Перед вами фреска мексиканского художника Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной» (1934 год) на стене Дворца изящных искусств в Мехико.
Эта работа существовала в двух вариантах. Изначально фреска предназначалась для центрального холла Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке и должна была называться «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высоким видением на выбор нового и лучшего будущего» (“Man at the Crossroads”). Однако по мере того как автор прорисовывал детали, стало ясно, что неизбежен конфликт между его коммунистическими взглядами и целью заказчиков работы. После того как почти в самом центре фрески возник Владимир Ленин, Рокфеллеры попросили Риверу заменить его кем-нибудь другим (например, Авраамом Линкольном). Художник решительно отказался, и фреска осталась незаконченной. Позже ее попробовали перенести в Нью-Йоркский музей современного искусства, но это оказалось технически невыполнимо, и фреска была уничтожена.
Ривера же задался целью довести работу до конца и воспроизвел фреску заново, используя как образец черно-белые фотографии предыдущей версии. В этот раз фреска должна была располагаться на стене Дворца изящных искусств в Мехико и называться «Человек, управляющий Вселенной» (“Man, Controller of the Universe”).
В обеих версиях картины главный герой — человек — находится на перекрестке двух дорог: космической и биологической. У Риверы не было естественно-научного образования, но он увлекался медициной и много времени проводил в клиниках, наблюдая за работой хирургов. Биологическую «дорогу» человечества он разбивает на две половины, назовем их условно «жизнь» и «смерть».
Левая, она же верхняя, половина биологической «диагонали» — микроскопическая и «смертельная». Она заполнена возбудителями инфекций, которые в то время вызывали эпидемии, нередко становились причиной смерти людей и в некотором роде считались болезнями общества, потому что распространялись из-за несоблюдения правил гигиены. Не все из них можно однозначно определить, но некоторые вполне узнаваемы.
Центральный фрагмент фрески. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org
Ближе всего к человеку, на темном фоне, расположены силуэты, которые чем-то напоминают трипаносом — протистов, которым люди обязаны сонной болезнью и некоторыми другими, менее известными инфекциями (см. картинку дня Паникующая трипаносома). Дальше, над микроскопом, на оранжевом фоне виднеется белая фигура, которая может быть кишечной сальмонеллой (Salmonella enterica) — возбудителем брюшного тифа, а длинные отростки — ее жгутиками.
Слева — фрагмент фрески с сальмонеллой и трипаносомами. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org. В центре — трипаносома из крови серой крысы. Рисунок из учебника Essentials of bacteriology, 1914 год. Справа — кишечная сальмонелла под микроскопом. Фото с сайта britannica.com
Верхний ряд диагонали заполнен палочковидными и шарообразными бактериями — бациллами и кокками. Их непросто разглядеть издалека, но где-то среди них наверняка затесались чумная палочка (Yersinia pestis, в ранних учебниках она обозначена как Bacillus pestis) и туберкулезная палочка Коха (которую сейчас знают как микобактерию —Mycobacterium tuberculosis, а тогда она тоже считалась бациллой — Bacillus tuberculosis).
Слева — фрагмент фрески с палочками и кокками в верхнем ряду. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org. В центре — туберкулезная палочка в мокроте пациента. Увеличение 2100×. Справа — возбудитель бубонной чумы чумная палочка. Изображения из учебника W. J. MacNeal, 1920. Pathogenic micro-organisms
Кроме того, и в верхнем, и в нижнем ряду видны кружочки на прямых или изогнутых ножках. Они напоминают споры — формы существования, в которых бактерии пережидают неблагоприятные условия. Это могут быть споры, например, столбнячной палочки или возбудителя сибирской язвы Bacillus anthracis.
Слева — фрагмент фрески со спорами бактерий. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org. В центре — бациллы и споры возбудителя сибирской язвы. Увеличение 1000×. Изображение из учебника 1914. Essentials of bacteriology. Справа — споры столбнячной палочки. Изображение из учебника W. J. MacNeal, 1920. Pathogenic micro-organisms
Около микроскопа Ривера изобразил иммунную клетку человека — лейкоцит. Ее можно узнать по крупному сегментированному ядру и характерной окраске (краситель гематоксилин окрашивает ядра в синий) — это нейтрофил, специалист по поглощению бактерий. Он может показаться лишним среди окружающих его бактерий, но при ближайшем рассмотрении в его цитоплазме видны мелкие синие точки. Это гонококки, бактерии-возбудители гонореи, которые известны своей способностью выживать даже будучи фагоцитированными иммунной клеткой.
Слева — фрагмент фрески с нейтрофилом. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org. Справа — гонококки и нейтрофилы. Увеличение 1000×. Изображение из учебника W. J. MacNeal, 1920. Pathogenic micro-organisms
Рядом с нейтрофилом извиваются тонкие полоски — это бледные трепонемы из группы спирохет, возбудители сифилиса. Прямо под ними Ривера — видимо, в качестве мести — изобразил крупную очкастую голову Джона Рокфеллера в окружении женщин легкого поведения.
Слева — фрагмент фрески. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org. Справа — бледные трепонемы. Темнопольная микроскопия, увеличение 54×. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Правая, нижняя, половина диагонали, напротив, изображает жизнь — от самых ее истоков до появления на свет. Правда, не вполне в хронологическом порядке. Слева сверху — молочная железа с ее внутренними протоками (см. картинку дня Молочная железа во время лактации). Правее изображен темно-фиолетовый яичник с фолликулами на разных стадиях созревания. Первые два еще незрелые, а третий уже лопнул, высвободив яйцеклетку в яйцевод (вероятно, именно он находится внизу диагонали). В качестве оболочки яичник окружен стадиями деления клетки.
Фрагмент фрески, на котором видны молочная железа с протоками, фолликулы яичника, кормление младенца грудью и...Ленин, пожимающий руки рабочим разных рас и полов. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org
В крайнем правом углу Ривера поместил нечто, напоминающее семенной каналец в поперечном разрезе, производящий сперматозоиды, а между ним и яичником — плод внутри матки.
Фрагмент фрески с плодом внутри матки и канальцем семенника в правом углу диагонали. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org
Посередине диагонали, то есть непосредственно на распутье, художник поместил изображение атомов, а под ними — делящуюся клетку. Клетка выглядит очень схематично, поэтому едва ли принадлежит какому-то конкретному организму. Скорее уж она символизирует деление как основу жизни — как для патогенных организмов в левой части диагонали, так и для будущих людей — в правой.
Фрагмент фрески, изображающий атомы (вверху шара) и деление клетки (внизу). Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org
Если вы узнаете на этой картине еще какие-то объекты (бактерии, органы, клетки) или кого-то из людей (среди толпы, например, затесались не только Лев Троцкий, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, но и Чарльз Дарвин), расскажите об этом в комментариях.
История создания и разбор картины от Академии Хана
Изображение со страницы в Фейсбуке Дворца изящных искусств в Мехико. Диего Ривера «Человек, управляющий Вселенной», 1934 год.
Полина Лосева
Оба варианта фрески. Слева — черно-белая фотография картины «Человек на распутье» 1933 года в Нью-Йорке, справа — фотография фрески 1934 года в Мехико. Кадр из видео Академии Хана с сайта khanacademy.org