На этой микрофотографии, сделанной с помощью сканирующего электронного микроскопа и дополненной яркими цветами, перед нами предстает микромир кусочка пластмассы, дрейфующего в водах на востоке от побережья Тасмании. Бактерии (розовый цвет) и диатомовые водоросли (зеленый цвет) первыми поселяются на подброшенном людьми пластиковом субстрате.
Сейчас в год производится около 400 миллионов тонн пластика, и, по прогнозам, к 2050 году его производство удвоится. Несколько миллионов тонн пластика ежегодно поступает в Мировой океан. Особое место в ряду пластиковых отходов занимает микропластик — частицы длиной меньше 5 мм. Такой пластик значительно менее эффективно фильтруется очистными сооружениями, чем крупный. Источники микропластика неиссякаемы. Это, например, микрогранулы в составе косметических средств (об их наличии чаще всего говорит приставка poly-; список ингредиентов, содержащих микропластик, можно найти здесь) или синтетические волокна с одежды (например, с таких теплых и уютных флисок). В период пандемии COVID-19 весомым источником микропластика стали одноразовые защитные маски.
Крупные пластиковые предметы под действием различных стихий тоже постепенно превращаются в микропластик. Попадая в водоемы, пластик становится субстратом для водных организмов. Для развивающихся на пластике микроскопических экосистем есть даже специальный термин — «пластисфера».
Среди бактерий первыми пластиковый мусор заселяют штаммы с гидрофобной поверхностью клеток, образующие биопленки. Благодаря высокой гидрофобности пластика такие бактерии легко прикрепляются к нему и образуют более плотные биопленки, чем, например, на песчинках. Биопленки образуются за счет дружного выделения бактериями слизи, защищающей их от внешних воздействий. После формирования таких пленок пластисфера становится доступной для более широкого круга бактерий.
Частицы пластика, поступающие со сточными водами в очистные сооружения, становятся домом для бактерий — патогенов человека. Существуя в тесном контакте, бактерии активно обмениваются генами устойчивости к антибиотикам. При этом некоторые антибактериальные препараты, поступающие в сточные воды, также концентрируются в пластисфере, создавая селективную среду для резистентных штаммов. Путешествуя вместе с крохотным пластиковым мусором, новые устойчивые к антибиотикам штаммы могут попадать туда, где они встретятся с людьми.
Биопленка на поверхности пластика. Фото из статьи E. R. Zettler, T. J. Mincer, L. A. Amaral-Zettler, 2013. Life in the «Plastisphere»: Microbial Communities on Plastic Marine Debris
Из эукариотов наиболее активно заселяют пластик диатомеи — одноклеточные водоросли, покрытые силикатным внешним скелетом. Их можно найти в соленых и пресных водоемах на глубине до 200 метров, а также на поверхности почв. Диатомовые водоросли могут формировать колонии, прикрепляясь друг к другу белковыми тяжами. Панцири диатомовых водорослей — фрустулы (см. Frustule) — имеют сложное строение со множеством пор-воронок (см. картинку дня Панцирь диатомей). Замысловатые конструкции отражают ультрафиолетовые лучи и улавливают подходящие для фотосинтеза длины волн. Механизм прикрепления диатомей к пластику пока не установлен. Известно, что им нужно больше времени для образования колоний на пластике, чем бактериям, и что разные виды диатомей предпочитают разные типы пластмасс.
Диатомовые водоросли (зеленые) и бактерии (пурпурные) на частице микропластика. Фотография сделана с помощью сканирующего электронного микроскопа и раскрашена. Фото © Julia Reisser, Jeremy Shaw с сайта theconversation.com
Пластисфера — сложное сообщество со своими пищевыми цепями и симбиотическими взаимодействиями. Среди ее обитателей встречаются не только одноклеточные организмы: если хорошо поискать, на микропластике можно увидеть крошечных мшанок, членистоногих, червей.
Крошечный морской червь осваивает полиэтиленовые просторы. Фотография сделана с помощью сканирующего электронного микроскопа и раскрашена. Фото © Julia Reisser, Jeremy Shaw с сайта theconversation.com
Поглощаясь водными организмами, микропластик попадает в пищевые цепи. Будучи долгоживущим и подвижным субстратом, пластик может служить распространителем инвазивных видов. Так, например, вместе с пластиком в Бискайский залив на севере Испании добираются инвазивные морские желуди вида Austrominius modestus, естественный ареал которых включает Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.
Несмотря на растущие объемы выбросов микропластика в океан, занимаемая им площадь не растет так быстро, как можно было ожидать. Этому способствуют обитатели пластисферы. Эксперименты и наблюдения показывают, что некоторые бактерии способны перерабатывать пластик. Диатомовые водоросли же, нарастая на частицах микропластика, погружают их на дно.
Фото © Julia Reisser, Jeremy Shaw с сайта theconversation.com.
Галина Клинк
Скопление микропластика в Средиземном море, образующееся за счет морских течений. Фото с сайта ctvnews.ca