Перламутровый «Крик»

Перед вами знаменитая картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик», написанная в конце XIX века. На картине изображена кричащая от отчаяния человеческая фигура на фоне ярко-красного неба. Волнообразные линии пейзажа рефреном повторяют контуры головы, лица и закругленного в гримасе крика. Человеческий крик, таким образом, как бы входит в резонанс с криком природы, что рождает ощущение острой и болезненной тревоги, от которой никуда не спрятаться.

Сам Мунк в своих дневниках описал день, когда к нему пришел сюжет этой картины, так: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.» Эта запись датирована 22 января 1892 года. С этих пор художник на протяжении более чем пятнадцати лет обращался в своем творчестве к этому волнующему пейзажу.

Четыре версии картины "Крик"

Четыре версии картины «Крик». Слева направо: картон, темпера, 1893 год (Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло); картон, пастель, 1895 год (продана на аукционе «Сотбис» в 2012 году); картон, темпера, 1893 год (Музей Мунка, Осло); версия примерно 1910 года (Музей Мунка, Осло). Изображение из статьи F. Prata et al., 2018. The Sky in Edvard Munch’s The Scream

В 2004 году была высказана идея, что яркое небо на картине вдохновлено красным закатом после извержения в 1883 году вулкана Кракатау. Однако в 2017 году норвежские ученые предположили, что Мунк изобразил перламутровые облака — уникальные стратосферные облака, образующиеся на высоте 15–30 км. Для образования облаков на такой большой высоте нужны очень низкие температуры (порядка −80°C на высоте 20 км), поэтому перламутровые облака образуются в холодное время года, в основном в полярных широтах. По этой причине их также называют полярными стратосферными облаками. Наличие горных хребтов, при обтекании которых влажный воздух вынужден подниматься вверх, является дополнительным стимулом к образованию таких облаков. Именно поэтому на гористом Скандинавском полуострове перламутровые облака встречаются относительно часто.

Оправдывая свое название, перламутровые облака действительно способны переливаться подобно перламутровой раковине, когда на грани льдинок, из которых состоят облака, падает солнечный свет. Из-за того что перламутровые облака образуются так высоко, они способны получать солнечный свет из-за горизонта, и, в отличие от своих собратьев, расположенных ниже, могут сиять еще пару часов после заката. Очевидцы пишут, что красота этих облаков поражает воображение. Обычно после захода солнца человек ожидает увидеть темноту, но вместо этого всё небо словно подсвечивается яркими каскадными огнями. Волнистые переливы холодных неуютных кислотных цветов в сумеречном небе сами по себе рождают некое ощущение тревоги, сходное с ощущением от картины Мунка.

Серия фотографий перламутровых облаков

Серия фотографий перламутровых облаков, сделанная после захода солнца 20 января 2008 года в Южной Норвегии. Фото показаны в хронологическом порядке. Видно, что поначалу облака похожи на обычные перистые и не особенно яркие, но по мере потемнения неба цвета становятся всё ярче, уходят в красный, облака сохраняют волнистость. Фото © F. Prata из статьи F. Prata et al., 2018. The Sky in Edvard Munch’s The Scream

В пользу того, что на картине Мунка изображены именно полярные стратосферные облака, был приведен ряд аргументов как с научной, так и с искусствоведческой точки зрения. Так, норвежские исследователи считают, что красные закаты после извержения Кракатау наблюдались довольно часто и вряд ли настолько впечатлили бы Мунка. К тому же в красной дымке, которая наблюдается при вулканических закатах, переход цветов обычно постепенный, а не резкий, как на картине художника. Кроме того, вулканические закаты, как правило, не выглядят «волнистыми».

Вулканический закат

Фотография вулканического заката, сделанная из самолета, летящего на высоте 11 582 метра над Южной частью Тихого Океана после извержения вулкана Пуеуэ на юге Чили. Слои красных и оранжевых оттенков создаются благодаря избирательному рассеянию света вулканическими аэрозолями высоко в атмосфере (обычно на высоте 20 км и выше) Фото © F. Prata из статьи F. Prata et al., 2018. The Sky in Edvard Munch’s The Scream, 11 июля 2011 года

В 2018 году ученые из Великобритании и США опубликовали статью, в которой поддерживают гипотезу перламутровых облаков и разбирают ее более подробно, сравнивая картину с фотографиями вулканических закатов, анализируя цветовую палитру, чередование цветов и форму облаков.

Сравнение фрагментов картины "Крик" с перламутровыми облаками и вулканическим закатом

Сравнение фрагментов картины «Крик» (a — версия 1910 года, b — версия 1893 года) с фотографиями перламутровых облаков (c) и вулканического заката (d). Видно, что волнистость рисунка соответствует волнистости перламутровых облаков. Изображение из статьи F. Prata et al., 2018. The Sky in Edvard Munch’s The Scream

В Норвегии вулканические закаты были наиболее яркими в 1883 году и продолжались до февраля 1884 года, когда Мунк был еще слишком молод и только начинал свое обучение рисованию. На тот момент Мунку было 19 лет, у него еще не сложился собственный стиль, не был пережит трагический опыт смерти отца и последовавшей за ней тяжелой депрессии. К началу 1890-х, два раза побывав в Париже, познакомившись с картинами Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пережив несколько сложных жизненных периодов, художник обретает свое видение мира и свой стиль. В это время появление замысла картины «Крик» представляется уже более вероятным.

И всё же точно сказать, когда была написана картина, нельзя. Это связано с тем, что сам Мунк достаточно вольно датировал свои работы. Известны случаи некорректных с официальной точки зрения датировок, которые автор делал своей рукой. Однако общепринятой датой первой версии картины «Крик» является 1893 год. Стоит отметить, что наблюдения перламутровых облаков в южной части Норвегии были задокументированы по крайней мере пять раз в 1892 году.

