Стога и грибы-термофилы

Когда Клод Моне писал свою знаменитую серию картин «Стога», включая это полотно «Стог сена в Живерни, Закат», то наверняка хоть раз задумался о том, что же происходит внутри них. А внутри стогов — целый мир.

Этот мир впервые изучил немецкий ботаник Хуго Миэ (Hugo Miehe), опубликовавший в 1907 году работу «Самонагревание сена: биологическое исследование» (Die Selbsterhitzung des heus: eine biologische Studie). Внутри сена он обнаружил множество грибов и бактерий, жизнедеятельность которых приводила к нагреванию стогов, и стал первым, кто показал связь между ростом термофильных грибов и термогенезом (или саморазогреванием) стогов сена.

Сегодня уже известно, что растительная масса (куча зерна, сена и др.) в результате неправильного хранения, например высокой начальной влажности, может разогреваться до 40–60°С буквально за 4–5 дней благодаря жизнедеятельности микроорганизмов, которые с повышением температуры последовательно сменяют друг друга, заканчивая термофильными микроскопическими грибами. Сам субстрат из-за накопленных токсинов становится непригоден для кормовых целей, а если начнется самоподдерживающаяся реакция, то сено может загореться.

Термофильные грибы — это небольшая и разнородная, но очень интересная группа грибов, способных расти при высоких температурах, как правило с оптимумом роста выше 37–45°С, а при «обычной» температуре 15–25°С они развиваться уже не могут. Первые сведения о термофильных грибах появились в середине XIX века, когда были описаны такие виды, как аспергилл дымящий (Aspergillus fumigatus) и Rhizomucor pusillus. Ооднако интерес к этой группе в научном сообществе возник после публикации в 1899 году работы русской женщины-бактериолога Прасковьи Васильевны Циклинской, в которой она продемонстрировала способность неизвестного до этого гриба расти при повышенных температурах. Сам гриб она случайно обнаружила на картофеле в садовой почве.

Чтобы получить чистую культуру и избавиться от совместно растущих с грибом бактерий, Циклинская использовала в качестве источника питания для гриба белый хлеб, поддерживавшийся при температуре 52–53°С. На хлебе гриб обильно рос и формировал пушистые белые колонии, из-за чего она назвала его Thermomyces lanuginosus (видовой эпитет означает «пушистый»). В результате экспериментов Циклинская выяснила, что диапазон роста Thermomyces lanuginosus варьируется в пределах от 37 до 60°С, с оптимумом при 54–55°С, его споры выдерживают сухой нагрев до 80°С в течение трех часов, а при 100°С погибают через одну минуту.

Колонии Thermomyces lanuginosus

Колонии Thermomyces lanuginosus, выращенные на твердой питательной среде при 42 °С в течение пяти дней. Слева — колония на картофельно-декстрозном агаре (см. Potato dextrose agar). Справа — колония на агаре Сабуро (см. Sabouraud agar). Морфология, скорость роста грибов и другие признаки зависят от состава питательных веществ в средах и потому отличаются. Фото из статьи S. Sivagnanam et al., 2013. Thermomyces lanuginosus infective endocarditis: Case report and a review of endocarditis due to uncommon moulds

У Thermomyces lanuginosus обнаружены только споры бесполого размножения, называемые алевриоспоры (или алевриоконидии; см. Конидиогенез) — это крупные (6–10 мкм) конидии, формирующиеся поодиночке на каждом конидиеносце. Они имеют толстую скульптурную оболочку, благодаря которой могут пережидать значительные температуры (выше максимальных температур роста).

Строение гриба Thermomyces lanuginosus

Гриб Thermomyces lanuginosus. Гифы воздушного мицелия, несущие алевриоспоры на коротких боковых ветвях. Стрелками обозначены зрелые конидии с хорошо заметной сетчатой скульптурой оболочки. Cлева — рисунок из статьи G.J.F. Pugh, J.P. Blakeman, G. Morgan-Jones, 1964. Thermomyces verrucosus sp. nov. and T. lanuginosus. Справа — рисунок из книги R. K. Salar, 2017. Thermophilic Fungi. Basic Concepts and Biotechnological Applications

Однако выдерживать высокие температуры термофильным грибам помогают не только морфологические особенности, но и генетические. Сравнив геномы термофильных и мезофильных (растущих при умеренных температурах) грибов, ученые показали, что размер генома термофилов меньше, чем у мезофилов, за счет потери генов, мобильных генетических элементов, уменьшения размеров интронов и межгенных областей. Такая же закономерность наблюдается и у термофильных прокариот. Биологический смысл этих потерь в том, что маленький геном помогает проводить деление клетки быстрее (меньше времени уходит на репликацию ДНК); кроме того, снижается потребление энергии для синтеза нуклеотидов. Исследование протеомов выявило некоторые особенности в составе белков, где часто происходили последовательные замены аминокислот (наиболее частая — замещение лизина аргинином), связанные с термофилией. Такие замены делают белки стабильными при высоких температурах.

