Лебединая неверность

На фото — классическая семья черных лебедей (Cygnus atratus): мама, папа и четверо птенцов. Мы привыкли считать лебедей, в том числе и черных, символом верности и идеальных супружеских отношений. Австралийские ученые знают, что это не совсем так.

Черные лебеди — эндемики Австралии, той самой страны, где всё происходит несколько иначе, нежели в остальном мире. Эти птицы почти абсолютно черные, за исключением белых маховых перьев и красного клюва с небольшим светлым пятнышком. Половой диморфизм не выражен, самцы лишь несколько крупнее и с более вытянутым клювом. Даже украшения, служащие для привлечения партнера, — закрученные перья на крыльях, — у самцов и самок одинаковые. Это явление носит название взаимного полового отбора и известно также у больших конюг и сизых голубей (см. картинку дня Большие конюги с апельсиновым запахом). Размножаются птицы практически круглый год, когда позволяют погодные условия и кормовая база. Черные лебеди интродуцированы в Новую Зеландию, Великобританию, США, Японию и Китай.

Пара черных лебедей

Пара черных лебедей. Самец немного крупнее самки, с более массивным и длинным клювом. Фото © Bernard Spragg с сайта flickr.com, Новая Зеландия, 15 марта 2017 года

Лебеди — социально моногамные птицы. Это значит, что партнеры привязаны друг к другу, вместе выращивают потомство, но регулярно спариваются «на стороне». Самка черного лебедя, состоящая в крепких долгосрочных отношениях, может спариваться с другими самцами ради увеличения генетического разнообразия потомства. Таким образом, в кладке появляются яйца от разных отцов. И даже матерей: среди гусеобразных, в том числе и черных лебедей, широко распространен внутривидовой гнездовой паразитизм, когда самки подкладывают свои яйца в чужое гнездо (см., например, картинку дня Утка-паразит). Способствует этому колониальное гнездование, которое у черных лебедей наблюдается чаще, чем у родственных видов.

Гнездовая колония черных лебедей

Гнездовая колония черных лебедей на озере Элсмир в Новой Зеландии. Фото © Peter Morrison с сайта nzbirdsonline.org.nz

Помимо классических отношений между самцом и самкой черные лебеди могут образовывать пары самец-самец или самка-самка, могут высиживать потомство в гордом одиночестве, а могут состоять в любовном треугольнике, включающем двух самцов и одну самку. Однополые пары в мире птиц явление вполне распространенное (см. картинки дня Женская кооперация у альбатросов и Дружные фламинго), но вот в семействе утиных, к которому относятся лебеди, насиживание кладки самцом — большая редкость. В паре из двух самцов один из них спаривается с самкой и после откладки яиц она изгоняется, после чего насиживают кладку и воспитывают потомство оба самца. Иногда такая пара может выгнать с гнезда насиживающую кладку самку и заняться ее потомством. Две самки в паре могут откладывать неоплодотворенные яйца и насиживать их. В трио самец-самец-самка второй самец не участвует в размножении, но выполняет роль охранника территории на время насиживания кладки и выращивания потомства.

Интересно, что, согласно последним исследованиям, яйца, насиживаемые исключительно самками, созревают позже, тогда как кладка, насиживаемая самцом, значительно быстрее. Исследователи считают, что, взяв на себя большую часть инкубации, самцы могут повысить в течение сезона продуктивность своих партнерш и, таким образом, свой собственный репродуктивный успех.

Фото © Rebecca Bowater с сайта nzbirdsonline.org.nz, Новая Зеландия, март 2017 года.