Таким образом, точных доказательств того, что на картине Мунка изображены именно перламутровые облака, нет. Может быть, правы те ученые, которые поддерживают гипотезу вулканического заката, а вполне возможно, что картина Мунка и его дневниковая запись и вовсе не опираются на фактическое наблюдение, больше отражая душевное состояние художника, чем реальное природное явление. Однако, если на картине изображены именно перламутровые облака, то картина «Крик» является одним из самых ранних визуальных документальных изображений таких облаков.

Эдвард Мунк «Крик», 1893 год. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия. Изображение с сайта музея nasjonalmuseet.no.

Дарья Пискунова


9
Показать комментарии (9)
Свернуть комментарии (9)

  • Bedal  | 07.07.2022 | 07:58 Ответить
    На картине изображена кричащая от отчаяния человеческая фигура
    Нет, конечно. На картине изображена человеческая фигура, в отчаянии затыкающая уши, чтобы защититься от крика природы. Даже из приведённой цитаты Мунка это ясно, а есть и другие.
    И да, световая картина, поразившая Мунка, вполне могла дополняться очень популярным тогда фактом о невероятной силы звуке, порождённом взрывом Кракатау.
    Ответить
  • dariadaria02  | 07.07.2022 | 11:59 Ответить
    Спасибо за комментарий! Предположение о звуке от вулканического извержения довольно любопытно. Действительно, согласно некоторым источникам, звук от извержения Кракатау стал самым громким на памяти человеческой цивилизации вообще. Существуют гипотезы, что данный факт мог найти своё отражение в данной картине (https://stereo.ru/p/4ck4h-samyy-gromkiy-zvuk-v-istorii-chelovechestva-perevod)
    Тем не менее, точно утверждать этого нельзя, учитывая то, что Мунку был вообще чужд реализм. Как и в случае с гипотезой вулканических закатов, можно сказать, что художник был ещё слишком молод, когда случилось извержение, и к тому же, мог знать о силе звуковой волны от него только по рассказам очевидцев (в Европе регистрировались только колебания давления, вызванные прохождением звуковой волны, самого звука слышно не было). Помимо извержения Кракатау, звук, вдохновивший Мунка, мог быть совершенно другого (не менее жуткого) происхождения (https://totallyhistory.com/the-scream/). И этот звук художник уже мог, к большому сожалению, слышать своими ушами.
    Фигура, изображённая на картине, действительно закрывает уши в попытке спрятаться от всепроникающего звука, но эта попытка, судя по всему, оказывается безуспешной. Человек поддается "энергии" этого крика, граница между ним и "кричащим" окружающим миром как бы стирается. Эта неудавшаяся попытка защититься только усиливает атмосферу безысходности и ужаса , которую производит картина.
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > dariadaria02 | 08.07.2022 | 09:36 Ответить
      Вот совершенно поддерживаю и согласен!
      Конечно это существо кричит!
      Зажимая уши кричит.
      Беззвучно кричит, но кричит - линиями, жестом, цветом, формой - ужасно, нутряно, душераздирающе...
      Я, правда, сомневаюсь, что это человеческая фигура...)
      Это, скорее,
      фигура крика.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Юрий Фёдоров | 17.07.2022 | 09:35 Ответить
        А человеческие - те две фигуры, на заднем плане. Вот они - да, человеческие. И разница очевидна.
        Ответить
  • Николай Ц  | 07.07.2022 | 13:29 Ответить
    "когда на грани капель, из которых состоят облака,"
    У капель нет граней.
    Ответить
    • dariadaria02 > Николай Ц | 07.07.2022 | 14:04 Ответить
      Верно, моя неточность. Имелись ввиду просто различные точки на поверхности капли, дающие интерференционную картину (наложение монохроматических световых волн, идущих от разных точек друг на друга, в результате чего получаются максимумы и минимумы для каждого цвета).
      Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 08.07.2022 | 09:40 Ответить
    А облака - да уж, чего тут говорить - красавцы!
    Как хорошо, что мы - люди - есть, и можем эти чудеса увидеть и оценить!
    На хрена бы все это было нужно, если б не было нас??))
    Ответить
    • Artemo > Юрий Фёдоров | 08.07.2022 | 10:11 Ответить
      Космос очень красив, но большей части его мы не видим, да и не увидим никогда. Прекрасное просто есть, и это прекрасно
      Ответить
      • andrey30 > Artemo | 09.07.2022 | 00:25 Ответить
        Вздор. Космос жесток по отношению ко всему живому. Не будет преувеличением сказать, что большинство мест во Вселенной, где что-либо происходит, - ад и смерть. Да и в живой природе всё очень грустно. История эволюции - сплошная череда ужаса, боли и смерти. Война всех со всеми на выживание, где победители и побежденные заканчивают одинаково - смертью. Вселенная - юдоль плача и печали. Наша планета унавожена смертью на 150 км вверх и 300 км вниз. Этот горшочек продолжает варить. Единственное спасение - не плыть по течению убивая в борьбе, но любовь. Иисус был крут, знал толк в жизни. Наши тела закованы в биохимию пожирания, наш разум подчинен инстинктам самосохранения. Единственный способ разрушить этот круг сатаны - развернуть своё существование от самосохранения к самопожертвованию, от пожирания - к любви.
        Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

Сенильные бляшки бета-амилоида
Дефицит лития играет важную роль в патогенезе болезни Альцгеймера

Картофель (Solanum tuberosum)
Клубни у картофеля появились благодаря гибридизации дикого Solanum etuberosum с томатом

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»