Благодаря этим особенностям все термофильные грибы являются потенциальными источниками различных коммерчески важных термостабильных ферментов, многие из которых уже используются в пищевой промышленности. Так, Thermomyces lanuginosus может не только портить, но и улучшать хлеб, благодаря ксиланазе — ферменту, разлагающему ксилан, один из компонентов гемицеллюлозы в клеточной стенке растений. В одной из работ было показано, что присутствие термостабильной ксиланазы при выпечке хлеба привело к увеличению удельного объема хлеба и улучшению текстуры мякиша.

Влияние ксиланазы на объем хлеба

Влияние ксиланазы Thermomyces lanuginosus на объем хлеба. a — фотографии целой буханки хлеба, b — разрезанной. Слева направо: контроль без добавок, хлеб с добавлением очищенной ксиланазы 5, 10, 20, 40, 60 и 100 ppm (частей на миллион; мг/кг-1). Фото из статьи Z.Q. Jiang et al., 2005. Characterization of a xylanase from the newly isolated thermophilic Thermomyces lanuginosus CAU44 and its application in bread making

Таким образом, небольшое открытие Прасковьи Циклинской привело к тому, что неизвестный гриб из садовой почвы стал отправной точкой в изучении термофилии эукариот и заложил основу важной биотехнологической отрасли по получению и использованию термостабильных ферментов.

Клод Моне, «Стога сена в Живерни, Закат», 1888–1889 год. Музей современного искусства города Сайтама, Япония. Изображение с сайта wikiart.org.

Евгений Антонов


28
Показать комментарии (28)
Свернуть комментарии (28)

  • dimmis  | 30.06.2021 | 12:56 Ответить
    Спасибо за статью.

    А можно поподробнее, что за реакция приводит к самовозгоранию сена? Это видимо уже какая-то чисто химическая реакция, не связанная с деятельностью микроорганизмов?
    Ответить
    • EvgenyA > dimmis | 30.06.2021 | 17:39 Ответить
      Участие микроорганизмов при нагревании сена это лишь первый этап, поднимающий температуру до 60 (иногда выше) градусов, если на нем процесс не останавливается (например, масса сена достаточно велика, рассеивание тепла затруднено) то постепенно происходит обугливание (при температуре больше 100 градусов), далее частички угля поглощают всё больше кислорода и при температуре больше 150 градусов происходит самовозгорание.
      Ответить
      • dimmis > EvgenyA | 01.07.2021 | 08:29 Ответить
        Но при температуре свыше 60 градусов деятельность грибов и бактерий останавливается, как я понимаю, откуда дальнейший поток тепла, чтобы нагреть сено до 100 градусов и выше?
        Ответить
        • OSAO > dimmis | 01.07.2021 | 08:53 Ответить
          Представьте стог в виде кучи сенажных шаров, внутри каждого из которых ведут свою нагревательную деятельность бактерии. Тут можно и мат. модель создать. Хотя во всех шарах бактериальная активность одинакова, но из-за неравной теплоотдачи внешние шары будут холоднее, а внутренние, наоборот, будут перегреваться. Там, во внутренних шарах, все бактерии уже погибли, а температура все равно растет из-за притока тепла от соседних.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > OSAO | 01.07.2021 | 10:38 Ответить
            Я отчего-то думал, что если соседние зоны нагреваются не более, чем до 60 (дальше греть невозможно, т.к. "грелка" выключается - грибы дохнут), то и любой конкретный участок не может стать теплее, как бы мы не возились с их взаиморасположением и неравномерным охлаждением...

            Расскажите, пожалуйста, как что-то может стать теплее, чем температура соседей?

            Для меня это совершенно не укладывающаяся в голове мысль. Ведь, чтобы "тут" стало теплее,
            - либо по-соседству должно быть горячее, чем "тут"
            -либо "тут" должна быть проделана работа по нагреву.
            А ведь работу производить некому - "работник" сдох при 60ти...