Дарья Остапенко


23
Показать комментарии (23)
Свернуть комментарии (23)

  • Kostja  | 30.09.2022 | 06:44 Ответить
    Черные лебеди — эндемики Австралии
    Даже не подозревал о таком. Надо же.
    Ответить
  • protopop  | 30.09.2022 | 10:25 Ответить
    Из неоплодотворённых яиц тоже вылупляются птенцы?
    Ответить
    • grushevyi > protopop | 30.09.2022 | 12:17 Ответить
      У птиц есть случаи размножения с помощью партеногенеза - когда яйцо не было оплодотворено, но при этом развилось и вылупился птенец (в таком случае будут появляться исключительно самки). Мне не удалось найти информацию о случаях партеногенеза для черных лебедей. Точно зафиксированы случаи с курицами и кондорами.
      Ответить
      • protopop > grushevyi | 30.09.2022 | 12:48 Ответить
        Спасибо. А то в тексте остаётся ощущение недосказанности.
        Ответить
      • Clear_sky > grushevyi | 30.09.2022 | 16:44 Ответить
        grushevyi
        Только не самки, а самцы. У птиц женский пол гетерогаметный)
        Ответить
        • grushevyi > Clear_sky | 30.09.2022 | 16:51 Ответить
          Точно)
          Ответить
        • Юрий Фёдоров > Clear_sky | 01.10.2022 | 04:01 Ответить
          Что? Если чёрная лебедиха высидит пустые, неоплодотворенные яйца, то из них у нее родятся мальчики??
          Я правильно понял???
          Ответить
          • pale > Юрий Фёдоров | 01.10.2022 | 11:54 Ответить
            Да. Как понимаю, в противном случае пертеногенез со временем полностью вытеснил бы половое размножение.
            Ответить
            • Юрий Фёдоров > pale | 01.10.2022 | 15:51 Ответить
              Да тут же, вот совсем рядом, только что! - про насекомых-чудаков (они из себя изображают листики и веточки) рассказывали:
              у них неоплодотворенные яйца девочками оборачиваются!
              Что ж это за неразбериха? Что должно без оплодотворения родиться? Никак эволюция не определится! При этом никак половое размножение ни у тех, ни у других не вытеснено покуда))
              Ответить
              • pale > Юрий Фёдоров | 01.10.2022 | 16:21 Ответить
                Да, но у них, как там же сказано, самцы встречаются очень редко. Не известно, насколько давно у листовидок появилась способность к партеногенезу (в статье, во всяком случае, об этом не говорилось), не известно, насколько пагубно это для вида в естественной для него среде (скорее, наоборот, выгодно - в краткосрочной перспективе), но это, очевидно, делает ненужным "содержание" самцов для поддержания численности популяции. Вот их и нет почти.
                Ответить
                • Юрий Фёдоров > pale | 02.10.2022 | 02:50 Ответить
                  Ну это Вы уж слишком категоричны! Я думаю, что не факт, что их мало там: помните, там куча видов, в которых вообще неизвестно учёным, чьих девочек на кусте они нашли и изучают, и чьих мальчиков? Их даже к разным видам относили, считая, что известен один вид из мальчиков только, и другой - из девочек одних состоящий... Там пацаны так ловко притворяются веточками, что мы их просто можем не узнавать! Может, там весь куст из них состоит? ))
                  в общем, мне все это кажется куда более запутанным и неочевидным, чем Вы предлагаете видеть)
                  Ответить
          • nal > Юрий Фёдоров | 01.10.2022 | 22:01 Ответить
            Это явление масштабнее, чем вам кажется :)
            У муравьев тоже самое. Из неоплодотворенных яиц родятся мальчики, а из оплодотворённых - девочки.
            Ответить
            • Юрий Фёдоров > nal | 02.10.2022 | 02:57 Ответить
              Был бы я муравьём - я бы посчитал этот, названный Вами факт в какой-то мере принижающим моё достоинство: как так? Из пустого яйца? Я же не паук какой-то, который как до недавнего времени кое-кем считалось, из пыли у неряшливой хозяйки в доме зарождается? У меня, серьезного муравья, родители должны быть: папа и мама!
              Но, к счастью, я не муравей))
              Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 01.10.2022 | 04:13 Ответить
    "Самка черного лебедя ... может спариваться с другими самцами ради увеличения генетического разнообразия потомства"
    Какая дальновидная и мудрая самка! А может нет? А может, это тот сторонний самец так генетически грамотен? Может это он с нею спаривается ради таких высоких целей? А она просто получает удовольствие? ))

