На фото — бесполая форма, или анаморфа, печёночницы обыкновенной (Fistulina hepatica). Этот гриб широко распространен в российских лесах, растет в основном на дубе и каштане — на живых деревьях и пнях недавней порубки. Плодовые тела встречаются преимущественно в половой форме, или телеоморфе, и в народе имеют название «тещин язык» за специфическую внешность, текстуру и способность «высовываться» из полостей деревьев. В европейской традиции прижилось название гриб-бифштекс (см. картинку дня Гриб-бифштекс).
Гриб относится к трутовикам, заражает живые деревья через трещины коры, раны, спилы, разломы, вызывая бурую гниль древесины (см. картинку дня Древесная гниль). Особенность бурой гнили состоит в том, что она разрушает только целлюлозу, но не лигнин. На ранних стадиях заражения древесина под воздействием ферментов этого гриба приобретает темный коричневый оттенок и несколько упрочняется — это реакция самого дерева, тигмоморфогенез (см. Thigmomorphogenesis), — поскольку процесс деградации идет медленно. Такая древесина высоко ценится в мебельном производстве.
В половой версии плодовое тело у печёночницы довольно гладкое, внизу белый трубчатый слой — гименофор, внутри которого в спорангиях развиваются базидиоспоры (споры полового размножения). У бесполой морфы поверхность плодового тела разной степени корявости, трубчатого гименофора нет, по всей поверхности плодового тела на выростах мицелия в результате митоза образуются конидии — неподвижные споры бесполого размножения. Крошечные, невооруженным глазом неразличимые.
Анаморфа (слева) и телеоморфа печёночницы обыкновенной, целые плодовые тела и в разрезе. Фото Татьяны Натальиной, Краснодарский Край, август 2024 года
Бесполые морфы у печёночницы встречаются нечасто, но и не сказать, чтобы совсем уж редко. По крайней мере в наших кубанских предгорьях попадаются ежегодно. Описаны такие формы были еще в позапрошлом столетии, именно, как анаморфы печёночницы обыкновенной. В 1983 году в работе с подробным описанием конидиогенеза у бесполой морфы было предложено присвоить ей родовое название Confistulina, поскольку грибы классифицировались на тот момент по способу размножения.
Микология в качестве самостоятельной науки сравнительно молода, два века всего. Грибы как организмы сильно отличаются и от животных, и от растений, что порой не позволяет применять к ним привычные систематические понятия. Способы размножения и обмен генетическим материалом у них намного более разнообразны, чем в растительном и животном царствах (см. статью Новые виды у грибов образуются нетрадиционными способами).
С появлением молекулярной филогенетики стало понятно, одни и те же грибы могут использовать разные способы размножения в зависимости от обстоятельств. Поэтому с 2013 года, согласно Международному кодексу номенклатуры водорослей, грибов и растений, один гриб, независимо от способа размножения, должен иметь одно название. Так что Confistulina продержалась всего 30 лет. Теперь это анаморфа Fistulina hepatica.
Выглядеть анаморфы печеночницы могут довольно необычно. Фото из статьи D. Humphries, 2017. Confistulina: a rare and little-known state of Fistulina hepatica
Главный вопрос: зачем грибам это надо? Видимо, для успешности расселения. Конидии — крошечные, легкие и способны долго сохраняться в неблагоприятных условиях. При каждом дуновении ветра по лесу их разлетается огромное количество. Попав на дерево, крошечная конидия спокойно подождет капельки росы или дождя, чтобы с нею попасть в трещину коры, разлом или какое другое повреждение на дереве. А там уж непременно прорастет гифами. В нашем лесу анаморфы чаще встречаются в засушливое лето, когда для прорастания спор условия самые неподходящие. Генетически грибы из конидий — это клоны материнского организма.
Половое размножение — более эффективный эволюционный процесс, позволяющий поддерживать генетическое разнообразие (см. Половое размножение помогает отбору отделять полезные мутации от вредных, «Элементы», 01.03.2016), и гриб им активно пользуется. Это более долгое, в сравнении с размножением конидиями, многоэтапное мероприятие: спора должна не только прорасти гифами, но еще и соединиться с подходящими гифами другой проросшей споры для обмена генетическим материалом. Только после этого формируется мицелий нового гриба, уже гибридного происхождения.
Фото Татьяны Натальиной, Краснодарский край, сентябрь 2022 года.
Татьяна Натальина




Типичная телеоморфа печёночницы обыкновенной. Фото Татьяны Натальиной, Краснодарский край, август 2021 года