            Как бы много соседей не было, если ни один из них не теплее 60ти - так и мне неоткуда взять бОльшую температуру без хим/физ/био процессов. Иначе - мистика.
            Это я так на уроках физики в свое время понял.
            В чем я не прав?
            Ответить
            • EvgenyA > Юрий Фёдоров | 01.07.2021 | 11:24 Ответить
              Сено своего рода теплоизолятор, но как описано выше из-за неравномерного нагревания в центре температура повышается сильнее (и не рассеивается), чем по краям стога. В центре микроорганизмов уже нет, они погибли, а по краям еще живы и генерируют тепло. Это тепло скапливается в центре стога, а по краям рассеивается позволяя микроорганизмам жить и продуцировать тепло дальше. Соответственно за счет повышения температуры в центре и уменьшения влажности (вода испаряется из-за высоких температур) в центре сено очень горячее (выше 100 градусов) и очень сухое. Происходит обугливание и в процессе образуется пористый уголь (аналогично древесному), который активно поглощает кислород, что также способствует выделению тепла, далее реакция становится самоподдерживающейся и происходит самовоспламенение при достижении критических температур.
              Ответить
              • Юрий Фёдоров > EvgenyA | 02.07.2021 | 07:27 Ответить
                Так я вот именно о том, что все соседние тоже дохнут при 60 - а значит, не генерируют больше тепла, чем 60 градусов. Сколько бы мы ни "скапливали" 60-ти градусное тепло, оно не станет даже 60 с половиной градусов, если кто-то не выполнит дополнительной работы по разогреву.
                Но вопрос отпал: уже сообщено (уважаемым ВАФ), что после 60 разогрев продолжают производить уже иные силы - неживые химреакции "банального окисления".

                И в моей голове все встало на места.
                Ответить
                • OSAO > Юрий Фёдоров | 02.07.2021 | 10:19 Ответить
                  Ничего у вас не встало в голове. Наоборот, вы окончательно запутались с этими живыми и неживыми химреакциями. Просто медленно прочитайте совершенно правильные посты Евгения и подумайте.
                  Возьмем эл.лампочки, подберем напряжение, чтобы они нагревалась только до 60° и сложим их в кучу величиной со стог. Вопрос: какая температура будет в середине? Наводящий вопрос: перегорит ли часть лампочек в середине?
                  Ответить
                  • Юрий Фёдоров > OSAO | 02.07.2021 | 11:32 Ответить
                    Не забудьте отключить каждую навсегда, как только она нагреется до 60 - и в Вашей голове тоже все встанет на нужные места)
                    Ответить
                    • OSAO > Юрий Фёдоров | 02.07.2021 | 13:14 Ответить
                      Если нечаянно обидел, то прошу извинить.
                      Ответить
                  • Chyyr > OSAO | 15.08.2021 | 09:50 Ответить
                    У меня тоже не встало в голове.

                    В математике есть теорема, так называемый принцип максимума для уравнения теплопроводности. Она утверждает, что если имеется нагретый участок тела, в котором нет внутренних источников тепла (но они могут быть в других участках тела), то максимальная температура достигается или на границе участка, или в начальный момент времени. То есть если в основной массе тела внутренних источников тепла нет (вообще нет или уже нет - например, они выключились при достижении температуры в 60 градусов), а там где они есть, температура не поднимается выше 60 градусов, то - в силу теоремы - температура всего тела не может подняться выше 60 градусов.

                    Причем теорема работает не только для однородных сред. Чтобы работало предложенное вами объяснение, математическая модель стога сена должна отличаться от классической модели.
                    В частности, по какой-то причине тепло должно самопроизвольно передаваться от менее нагретых участков тела к более нагретым.