    А вот тут я вообще не понял: Генетическое "разнообразие может обеспечиваться и по-другому: ... когда самки подкладывают свои яйца в чужое гнездо"
    ?
    Генетической разнообразие - это когда спариваются. А от того, где именно воспитали "результат" спаривания - в своей семье, в чужой, или вовсе в инкубаторе птицевода за тридевять земель - никак нельзя что-то изменить в генетическом разнообразии! Мне так кажется...
    В чем я не прав?
    Ответить
    • protopop > Юрий Фёдоров | 01.10.2022 | 08:00 Ответить
      А она просто получает удовольствие?
      Субъективно - да, просто получает удовольствие. Но за всякой эмоцией (мотив - что-то побуждающее) стоит какая-то высокая объективная цель, которую субъект не осознаёт, и осознавать не может в силу скудоумия. Он может осознавать лишь эмоцию. Ну и с поправкой на информационную неточность работы мотивирующего механизма. Питие водки тоже доставляет удовольствие многим, но объективной пользы практически нет.
      Ответить
    • pale > Юрий Фёдоров | 01.10.2022 | 12:08 Ответить
      "А вот тут я вообще не понял: Генетическое "разнообразие может обеспечиваться и по-другому: ... когда самки подкладывают свои яйца в чужое гнездо""
      Тоже не совсем понял. Возможно, имеется в виду, что у разных пар разная вероятность высидеть яйца и вырастить потомство. Подкладывая свои яйца в чужие гнезда, лебеди обеспечивают большее разнообразие популяции вообще, а не конкретно своего потомства. Потерял весь свой выводок я, но вывел моего птенца сосед - мои гены сохранились в популяции.
      Ответить
      • nal > pale | 01.10.2022 | 12:49 Ответить
        Не у всего обязательно есть выгода. Достаточно, чтобы не было вредным.
        Ответить
        • pale > nal | 01.10.2022 | 15:38 Ответить
          Это да. Но в статье о раскладывании яиц в чужие корзины говорится именно в положительном ключе.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > pale | 02.10.2022 | 03:01 Ответить
            Подозреваю, Дарья над нами подтрунила немножко, а мы и завелись. Простаки!))
            Ответить
    • meerkat147 > Юрий Фёдоров | 03.10.2022 | 16:38 Ответить
      Юрий, вы абсолютно правы. Спасибо за внимательность! Это моя ошибка как редактора, прошу прощения, все исправила. Конечно, генетическое разнообразие подкладыванием яиц не обеспечишь.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > meerkat147 | 04.10.2022 | 01:23 Ответить
        Как Вы добры!
        Как я горд, что был полезен!
        Благодарю.
        Ответить
      • Мимогавиал > meerkat147 | 04.10.2022 | 08:06 Ответить
        А почему ошибка, кстати? Разве у яиц в разных кладках не уменьшается вероятность быть съеденными какими-нибудь там австралийскими хищниками и тем самым, возможно, прерывания суперполезной мутации?
        Ответить
        • Юрий Фёдоров > Мимогавиал | 04.10.2022 | 08:37 Ответить
          Да... и эту мысль уже озвучил уважаемый Пале.
          Однако она не идеальна на мой взгляд: само по себе разнообразие все таки обеспечивает спаривание.
          А уж как потом это разнообразие сохранить - раздавать яйца соседям, прятать в сейф, вооружиться, нанять охрану или снести тыщу яиц, чтоб потенциальный хищник просто подавился ими - другой всё же вопрос.
          Главное, что разнообразие уже есть.
          А все эти защитные мероприятия можно поделать и с неоплодотворенными яйцами - то есть генетически неразнообразными)
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»