду - пускаем позади себя паровые струи - и полетели!)
            Ответить
            • гравицап > Юрий Фёдоров | 13.02.2025 | 07:22 Ответить
              а топливо откуда брать, чтобы лёд растапливать и воду кипятить? )
              Ответить
            • Artemo > Юрий Фёдоров | 17.02.2025 | 10:23 Ответить
              Примерно так иногда и делают берут H2O в запчастях (H2 отдельно, O отдельно), кипятят (они в специальной камере друг с другом соединяются сразу в пар) и пускают паровую струю позади себя.
              Ответить
  • Andrey 1234567  | 01.03.2025 | 23:57 Ответить
    Интересно, почему "прагъян" с твердым знаком. Обычно твердый знак используется после приставки. В санскрите, как я понимаю, это тоже приставка, но язык-то иностранный. Хотя впрочем адъюнкт или конъюнктура - тоже иностранные слова. Значит, все верно.
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков

Ребенок Cхул 1 и его родители
Череп ребенка из пещеры Схул подтверждает раннюю гибридизацию сапиенсов и неандертальцев

Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»