                    Возможно, если "наивную" передачу тепла в стиле XIX века (два тела соприкасаются, тепло передается от более нагретого к менее нагретому) заменить излучением-поглощением, как вы предложили в примере с лампочками, то получится другая модель, в которой сформулированного выше принципа максимума не будет. Но это не очевидно.
                    Ответить
                    • OSAO > Chyyr | 15.08.2021 | 13:56 Ответить
                      Вы смотрите на мир с математических позиций? Хорошо, вот задача: представим себе эл.лампочку в форме шара диаметром 10 мм, затем соберем из них куб со стороной 10 лампочек, подвесим его и включим всю эту тысячу приборов разом. Если каждая лампа нагревается до 50°(пятидесяти), то какая температура будет в середине куба через час?
                      Ответить
                      • Artemo > OSAO | 09.05.2024 | 14:03 Ответить
                        Если при 50 они отключаются, то 50. Передача от менее горячего к более горячему невозможна без затрат энергии.
                        Ответить
            • OSAO > Юрий Фёдоров | 01.07.2021 | 14:06 Ответить
              Ключевое слово здесь - теплоотдача. Возьмем, допустим, детский кубик и поместим внутрь нагреватель, а на каждую грань приклеим термодатчик. Если кубик висит в воздухе, то, поскольку теплоотдача во все стороны равна, все грани нагреты одинаково. А если поставить кубик на металлический предмет? Нижняя грань будет холоднее, поскольку тепло активно уходит в металл. А если поставить на пенопласт? Нижняя грань нагреется выше пяти остальных. А если сдвинуть два таких кубика?
              Так что, мистики тут никакой нет, а, грубо говоря, одно тепло упирается в другое тепло, что и приводит к супер-разогреву. Вам известна народная байка, что насквозь, до полусмерти, прозябший мужик надежнее всего вернется к жизни, если положить его между двух голых баб? О тож... )))
              Ответить
              • leonid_ge > OSAO | 01.07.2021 | 22:35 Ответить
                Известна эта байка. В ней говорится, что мужик разогреется до 100 градусов, а потом загорится, и вместе с ним сгорят бабы.
                Ответить
              • Юрий Фёдоров > OSAO | 02.07.2021 | 07:16 Ответить
                Описанная Вами картина прекрасна. Однако, если Ваш нагреватель автоматически отключится при достижении 60 градусов - даже очень-очень голые соседние кубики-бабы не смогут разогреть этот кубик и на полградуса выше, вот в чем меня убедили в свое время в школе.
                Ответить
          • VAF > OSAO | 01.07.2021 | 15:51 Ответить
            В корне неверно!
            За счет бактерий выше 60 градусов разогреть невозможно.
            После их смерти всё греется банальным окислением, которое благодаря плохой теплопередаче и большому объёму может довести до самовоспламенения.
            Ответить
            • Юрий Фёдоров > VAF | 02.07.2021 | 07:17 Ответить
              Вот! Я о том же.
              Только не так уверенно)
              Ответить
  • ВК  | 30.06.2021 | 14:30 Ответить
    Спасибо, очень интересно!!! А я вспомнил про нагревание в силосных ямах, когда в самые сильные морозы там тепло. Там наверное тоже имеет место влияние термофильных грибов? А насчет сена, я вспомнил эпизод из своего детства, когда в поле рядом с лесом стояла большая скирда сена, которая вот так вот испортилась и уже была непригодна для коров, хотя вроде бы издалека казалось, что сено хорошее
    Ответить
    • EvgenyA > ВК | 30.06.2021 | 17:49 Ответить
      Обычно для предотвращения развития микроорганизмов в силосные ямы растительную массу закладывают достаточно плотно (чтобы уменьшить доступ кислорода), сама же масса обычно имеет влажность больше 60% процентов (в отличии от сена, где нормой считается не больше 15%), поэтому если доступ к кислороду не прерывается то происходят все те же процессы, что описаны в статье выше.
      Ответить
      • OSAO > EvgenyA | 01.07.2021 | 08:42 Ответить
        силосные ямы растительную массу закладывают достаточно плотно
        @
        Не "достаточно плотно", а очень плотно. Поверх силосной траншеи ездит гусеничный трактор, как минимум, а то и вибротрамбовка применяется.
        Ответить
      • antiximik > EvgenyA | 01.07.2021 | 11:55 Ответить
        поэтому если доступ к кислороду не прерывается то происходят все те же процессы
        Анаэробы же в кислородах нужды не имеют... оО
        Те же лактобациллы будут только рады такому стечению обстоятельств (для чего всё это и придумано)... ;)
        Ответить
        • EvgenyA > antiximik | 01.07.2021 | 12:03 Ответить
          Только вот лактобациллы не смогут разлагать сено... И активность анаэробных бактерий в целом значительно ниже. Грибы - главные при разложении растительной биомассы за счет большей продукции ферментов и их количества, а они практически все аэробы...
          Ответить
          • antiximik > EvgenyA | 01.07.2021 | 12:15 Ответить
            Грибы - главные при разложении растительной биомассы за счет большей продукции ферментов и их количества, а они практически все аэробы...
            Стоп-стоп-стоп! Сейчас речь про "силосные ямы". Там анаэробная ферментация - 146%!
            Ответить
            • EvgenyA > antiximik | 01.07.2021 | 12:18 Ответить
              Я про тот случай, когда доступ к кислороду не прерывается за счет утрамбовки=)
              Ответить
              • antiximik > EvgenyA | 01.07.2021 | 12:36 Ответить
                Я про тот случай, когда доступ к кислороду не прерывается за счет утрамбовки=)
                Окей.)

                И всё-таки возвращаясь к анаэробам, те же метантэнки тоже прилично так нагреваюцца... Там археям холодновато в наших мезофильных условиях становится, и они печку начинают топить (или что-то вроде того)... :]
                Ответить
  • ВК  | 30.06.2021 | 19:15 Ответить
    Спасибо!!!
    Ответить
    • EvgenyA > ВК | 01.07.2021 | 11:17 Ответить
      Думаю комментатор имел в виду обычные небольшие приусадебные силосные ямы, где виброплиты не используют, а вручную уплотняют массу. А так, конечно, при промышленной заготовке всё уплотняется "до максимума".
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»